Почвенно-гидрогеологические условия Порсуйского и Хорезмского-Ташаузского орошаемых районов
27.06.2015

В состав проекта Куня-Дарьи, в восточной его части, входит значительный район существующего старого орошения (кишлак Порсу). Загрузка территории здесь крайне незначительна и, по-видимому, не превышает 25% общего контура орошения. Тем не менее уровень грунтовых вод здесь весьма высок и лежит в пределах 1—3 м от поверхности. Прослеживая положение зеркала грунтовых вод отсюда на запад, в сухую степь, устанавливается, что оно в пограничной области очень быстро падает до названных выше уровней в 15—20 м. Это крутое падение свидетельствует о весьма слабом боковом рассасывании грунтовых вод.
Южнее территории Куня-Дарвинского проекта, выше по течению Аму-Дарьи, располагается обширный район существующего старого орошения, Хорезмско-Ташаузский (быв. Хивинский оазис). Геоморфологически он представляет собой такую же часть древней долины Аму-Дарьи, как и Куня-Дарья, но ширина его, от Аму-Дарьи до песков на западе, значительно уже.
В целом район выполнен как обычно слоистой свитой аллювиальных отложений пестрого механического состава. В верхнем покрове преобладают суглинки, среди которых громадным развитием пользуются так называемые культурно-ирригационные наносы мощностью до одного метра.
Весьма важной чертой строения наносов является то, что на незначительной глубине в 2—3 м суглинистая свита подстилается рыхлым аму-дарьинским (серым) песком, который должен был бы дренировать район. Общее строение южной части оазиса показано на нижеследующих трех поперечных и одном продольном гидрогеологических профилях (черт. 85, 86, 87 и 88, Георгиевский).

Почвенно-гидрогеологические условия Порсуйского и Хорезмского-Ташаузского орошаемых районов

Несмотря на это казалось бы исключительно благоприятное строение тем не менее уровень грунтовых вод по всему району чрезвычайно высок и лежит в пределах 0—3,0 м от поверхности. Средняя глубина для всего района (орошаемого и неорошаемого) лежит в июле — августе на глубине около 140 см от поверхности. Средняя засоленность грунтовых вод около 2—4 г на литр, но амплитуда засоления весьма велика, от 1,5 до 50 г на литр. При этом степень засоления воды не всегда увязывается с засолением почвогрунта: чаще под солончаками лежат и засоленные воды, но нередко их находят и под почвами промытыми.
He подлежит никакому сомнению, что такой высокий горизонт грунтовых вод является не первобытным, а создан орошением.
Практика показывает, что в этих условиях обычно достаточно одного лета для того, чтобы поверхность поля осолонилась до степени, не допускающей дальнейшую на ней культуру. Поэтому земледелец вынужден ежегодно зимой или ранней весной обильно (3 000—6 000 м3) промывать свое поле, и тем не менее осенью культуры находятся всегда под угрозой страдания от засоления. Естественно, что такое хозяйство должно быть признано крайне напряженным и неустойчивым. Оно требует значительных дополнительных сил на зимние поливы, а последние отяжеляют гидрогеологический режим и создают сплошные солончаки и болота всюду на перелогах, между культурными полями. Кроме того таким образом создается неблагоприятная санитарно-гигиеническая обстановка района.
Почвенно-гидрогеологические условия Порсуйского и Хорезмского-Ташаузского орошаемых районов
Почвенно-гидрогеологические условия Порсуйского и Хорезмского-Ташаузского орошаемых районов
Почвенно-гидрогеологические условия Порсуйского и Хорезмского-Ташаузского орошаемых районов

Рассмотрение гидрогеологических профилей заставляет признать, что отсутствие дренирующего эффекта песков в данном случае объясняется тем, что они подперты на западе песчаниками, а на севере — глинистыми отложениями Куня-Дарьи. В силу этого южный Xoрезм представляет собой как бы песчаный бассейн, выполненный фильтрационными оросительными водами.
По существу такова неизбежная судьба всех аналогичных рассматриваемому недренированных районов. Систематическая фильтрация воды из каналов (сравни гидроизогипсы на черт. 89 и 90) поднимает уровень грунтовых вод, и почвы начинают осолоняться. Это вызывает потребность в промывках, что, спасая от засоления отдельные поля, одновременно ухудшает условия других полей и всего района в целом. Тогда наступает период последовательного забрасывания засоленных пашен и коэффициент использования территории уменьшается до тех пор, пока площадь перелогов не окажется достаточной для того, чтобы принимать на себя избыточные фильтрационные воды и выщелачиваемые соли. Таким образом в практике примитивного туземного орошения и устанавливается постепенно некоторое равновесие между площадями культурных земель и перелогами, выражающееся обычно коэффициентом использования земель около 50%, а часто и значительно ниже.
Почвенно-гидрогеологические условия Порсуйского и Хорезмского-Ташаузского орошаемых районов
Почвенно-гидрогеологические условия Порсуйского и Хорезмского-Ташаузского орошаемых районов

При обычных условиях нет никаких оснований ожидать, что судьба Куня-Дарьинского района будет другой. Конечно очевидно существенное принципиальное различие в способах ведения сельского и вообще ирригационного хозяйства на примитивных туземных системах и на системах инженерных, в условиях обобществленного колхозного и совхозного хозяйства. Хаотическое парцеллярное хозяйство резко обостряет результаты основного неблагоприятного естественно-исторического фактора (отсутствие стока грунтовых вод), тогда как, наоборот, строгое плановое водопользование и высокий уровень агротехники на полях могут существенно задержать отрицательное проявление этого неблагоприятного естественного фактора. Однако при обычной самотечной системе орошения главный источник питания грунтовых вод, именно фильтрация из каналов, остается. Кроме того проект предусматривает максимальную загрузку орошаемой территории (до 85%). При этих условиях нет оснований ожидать, что слабый грунтовый отток, который может осуществляться в мелкоземистых грунтах Куня-Дарьи, в состоянии будет справиться с обильными фильтрационными водами. Поэтому целесообразный для данных условий проект непременно должен предусматривать в ближайший период времени после орошения специальную систему мероприятий, направленную на регулирование уровня грунтовых вод. Эти мероприятия могут выразиться в борьбе с потерями в каналах (одежда их) или же в прямом отводе грунтовых вод с помощью глубоких коллекторов или дренажных сооружений того или иного типа.
Всегда выраженная потребность в этих дополнительных мелиоративных сооружениях или мероприятиях, направленных на регулирование грунтовых вод, и отличает принципиально аллювиальные ирригационные области от областей лессовых.
Ознакомившись с двумя основными типами мелиоративных объектов (лессовых и аллювиальных) и их оценкой, ниже мы охарактеризуем кратко все другие ирригационные районы, сначала по р. Аму-Дарья, а затем и по другим речным бассейнам.


Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Введите два слова, показанных на изображении: *