Связь физико-механических свойств почв (часть 2)
13.03.2013

В.А. Капиносом с помощью деривативной термогравиметрии и кривых скорости сушки установлено, что II критическое состояние описывается следующим уравнением:

Связь физико-механических свойств почв (часть 2)

Воронин предполагает, что в области между I и II критическими потенциалами находится пленочная рыхлосвязанная влага. В области II критического потенциала находятся значения влажности соответствующие величинам влажности влаги завядания (ВЗ), определенные методом вегетационных миниатюр В.А. Капиносом. Это позволило Воронину считать ВЗ почвенно-гидрологической «константой», находящейся в тесной зависимости от физического состояния почвы.
Наши исследования прочности почвенных паст и агрегатов (рис. XVI.23) показали, что в области II критического потенциала наблюдается перелом в ходе кривых прочности, т.е. в этой области начинается резкое упрочнение почвенных связей. Это явление служит еще одним доказательством, что ВЗ является почвенно-гидрологической «константой».
Значения прочности структуры в области II критического потенциала варьируют в гумусовых горизонтах различных почв от 2 до 4 кг/см2, а в горизонтах В - от 1.3 до 6.7 кг/см2.
III критический потенциал на кривой ОГХ соответствует такому количеству влаги, при котором влага из толстых пленок частично перетекает под мениски до тех пор, пока не установится равновесие между ее толщиной и кривизной сосуществующих с ней менисков. Это третье критическое состояние описывается следующей зависимостью:
Связь физико-механических свойств почв (часть 2)

С областью III критического состояния связано много физических свойств. В этой области вода находится преимущественно в виде пленок, переходящих на контактах между почвенными частицами в вогнутые мениски с достаточно большой кривизной, которые обуславливают развитие в этих точках сравнительно больших контракционных сил, прочно удерживающих частицы. Вероятно этим и обусловлен небольшой пик на кривой прочности почвенной пасты в области III критического потенциала (рис. XVI.23).


Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Введите два слова, показанных на изображении: *