Тенденции российского рынка полевых опрыскивателей
05.06.2018

В 2015 году российский рынок упал на четверть в финансовом выражении. Это было связано со снижением курса рубля, который повлек за собой уменьшение покупательской способности российских аграриев. Однако уже за пару лет рынок восстановился, и сейчас большинство крупных и средних предприятий располагают собственной техникой. В то же время почти у 80% малых аграрных компаний опрыскивателей нет.

Прицепные опрыскиватели Hardi


Как менялся спрос на опрыскиватели

До 2015 года в России лидерами продаж были машины с шириной захвата штанги не больше 24 м и баком в 3 000 л. Но после 2016 года многие хозяйства решили нарастить производительность за счет увеличения технических параметров опрыскивателей. Поэтому произошел скачок покупательского интереса по отношению к технике со штангой от 30 м и объемом бака около 6 000 л. Этим объясняется в том числе спрос на прицепные опрыскиватели Hardi: в модельном ряду этого производителя много мощных, высокопроизводительных машин. Охват штанги некоторых моделей составляет 48,5 м, а объем бака рабочей жидкости — 8500 л.

Конечно, эта техника для крупных хозяйств, но именно такие предприятия интенсивнее всего модернизируют парки опрыскивателей. Они делают ставку не только на мощность, но и на дополнительные опции.

Если до кризиса большинство российских аграриев закупали прицепные опрыскиватели, то сейчас все чаще крупные и средние хозяйства интересуются самоходной техникой. Причина не в производительности как таковой: некоторые прицепные модели мощнее популярных самоходных опрыскивателей. Дело в разнообразии возделываемых культур: у самоходной техники высокий клиренс, поэтому она подходит для обработки высокорослых растений вроде кукурузы.

Спрос на “интеллектуальное” управление

Экран электронного управления опрыскивателем


Несколько тяжелых лет, когда многие аграрные предприятия не удержались на плаву, изменили отношение предпринимателей к техническим новинкам. Аграрии оценили, насколько улучшает качество обработки растений внедрение таких функций, как автоматическое вождение, отключение секций штанги, удаленный мониторинг полевых работ. С одной стороны, использование “интеллектуального” управления экономически оправдано, с другой, электроника повышает цену опрыскивателей. Из-за этого малые хозяйства попадают в ловушку: продвинутая техника для них слишком дорогая, а опрыскиватели без электроники не позволяют выдерживать конкуренции.

Малые хозяйства могут решить проблему модернизации за счет переоборудования имеющейся техники: на старые модели опрыскивателей можно установить базовый электронный функционал. Однако это рецепт только тех, кто располагает пускай устаревшей, но собственной техникой, а таких в России всего 20% от общего числа малых хозяйств. Остальным придется либо арендовать технику, либо оформлять кредиты, чтобы ввести в эксплуатацию современные опрыскиватели. Теоретически можно купить недорогую машину без электроники и дооборудовать ее, но на практике стоимость модернизации может покрывать разницу в цене между моделью с “интеллектуальным” управлением и без него.