Показать меню

Русские в Монголии

Русские в Монголии — часть русской диаспоры, проживающая в Монголии. По данным посольства России на 2018 год, в Монголии постоянно проживают более 2000 российских граждан. Потомков русских, переехавших в Монголию в начале ХХ века или в советское время в качестве приглашённых специалистов, монголы называют «местный орос» (местные русские). Сами русские старожилы Монголии называли себя монголёрами.

История

После заключения Российской империей и цинским Китаем Тяньцзиньского (в 1858 году) и Пекинского (в 1860 году) договоров, а также «Правил сухопутной торговли» (1862), которые разрешили торговлю русских купцов в Монголии (входившей тогда в состав Китая) и открытие российского консульства в Урге, в Монголию стали прибывать русские купцы, казаки, мещане, крестьяне. К 1865 году в Монголии побывало уже 3977 человек из России, и некоторые из них остались там на постоянное жительство, положив начало формированию русской колонии в Монголии.

К 1869 году русские торговцы из района Тунки (Иркутская губерния) проникли на монгольские земли у озера Косогол. Здешние монголы первое время чуждались их, опасаясь негативной реакции ургинских властей. Но затем они убедились в том, что ургинские правители признают право русских торговать и жить на этой территории. В Косоголе водилось несметное количество рыбы и русские стали заниматься здесь рыболовством. Попыткам русских строить здесь дома долгое время препятствовали монгольские ламы. Тогда русские стали ставить монгольские юрты и обносить их деревянными заборами, а позднее стали строить и дома.

В начале XX века в Монголии действовало 15-20 российских торговых домов, осуществлявших экспортно-импортные операции (например, торговый дом «Коковин и Басов», «Русское экспортное товарищество», фирма «Стукен и Ко», торговый дом «А. В. Швецов и сыновья», «Русско-монгольское товарищество» и другие), которые занимались чайной торговлей и закупкой монгольского сырья — прежде всего, овечьей и верблюжьей шерсти. Русские учили монголов сеять хлеб, косить сено, носить валенки зимой; монголы, в свою очередь, научили русских пить свой особый чай. Заключались и браки между русскими и монголами. Строительство православной церкви в Урге, деятельность православных миссионеров приводили к тому, что некоторые монголы принимали православие.

В 1911 году, после Синьхайской революции в Китае, Внешняя Монголия провозгласила независимость, русские продолжали жить в ней.

В 1921 году при советской поддержке в Монголии был установлен просоветский режим. После этого около четырёх тысяч из примерно пяти тысяч живших там русских перебрались в Маньчжурию, США, другие страны, а часть вернулась в Россию.

В бассейне реки Еро действовали советско-монгольские золотодобывающие концессии. На них около четверти всех рабочих составляли советские жители приграничной полосы. В 1930-е годы приисковые рабочие вывозили свои семьи из Забайкалья в Северную Монголию, что положило начало появлению русских поселений Бельчир, Ибициг, Шарагол, Жаргалантуй, Шамар. Русские поселения тяготели к посёлку Корнаковка — бывшей усадьбе кяхтинского купца И. И. Корнакова, где поселились ещё в конце XIX в. забайкальские старообрядцы.

В 1930-е годы русские старожилы Забайкалья, семейские, а также забайкальские казаки бежали от коллективизации в Монголию.

На строительстве Улан-Баторской железной дороги и других железных дорог в Монголии работали советские заключённые ГУЛАГа.

Тесные отношения СССР и Монголии сопровождалось потоком советских специалистов и рабочих, которые участвовали в индустриализации Монголии. По данным Управления по делам иностранных граждан и гражданства Монголии, в 1990 году в стране проживало более 110 тысяч советских граждан.

После 1991 года бывшие советские граждане стали массово покидать Монголию. Однако уехали из Монголии не все. Потомки этих русских семей и дети, рождённые в браках с монгольскими гражданами, являются гражданами Монголии. Большинство российских граждан в Монголии в настоящее время работают в горнорудных, строительных и других компаниях с российским участием, немалое их число работает и в образовательных учреждениях, где преподают русский язык.

Еще по этой теме:
Нижнее Афанасово
Нижнее Афанасово
Нижнее Афанасово (тат. Түбән Афанасово) — село в Нижнекамском районе Татарстана. Входит в состав Афанасовского сельского поселения. Численность населения — 263 человека (2010): татары — 59 %, русские
Начало (Астраханская область)
Начало (Астраханская область)
Начало — посёлок в Приволжском районе Астраханской области, входит в состав Началовского сельсовета. Большую часть (88%) населения составляют русские, проживают также казахи и астраханские татары.
1813 год
1813 год
1813 (тысяча восемьсот тринадцатый) год по григорианскому календарю — невисокосный год, начинающийся в пятницу. Это 1813 год нашей эры, 813 год 2-го тысячелетия, 13 год XIX века, 3 год 2-го
Зайсан (должность)
Зайсан (должность)
Зайсан, зайсанг (от китайского титула «цзай-сян», «канцлер, великий визирь») — должность у монголов, бурят, калмыков, алтайцев. Зайсан — древний титул, известный еще со времен Юаньской империи,
Их-мянганы
Их-мянганы
Их-мянгáны, их-мингáны (монг. Их мянган) — южно-монгольский этнос ойратского происхождения, проживающий на территории провинции Хэйлунцзян КНР. Потомки средневековых мянганов (мянгатов) — племени,
Основные этапы развития почвоведения (часть 4)
Основные этапы развития почвоведения (часть 4)
Докучаев создал замечательную школу, представители которой оказали влияние не только на почвоведение, но и на ряд других смежных наук: минералогию, петрографию, геохимию, ботанику, лесоводство,
Комментарии:
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail: