Легенда и международная номенклатура почв мира
30.10.2015

Одной из первоочередных работ при составлении почвенной карты мира является согласование и унификация основных представлений о характере почв разных стран и континентов и принятие единой систематической легенды и терминологии. Без этого условия создание общепринятой мировой карты невозможно.
По инициативе советских ученых Международное общество почвоведов после Парижского конгресса выступило с идеей составления континентальных и мировой почвенных карт на базе международного сотрудничества. Однако эта идея воплотилась в жизнь только после принятия соответствующей рекомендации Международным конгрессом почвоведов в Мадисоне.
В 1961 г. ФАО и ЮНЕСКО взяли на себя финансовую и научно-организационную ответственность по реализации проекта Мировой почвенной карты. Был установлен тесный контакт с Международным обществом почвоведов, по рекомендации которого создан Консультативный комитет экспертов, состоящий из крупнейших ученых мира.
Комитет периодически обсуждал научные вопросы, связанные с созданием почвенной карты мира, на заседаниях, проходивших в Риме, Париже, Москве.
Первоначально состав этого Комитета был довольно узким, но с 1966 г. в него вошли представители всех континентов и крупнейших мировых почвенных школ. От бывш. Советского Союза в состав Комитета входят И.П. Герасимов, В.А. Ковда (председатель до 1965 г.), Е.В. Лобова. Европа представлена Ж. Обером, Р. Тавернье, Ф. Ван-Бареном. От Северной Америки участвуют Гай Д. Смит и А. Лихи, от Южной Америки — Д.А. Каппанини и Р. Коста де Лемос. Азию представляют С.В. Говинда-Раджан и М. Ойяма; Африку — С. Мутури, С. Перейра-Барето и Г.Б. Обенг; Австралию — С.Ж. Стифенс. Международное общество почвоведов представлено генеральным секретарем Ф. Ван-Бареном. В работе отдельных сессий Комитета принимали участие Ч. Келлог, Ж. Дор, Ф. Фурнье, К. Когрен, Н. Тейлор, Н. Чернеску, С. Райчаудри, М.А. Глазовская, В.М. Фридланд, Б.Г. Розанов, Д. Беннеме, Суиндал и др. Непосредственную работу по проекту при консультации Комитета ведет Бюро почвенных ресурсов мира ФАО под руководством Р. Дюдаля и Л. Брамао в Риме.
За истекшее десятилетие проделана огромная работа по сбору и обобщению обширных материалов о почвах разных стран. Проведены корреляционные семинары с экскурсиями по Латинской Америке, Европе, Южной и Центральной Азии, по вулканогенным почвам, по Северной Америке, Индии. Проводились многочисленные рабочие совещания руководителей и консультантов проекта. Все материалы этих семинаров и совещаний публиковались ФАО в «World Soil Resources Reports» — WSRR (опубликовано около 40 выпусков).
Организаторы проекта Мировой почвенной карты, как и все почвоведы мира, приступая к этой работе, очень хорошо представляли себе трудности, связанные с наличием различных классификационных представлений в разных странах и отсутствием единой международной терминологии.
В разрешении этих трудностей столкнулись научные концепции разных почвенных школ и прежде всего наиболее сильных и влиятельных — русской и североамериканской. Унификация терминологии и установление научных понятий, соответствующих тем или иным терминам, т. е. принятие определений выделяемых почвенных единиц, явились краеугольным камнем всей работы. На это и была направлена работа Консультативного комитета.
Первый проект легенды был составлен в 1964 г. (WSRR, № 12). Он содержал определения основных почвенных единиц, схему общей легенды к карте, включая возможные почвенные ассоциации, и корреляционную таблицу, дающую соотношение выделенных почвенных единиц новой системы с почвенными единицами главнейших систематических списков мира (Почвенная карта Африки — CCTA, почвенные карты Европы и Азии — России, Почвенная карта Австралии — CSIRO, 7-е приближение — США).
Этот проект легенды в 1964 г. подвергся критике на Конгрессе в Бухаресте и после него — со стороны почвоведов западноевропейских стран и США. От советских почвоведов критические замечания в ФАО послали В.А. Ковда, Е.В. Лобова и Б.Г. Розанов.
Разногласия среди почвоведов по первому проекту легенды были слишком большими и не позволили принять его ни в терминологическом отношении, ни по существу.
Собрав критические замечания, почвоведы ФАО разработали новый вариант легенды, который обсуждался на Московском совещании в августе 1966 г. Этот вариант легенды не был полностью опубликован и имел лишь ограниченное распространение, но результаты его обсуждения были опубликованы.
В проекте легенды к Мировой почвенной карте была сделана первая попытка объединения методов классификации русской, западноевропейских и североамериканской школ. Это было сделано путем сочетания представлений о главнейших типах почв мира с количественными и качественными диагностическими критериями. Таким образом, в международной легенде было сохранено представление о главных типах почв (soil units), которое традиционно разрабатывалось советскими учеными. Вместе с тем в диагностике почв были использованы рациональные диагностические критерии советских и западных научных школ, а также ряд критериев схемы «7-го приближения» США.
На Московском совещании было достигнуто соглашение по выделению основных почвенных единиц и согласованы в принципе их определения. Было подвергнуто детальному обсуждению 67 почвенных единиц (против 41 предыдущего проекта). На этом же совещании была согласована система обозначений и определений основных генетических почвенных горизонтов, в том числе диагностических, без чего нельзя дать точные определения почвенных единиц.
На основании решения Московского совещания в июле 1967 г. почвоведами ФАО был подготовлен четвертый вариант проекта легенды. Этот документ обсуждался в феврале 1968 г. в Риме и в мае 1968 г. в Москве.
Поскольку на Московском совещании 1966 г. принципиальная договоренность о характере основных определений, номенклатуре и диагностике почв была в основном достигнута, то на последующих рабочих совещаниях обсуждались и корректировались уже детали, т. е. целесообразность сохранения тех или иных почвенных единиц, полнота их определений, объем содержания тех или иных единиц и степень охвата ими разнообразия местных почв.
Много внимания уделялось вопросу принципов построения легенды. Предложенные зональный и эволюционный принципы были отвергнуты в результате дискуссий, так как в мировом масштабе ни тот, ни другой на данном этапе не могли быть последовательно выдержаны. Советскими почвоведами был предложен вариант последовательного проведения историко-генетического (эволюционного) принципа в легенде Мировой почвенной карты, но это предложение для международного проекта также принято не было.
В качестве компромисса был предложен проект легенды, содержащий недостаточно логичную последовательность основных почвенных единиц и не имеющий определенного генетического или географического содержания (публикация ФАО—WSRR, № 33). Предложения советских почвоведов по просьбе В.А. Ковды и Е.В. Лобовой были опубликованы в качестве приложения к проекту в том же выпуске WSRR (№ 33) для их обсуждения на IX Конгрессе вместе с проектом ФАО.
На IX Международном конгрессе почвоведов в Аделаиде, последний проект легенды к Мировой почвенной карте обсуждало около 300 почвоведов из разных стран (председательствовал В.А. Ковда). Предварительно была организована выставка новых почвенных карт различных континентов, в том числе показана в новой редакции почвенная карта Азии, подготовленная советскими почвоведами.
После обсуждения проекта ФАО (докладывал Р. Дюдаль) и предложений Московского совещания IX Конгресс единогласно принял проект легенды к Мировой почвенной карте с некоторыми коррективами к названиям и определениям отдельных почвенных единиц. Особенно важными изменениями надо признать выделение самостоятельной группы подзолювисолей (соответствуют подзолистым почвам Евразии), выделение самостоятельных групп солончаков и солонцов вместо единой группы галосолей, объединение солодей с планосолями в одну группу, выделение самостоятельной группы нитосолей, выделение карбонатных типов почв в пределах нескольких групп и т. д. В последующем это было отражено в публикациях систематического перечня почв для легенды к Мировой почвенной карте.
Ниже приведен систематический список основных почв мира, опубликованный в № 33 WSRR с последующими поправками на основе решений конгресса и Московского совещания 1970 г. Рядом с названиями почв и их русской транскрипцией нами даны краткие пояснения к терминологии и примерные эквивалентные понятия.

Легенда и международная номенклатура почв мира
Легенда и международная номенклатура почв мира
Легенда и международная номенклатура почв мира
Легенда и международная номенклатура почв мира
Легенда и международная номенклатура почв мира

В приведенном списке выделено 26 групп типов почв и 114 типов почв, или основных почвенных единиц. Это значительно больше по сравнению с предыдущими проектами и удовлетворительно охватывает разнообразие почв мира применительно к масштабу почвенной карты мира 1:5000000.
На почвенной карте мира будут показаны климатические фации почв, а также варианты по породам, механическому составу, каменистости, солончаковатости и солонцеватости. Будут показаны, кроме того, разнообразные сочетания почв, которых предварительно насчитывается более тысячи. Первые листы почвенной карты мира для Южной Америки, построенной с использованием данной номенклатуры почв, были опубликованы в 1971 г. Чтобы показать сходство и отличия в системе и номенклатуре почв, принятых IX Конгрессом, и в схемах, существующих в России и США, сопоставим названия основных групп почв, оговорившись, что это лишь предварительная и самая общая корреляция (составленная в основном почвоведами ФАО).
Легенда и международная номенклатура почв мира
Легенда и международная номенклатура почв мира
Легенда и международная номенклатура почв мира
Легенда и международная номенклатура почв мира

В рекомендуемой международной номенклатуре главных почв мира определения почв строятся на основе собственных почвенных критериев, а не на факторах почвообразования и ландшафтных характеристиках.
Несмотря на некоторую формализацию определений основных почвенных единиц, Основанную на системе диагностических почвенных горизонтов и измеряемых критериев, в основу выделения почвенных групп авторы старались положить генетический принцип, объединяя почвы мира в группы по сущности почвообразовательного процесса (важное отличие от географического направления, при котором почвы объединяются лишь по принципу нахождения в одной физико-географической зоне). Генетический принцип выдержан для всех основных единиц. Так, для флювисолей определяющим процессом является режим поемности; для глейсолей — гидроморфный процесс оглеения; для лювисолей — выщелачивание и иллювиирование глинистых частиц без их разрушения на фоне высокого содержания оснований; для акрисолей — иллювиирование глинистых частиц без их разрушения на фоне кислотности и низкого содержания оснований; для подзолов — иллювиирование гумуса и (или) R2О3; подзолювисоли характеризует процесс иллювиирования глинистых частиц, а также гумуса и (или) R2O3; камбисоли — слабое выветривание породы без выраженного перемещения продуктов по профилю и т. д.
Номенклатура и легенда почвенных единиц для Мировой почвенной карты не являются классификацией почв мира и не основываются на историко-генетических связях почв. Классификация почв мира и ее отражение в легенде этой карты — дело будущего. Сейчас пока решается задача инвентаризации главных почв мира и выработки единых названий для определенных групп почв. Принятый IX Конгрессом вариант номенклатуры почв и легенды к карте отвечает этой задаче. Необходимо работать над их совершенствованием, находить более четкие определения и показатели, которые позволили бы полнее отразить на карте реальную картину почвенного покрова земного шара.


Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Введите два слова, показанных на изображении: *