Показать меню

Поцелуй Иуды

Поцелуй Иуды (Лобзание Иуды) — эпизод Евангелия. Согласно авторам Евангелия, Иуда Искариот, один из учеников Иисуса Христа, предал его. Чтобы указать на Христа, он, подойдя со стражей, поцеловал Иисуса ночью в Гефсиманском саду после моления о чаше. Поцелуй Иуды относится в христианстве к числу Страстей Христовых и следует сразу за гефсиманским молением Иисуса. Поцелуй Иуды — символ предательства.

Евангельское повествование

Сцена поцелуя Иуды описана у всех евангелистов за исключением Иоанна, который только описывает сцену ареста.

Апокрифическая литература

В апокрифе «Слово о сошествии Иоанна Крестителя во ад», восходящем к византийским сочинениям Евсевия Эмесского и Евсевия Александрийского, подробно рассказывается о том, как дьявол подтолкнул Иуду к предательству и проводится следующее рассуждение о его поцелуе в Гефсиманском саду:

О поцелуй, полный беззакония! О поцелуй, гибельный для души! О уступка геенне огненной! Блудница, целовавшая ноги Владыки, душу свою очистила от скверны. Этот же, поцеловав, душу свою погубил. Она, целуя, список грехов своих разорвала, этот же, целуя, вычеркнул себя из книг жизни. О премудрость женщины! О неразумье ученика! Когда она целовала ноги Владыки, ангелы радовались и венец ей готовили, когда этот целовал — бесы радовались и сплетали веревку для повешения.

Богословское толкование

«Поцелуй Иуды»
(Гвидо да Сиена, 1275—1280)

Исследователи Нового Завета отмечают, что поцелуй, выбранный Иудой как условный знак для воинов, является традиционным приветствием у евреев. Целование перед предательством известно ещё из Ветхого Завета: полководец царя Давида Иоав перед убийством Амессая «взял... правою рукою Амессая за бороду, чтобы поцеловать его. Амессай же не остерёгся меча, бывшего в руке Иоава, и тот поразил его им в живот» (2Цар. 20:9-10). При этом комментаторы пишут: «Это действие, обыкновенно употребляемое как выражение дружества и любви, употребляемое Иудою как выражение предательства, показывает в Иуде или лукавство — желание и при самом конце скрыть от Иисуса Христа гнусный замысел против Него, или крайнюю злобу, насмешливо употребляющую доброе орудие для причинения крайнего вреда, или безсмыслие, не понимающее внутреннего значения употребляемых действий».

Феофилакт Болгарский в своём толковании на Евангелие от Луки пишет:

Иуда идущим на Иисуса поставил знаком поцелуй, но чтобы они не ошиблись по причине ночи, указал не издалека. Чтобы Иисус не скрылся, для сего они приходят с фонарями и светильниками. Что же Господь? Он допускает к Себе с этим вражеским поцелуем. И громовые стрелы не просыпались в неблагодарного и коварного! Так, Спаситель учит нас незлобию в таких обстоятельствах. Он с укоризной говорит только: Иуда! целованием ли предаёшь? Ужели не устыдишься самого вида предательства? Зачем к дружескому поцелую примешиваешь предательство, дело вражеское? Да и кого предаёшь? Сына Человеческого, то есть смиренного, кроткого, снисходительного, вочеловечившегося ради тебя, и притом истинного Бога. Говорит это потому, что до последнего времени пламенел к нему любовью.

Иоанн Златоуст в своей Беседе «О предательстве Иуды» пишет о причинах, по которым Иуда сделал знак мира знаком предательства: «Знаю, кто показал тебе путь коварного лобзания: диавол внушил тебе такие объятия, а ты, повинуясь злому советнику, исполняешь волю его».

В культуре

«Поцелуй Иуды» стал идиомой, выражающей высшую степень коварства человека, а также символом предательства. В Православной церкви на литургии перед причастием читается молитва в которой верующие просят Бога сделать их причастниками своих Тайн и обещают: «не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя».

Сцена поцелуя Иуды часто встречается в изобразительном искусстве, особенно в росписях и на фресках церквей, где присутствует на страстных циклах в композициях ареста Иисуса.

Кинематограф:
  • Арман Бур. «Поцелуй Иуды» (фр. Le Baiser de Judas), 1908 год (киностудия Фильм д’ар)
  • Рафаэль Хиль. «Поцелуй Иуды», 1954 год
  • Себастьян Гутьеррес. «Поцелуй Иуды» (англ. Judas Kiss), 1998 год
  • Симес Ри. «Поцелуй Иуды» (англ. Judas Kiss), 2003 год
  • J.T. Tepnapa. «Поцелуй Иуды» (англ. Judas Kiss), 2011 год
Музыка:
  • песня «Until the End of the World» группы U2 (альбом Achtung Baby, 1991)
  • песня «Judas» группы «Depeche Mode» (альбом Songs of Faith and Devotion, 1993)
  • песня «The Kiss of Judas» группы «Stratovarius» (альбом Visions, 1997)
  • песня «Judas Kiss» группы «The Academy Is...» (EP The Academy Is...) 2004
  • песня «The Judas Kiss» группы «Metallica» (альбом Death Magnetic, 2008)
  • песня «Babylons Burning» группы W.A.S.P. (альбом Babylon, 2009)
  • песня «Judas» певицы Леди Гага (альбом Born This Way, 2011)
  • песня «Kiss Me Judas» певца William Control (альбом Silentium Amoris, 2012)
  • песня «Поцелуй Иуды» группы The Korea (альбом Колесницы Богов, 2012)
  • песня «Иуда» рэпер Хаски (Дата выпуска: 2018 г.)
Массовая культура:
  • «Поцелуй Иуды». Квест, 2008 год
Еще по этой теме:
Евсевий Эмесский
Евсевий Эмесский
Евсевий Эмесский (ок. 300 — ок. 360) — греческий экзегет, близкий к антиохийской школе, был другом Евсевия Никомедийского. Родился в знатной семье в Эдессе, изучал теологию в Кесарии и Антиохии у
Тайносовершительные слова
Тайносовершительные слова
Тайносовершительные слова, тайносовершительная молитва, тайносовершительная формула — центральный возглас епископа или священника, после которого таинство формально уже считается действительным
Иоанн (экзарх Болгарский)
Иоанн (экзарх Болгарский)
Иоанн Экзарх (старославянский: Їѡаннъ Єѯархъ, болг. Йоан Екзарх) — болгарский экзарх, писатель, экзегет и переводчик, представитель Преславской книжной школы. Современник болгарского царя Симеона I
Понтий Пилат
Понтий Пилат
Понтий Пилат (лат. Pontius Pilatus, др.-греч. Πόντιος Πιλάτος; умер после 37 года) — римский префект Иудеи c 26 по 36 год, из всаднического сословия. Корнелий Тацит называет его прокуратором Иудеи,
Притча о двух сыновьях
Притча о двух сыновьях
Притча о двух сыновьях — одна из притч Иисуса Христа, содержащаяся в Евангелии от Матфея. У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: сын! пойди сегодня работай в
Литургия апостола Марка
Литургия апостола Марка
Литургия апостола Марка — литургия александрийского типа. По преданию, её автором является апостол и евангелист Марк, ученик и сподвижник апостолов Петра, Павла и Варнавы. Литургия апостола Марка
Комментарии:
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail: