Поиск

Методы изучения окультуренных почв
30.10.2015

Для разработки практических мероприятий по окультуриванию почв, вопросов их классификации и теории культурного процесса почвообразования большое значение имеет изучение тех изменений свойств и процессов, какие происходят при окультуривании почв.
В настоящее время различают четыре метода изучения окультуренных почв.
1. Опытно-стационарные исследования. Изучаются свойства и режимы почвообразовательных процессов на участках с почвами разной степени окультуренности в связи с применением различных приемов и систем агротехники. Метод требует многолетних исследований и трудоемок, но он позволяет наиболее точно определить роль каждого агротехнического приема в изменении свойств почвы и разработать наиболее рациональные способы окультуривания и использования почв.
2. Изучение свойств почвы на территориях, имеющих документально зафиксированный исходный почвенный покров и историю его сельскохозяйственного использования (применявшиеся агротехника и мелиоративные мероприятия, чередование культур в севооборотах и др.). Такими объектами могут быть поля опытных станций или научно-исследовательских учреждений, сортоучастков и т. п. На них устанавливаются характер и интенсивность изменений в результате окультуривания и зависимость между плодородием почвы и ее свойствами.
3. Изучение изменений структуры почвенного покрова в результате земледельческого использования почв — соотношения ее компонентов с разными свойствами. При этом особенно тщательно учитываются процессы эрозии.
4. Сопоставление профилей целинных и пахотных почв разной степени окультуренности (сравнительно-географический метод). При работе этим методом выбираются исходно идентичные по условиям залегания и почвообразующим породам окультуренные и целинные участки или участки разной степени окультуренности и на них изучаются свойства почв. Это наиболее распространенный метод. С его помощью накоплен большой фактический материал по изменению морфологических и химических свойств почвы под влиянием всей суммы воздействий на нее, какие имели место со времени освоения целины. Метод позволяет выявить особенности различно окультуренных почв по сравнению с природными, но не позволяет судить о том, какими агротехническими приемами получены эти изменения и в течение какого времени. Нельзя при этом оценить роль каждого из агротехнических приемов в окультуривании почвы.
Точность сравнительно-географического метода во многом зависит от правильности выбора сравниваемых участков. Пользуясь этим методом, необходимо наряду с другими свойствами определять объемный вес почвы, а в целинных почвах еще и количество органического детрита в поверхностных горизонтах. Простое сопоставление процентного содержания гумуса и элементов питания, а не их абсолютных запасов в толще целинной и культурной почвы приводит часто к неправильным выводам. Дело в том, что при вспашке целинных и залежных почв в результате перемешивания поверхностных горизонтов с нижними происходят усреднение и уменьшение процентного содержания гумуса, прочных структурных отдельностей и элементов питания в пахотном слое, в то время как общие запасы их в толще почвы могут не изменяться.