Показать меню

Проституция в кино

Изображение проституции в кино подчиняется господствующим в культуре и обществе мифам, образцам и клише о проститутках. Согласно таким культурологическим представлениям, происходит разделение между сексуальностью в браке, имеющей назначение воспроизводства потомства, и другой сексуальностью, целью которой является получение сексуального удовлетворения.

Рождение жанра

Проституция в кино в качестве сюжетной линии появляется в фильмах самых различных жанров. Истоки фильмов о женской проституции восходят к так называемым «уличным фильмам» 1910—1920-х годов, типичными представителями которых являются «Трагедия о шлюхах» (Германия, 1927), «Мальтийский дом» (Франция, 1928; в 1938 году вышел также одноимённый ремейк), «Ящик Пандоры» (Германия, 1929) и «Голубой ангел» (Германия, 1930). В них проститутки изображались в качестве женщин, идущих на панель из-за материальной нужды, или нимфоманок. При этом активная (и продажная) женская сексуальность противопоставлялась асексуализированным домашним «материнским» фигурам.

В 1950-е годы также вышло большое количество фильмов о проститутках, в которых эротика граничила с непристойностью. Фигуры героинь-проституток в этих фильмах часто становятся драматическим центром, в котором возникает внутренний конфликт несогласующихся ценностей. Здесь можно назвать такие фильмы, как «Le Garçon sauvage» (Франция, 1951) и «Ночи Кабирии» (Италия, 1957), рассказывающие о бедности и безысходности проституток, вышедших из среды «маленьких людей». Широкую огласку в это время получил также скандал, связанный с убийством в 1957 году немецкой проститутки Розмари Нитрибитт, история которой тоже была экранизирована в фильме «Любовники Розмари» (в 1996 году был также снят одноимённый ремейк). Фильм «Добродетельная шлюха» (Франция, 1952) затрагивает важную тему расизма. Эпоха «фильмов о шлюхах» 1950-х годов заканчивается документальным кинофильмом «Улица без конца» (Дания, 1963).

В разные годы значительное влияние на представление проституток в кино оказывали различные течения и клише, получившие распространение в том или ином жанре или промежутке времени. Популярное кино и криминальные фильмы используют в первую очередь мелодраматическо-романтический типаж «шлюхи с сердцем», вестерны эксплуатируют образы отважных «хороших плохих девчонок из салуна», а в комедиях используются собственные комедийные образы путан. Одной из важнейших характеристик многих образов экранных проституток является парадоксальное соединение «шлюхи» и «святой» в одной личности. Фигуры проституток играли важную роль в кино во времена моральной цензуры. Сексуальная мораль в этих фильмах противопоставлялись двойным стандартам патриархального общества.

Известные фильмы

Другими типичными представителями фильмов о проститутках исследователями указываются такие фильмы, как «Нежная Ирма» (США, 1963), «Дневная красавица» (Франция/Италия, 1967), «Жанна Дильман, набережная Коммерции 23, Брюссель 1080» (Бельгия, 1976), «Шлюха» (США, 1991), «Лиля навсегда» (Швеция, 2002), «Принцессы» (Испания, 2005) и другие.

По подсчётам организаторов проходившей в 2015—2016 годах выставки Best Actress (Берлинский музей кино и телевидения), премия «Оскар» за лучшую женскую роль пять раз вручалась за сыгранных проституток. Американский комический актёр Эдди Дизен перечисляет 11 актрис, в разное время получивших «Оскар» за главную или второстепенную женскую роль, исполняя проституток. В хронологическом порядке это:

  • Джанет Гейнор (1929, за роль проститутки в фильме «Уличный ангел» и роли в двух других лентах)
  • Хелен Хейс (1932, «Грех Мадлон Клоде»)
  • Энн Бакстер (1947, «Остриё бритвы»)
  • Джо Ван Флит (1956, «К востоку от рая»)
  • Сьюзен Хэйворд (1959, «Я хочу жить!»)
  • Элизабет Тейлор (1961, «Баттерфилд, 8»)
  • Ширли Джонс (1961, «Элмер Гантри»); в этом году обе женские премии получили актрисы, игравшие проституток
  • Джейн Фонда (1972, «Клют»)
  • Мира Сорвино (1996, «Великая Афродита»); в этот год на «Оскар» претендовали также играющие проституток Элизабет Шу («Покидая Лас-Вегас») и Шэрон Стоун («Казино»)
  • Ким Бейсингер (1998, «Секреты Лос-Анджелеса»)
  • Шарлиз Терон (2004, «Монстр»)

Кроме того, Дизен упоминает ещё двух награждённых актрис, чьи персонажи могут рассматриваться как проститутки: Клер Тревор (1949, «Ки-Ларго»; Рид специализировалась на ролях «проститутки с золотым сердцем», которые играла, в частности, в фильмах «Дилижанс» и «Тупик») и Донну Рид (1954, «Отныне и во веки веков»).

Малоизвестнен, но уникален в своём роде фильм «Взлёт и падение Хайди Флейс». Он является прижизненным байопиком, и рассказывает о Хайди Флейс, которая в прошлом была проституткой и сутенёршей. Её роль исполнила Джейми-Линн Сиглер, обладающая определённым внешним сходством с Хайди Флейс.

В цикле графических новелл (комиксов) американского писателя и художника Фрэнка Миллера и его экранизации проституция очень подробно изображена (за что сам Миллер подвергся критике).

Еще по этой теме:
Жан Анжело
Жан Анжело
Жан Анжело (фр. Jean Angelo; настоящее имя — Жан Жак Бартелеми (фр. Jean Jacques Barthélemy; фр. Jean Jacques Barthélemy); 17 мая 1875 (по другим данным, 1888) Париж, Франция — 28 ноября 1933, там
Зееберг, Ксения
Зееберг, Ксения
Ксения Зееберг (нем. Xenia Seeberg, род. 4 апреля 1968, Гельдерн, Германия) как Anke Wesenberg — немецкая актриса кино и телевидения. Известна по роли Зев Беллрингер в научно-фантастическом
Гексахлорогерманат цезия
Гексахлорогерманат цезия
Гексахлорогерманат цезия — неорганическое соединение, комплексная соль хлоридов металлов германия и цезия с формулой Cs2[GeCl6], желтоватые кристаллы, разлагается в воде. Получение Смешение
Покотило, Михаил Фёдорович
Покотило, Михаил Фёдорович
Михаил Фёдорович Покотило (укр. Михайло Федорович Покотило; 1906 —1971) — украинский советский театральный и киноактёр, театральный режиссёр. Народный артист УССР (1953). Биография и творчество В
Ретель, Симона
Ретель, Симона
Симона Ретель-Хестерс (нем. Simone Rethel-Heesters); (р. 15 июня 1949, Хершинг-ам-Аммерзее, Германия) — немецкая актриса театра и кино. Жизнь и карьера Карьера Ещё школьницей Симона Ретель сыграла
Евгениуш Бодо
Евгениуш Бодо
Евгениуш Бодо настоящее имя и фамилия Богдан Эжен Жюно (польск. Eugeniusz Bodo; род. 28 декабря 1899 в Женеве — ум. 7 ноября 1943, в Котласе Архангельской области) — польский киноактёр, эстрадный
Комментарии:
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail: