Показать меню

Дискобол (статуя)

«Дискобол» (греч. Δισκοβόλος — «Бросающий диск») — одна из наиболее прославленных статуй античности; первая классическая скульптура, изображающая фигуру атлета, готового к сильному движению в соревновании по метанию диска . Оригинал «Дискобола» (ок. 450 г. до н. э.) — статуя из бронзы, считающаяся работой скульптора эпохи ранней классики «строгого стиля» Мирона, — не сохранился. Название «Дискобол» упоминает древнеримский ритор Квинтилиан (II, 13, 8—10). Древнегреческий писатель-сатирик Лукиан в «Любители лжи» называет это произведение «Дискофором» («Несущим диск»), но по описаниям можно судить, что речь идёт об одной и той же скульптуре. У Лукиана имеется подробное описание: «Не говоришь ли ты о метателе диска, который склонился в движении метания, повернул голову, смотря на свою руку, держащую диск, и слегка согнул одну ногу, как будто готовясь выпрямиться одновременно с ударом» (XVIII, 45—46).

Обнаружение и интерпретации

Сохранилось 15 фрагментов (мраморных торсов, голов, деталей рук и ног), а также изображения на геммах, имеющих отношение к различным репликам прославленного бронзового оригинала. Лучшую римскую реплику обнаружили во время раскопок на Эсквилинском холме в Риме в 1781 году. Только эта реплика сохранила голову. Она получила название «Дискобол Ланчеллотти» (по фамилии первоначального владельца, кардинала Филиппа Ланчеллотти). Во время Второй мировой войны статую вывезли в Берлин, но в 1953 году вернули в Италию. Был осуществлён опыт наиболее достоверной реконструкции этой скульптуры путём совмещения разных деталей, сходных по стилю и характеру пластики. Торс был взят из скульптуры, найденной в Кастель-Порциано, дополнен головой «Дискобола Ланчеллотти», правой рукой из собрания Каза-Буонарроти во Флоренции и ногами из коллекции Британского музея в Лондоне. Собранный слепок был бронзирован и он считается наиболее достоверным, соответствующим описанию Лукиана. Ныне «Дискобол Ланчеллотти» хранится в Национальном музее Палаццо Массимо алле Терме в Риме и называется «Дискобол Массимо-Ланчеллотти».

Б. Р. Виппер писал, что подлинное значение этой скульптуры Мирона заключается не в том, что скульптор приближается к передаче движения, а в том, что он открыл тайну «пластической концентрации движения. В искусстве Мирона ещё очень сильны пережитки архаизма… Торс остаётся почти неподвижным». Поэтому пластическую концепцию Мирона можно назвать «планиметрической». Статуя Дискобола «имеет совершенно плоскостной, рельефный характер; все главные элементы движения собраны на передней плоскости — статуя рассчитана на рассмотрение только с одной точки зрения, спереди… Профиль совершенно лишён самостоятельного значения, так как не имеет никакой глубины». Голову Дискобола Мирон также даёт «в сильном сокращении… и с неровной трактовкой половины лица: левая половина — плоская и широкая; правая — компактная с полными, выпуклыми формами. Благодаря этому приёму так называемой эвритмии голова, предназначенная для рассмотрения в повороте, приобретает особенно интенсивную пластическую жизнь». Принцип рельефа, характерный для архаической скульптуры, проявляется и в мелких деталях: волосы трактованы орнаментально, лицо неподвижно, в анатомии торса не выявлено напряжение, которое должно быть в момент перед бросанием диска .

Наиболее известные римские реплики статуи

  • Голова статуи, найденная на Эсквилинском холме в Риме в 1781 году. Дополненная другими частями хранится в Национальном музее Палаццо Массимо алле Терме в Риме;
  • Фрагменты, обнаруженные в Кастель-Порциано в 1906 году (утрачены голова, рука и части голеней), ныне хранятся в Национальном музее Палаццо Массимо алле Терме в Риме;
  • Древнеримская реплика статуи в Глиптотеке в Мюнхене;
  • Полная мраморная реконструкция II в. н. э. из Коллекции Таунли в Британском музее в Лондоне;
  • Небольшая бронзовая статуэтка в Мюнхене, Античное собрание;
  • Дискобол Навкида из Сикиона, первая половина IV в. до н. э. Ватикан;
  • Дискобол Людовизи работы Пифагора из Регий (480—440 гг. до н.э.). Рим, Палаццо Альтемпс;
  • Другие фрагменты хранятся в Ватиканском, Британском музеях, Каза-Буонарроти во Флоренции, музеях Берлина и Базеля.

В культуре

Влияние: Иван Шадр, «Булыжник — оружие пролетариата».

Еще по этой теме:
Штраус-парк
Штраус-парк
Штраус-парк — небольшой пейзажный парк, расположенный в Верхнем Вест-Сайде на Манхэттене, на пересечении Бродвея, Уэст-Энд-авеню и 106-й улицы. Парк был разбит в 1895 году. Сначала он носил название
Heteronarce mollis
Heteronarce mollis
Heteronarce mollis (лат.) — вид скатов рода Heteronarce семейства нарковых отряда электрических скатов. Это хрящевые рыбы, ведущие донный образ жизни, с крупными, уплощёнными грудными и брюшными
Working on a Dream
Working on a Dream
«Working on a Dream» — шестнадцатый студийный альбом американского рок-певца Брюса Спрингстина, выпущенный 27 января 2009 года и записанный на лейбле Columbia Records вместе с его ранней группой E
Раафлауб, Курт
Раафлауб, Курт
Курт Арнольд Раафлауб (Kurt Arnold Raaflaub, род. 15.02.1941, Буэа, Камерун) — швейцарский историк античности. Наиболее известная работа «The Discovery of Freedom in Ancient Greece». Эмерит-профессор
Third and Double
Third and Double
Third and Double — третий студийный альбом итальянской группы Gabin, выпущенный в 2010 году. Об альбоме В записи альбома принимали участие музыканты Z-Star, Мия Купер, Надия Миранда, Крис Корнелл,
Липкость почвы (часть 2)
Липкость почвы (часть 2)
Прибор Качинского (рис. XVI.29) представляет собой видоизмененные технохимические весы, правая чашка которых заменена специальным подвесным стержнем 10, заканчивающимся диском 11 площадью 10 см. Диск
Комментарии:
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail: