Рейтан. Упадок Польши
«Рейтан. Упадок Польши» (польск. Rejtan – Upadek Polski) — картина, написана Яном Матейко в 1866 году и изображает события апреля 1773 года, когда Тадеуш Рейтан пытался сорвать сейм и не допустить раздела Речи Посполитой. Чтобы не выпустить депутатов из зала заседаний, Рейтан лёг перед выходом со словами: «Убейте меня, не убивайте Отчизну!»
Сюжет и персонажи картины
Сюжет картины повествует о сцене, которая разыгралась 21 апреля 1773 года. В последний третий день работы «Разделительного сейма», который проходил в Варшаве, сейм должен был ратифицировать раздел земель Речи Посполитой между Пруссией, Россией и Австрией. Центральной фигурой картины является шляхтич Тадеуш Рейтан, который в отчаянии пытается предотвратить позорное для его родины событие. Лежащему в дверях Рейтану Адам Понинский указывает на русских гренадеров, которые видны в зале за дверью. Слева от Понинского изображён Станислав Щенсный Потоцкий (которому в то время был 21 год и в зале сейма его не было). Справа от Понинского коронный гетман Франциск Ксаверий Браницкий, который закрыл лицо руками. Эти трое как раз собираются войти в зал сейма, чтобы подписать унизительный для Речи Посполитой договор.
В левой части полотна выделяется фигура Франца Салезия Потоцкого. Он изображён в соболиной шубе бредущим с невидящим взглядом и протянув руки, как слепой. На его груди изображён Орден Белого орла. Салезий Потоцкий на самом деле в этот день был уже мёртв, однако Матейко изобразил его на полотне как символ отчаяния и бессилия крупнейших польских магнатов. Справа видна голова князя Кароля Станислава Радзивилла Пане Коханку.
Слева-сзади от Салезия Потоцкого видна фигура короля польского Станислава Августа Понятовского, держащего в левой руке часы.
В левом углу картины изображён сидящим князь Михаил Фредерик Чарторыйский. Справа от него в расстёгнутой сутане Михаил Ежи Понятовский, брат последнего короля польского Станислава Августа Понятовского.
Над всей мизансценой высится портрет русской императрицы Екатерины II с державой в руке. Однако слева от портрета императрицы Матейко изобразил молодого человека, в правой руке которого зажата карабела в ножнах, а в левой — конфедератка. Этот молодой человек символизирует надежду на освобождение Речи Посполитой.
В ложе в окружении двух дам изображён русский посол князь Николай Васильевич Репнин, по его левую руку находится княгиня Изабелла Чарторыйская, любовница Репнина. По правую руку – княгиня Изабелла Любомирская. Это ещё одна историческая вольность, в это время послом России в Польше уже был барон Отто Магнус фон Штакельберг.
История картины
Несмотря на сопротивление деятелей польской эмиграции в Париже и, в частности, князя Адама Ежи Чарторыйского и его окружения, картина была показана на выставке в Париже в 1867 году, где была награждена золотой медалью.
Картину для своей коллекции приобрёл император Австрии Франц Иосиф I. В 1918 году правительство Польши выкупило полотно и передало его в коллекцию Королевского замка в Варшаве. В сентябре в 1939 года картина перешла в руки немцев, и они эвакуировали полотно из Варшавы в 1944 году. Картина была найдена в ужасном состоянии в немецкой Силезии недалеко от города Еленя-Гура. Полотно было восстановлено в течение трёх лет реставрационных работ.
Интересные факты
- Станислав Август Понятовский не принимал участия в заседании этого Сейма;
- Посол Российской империи Репнин уже сложил свои полномочия и на этом посту пребывал уже Отто Магнус фон Штакельберг;
- В Королевском замке не могло быть портрета Екатерины Второй;
- Солдат Российской империи тоже ещё не могло быть в замке;
- Станиславу Щенсному Потоцкому в то время было всего 21 год и он не был депутатом Сейма;
- Францишека Салезия Потоцкого уже не было в живых;
- Женщины не присутствовали на заседании Сейма.