Показать меню

Гадающая Светлана

«Гадающая Светлана» — картина русского художника Карла Павловича Брюллова, написанная в 1836 году, на сюжет баллады В. А. Жуковского «Светлана». Единственное полотно художника, созданное на тему русского национального быта. Картина написана маслом на холсте размером 94 × 81 см. Хранится в Нижегородском государственном художественном музее.

История картины

В конце лета 1835 года картина Брюллова «Последний день Помпеи», принёсшая ему славу, прибыла из Италии, где была написана, в Петербург. Полотно произвело впечатление на императора Николая I, и тот пожаловал Брюллову должность профессора в академии художеств и немедленно вызвал его в столицу. Художник на тот момент находился в Контанстинополе, и, получив распоряжение государя, сразу направился в Петербург. Поездка его проходила через Москву, куда он прибыл 25 декабря 1835 (6 января 1836) года. В Москве художник задержался на полгода, жил у А. Перовского, для которого и написал «Гадающую Светлану» за время своего пребывания в городе. Приезд художника совпал с кануном святок, и Брюллову удалось наблюдать обряд гадания в доме Перовского, что помогло придать картине «жизни».

До Революции картина находилась в коллекции В. П. Орлова-Давыдова. После неё была передана Нижегородскому государственному художественному музею, где хранится по настоящее время. Текущий статус сохранности: удовлетворительный.

Сюжет

На картине изображена сцена святочного гадания. Спиной к зрителю сидит девушка с русой косой в кокошнике и русском сарафане. Перед ней на столике стоят горящая свеча в высоком подсвечнике и фигурное зеркало, в которое героиня испуганно и напряжённо вглядывается, в надежде увидеть в отражении суженого. Сюжет был навеян популярной в то время балладой В. А. Жуковского «Светлана».

Художественные особенности

Брюллову удалось передать романтический мистицизм, в духе которого была написана оригинальная баллада. В подтексте картины зеркало угадывается как символ связи с потусторонним миром; отражение в зеркале — как двойственность толкования, свойственная романтизму; а сама сцена гадания — как желание выйти за пределы реальности. Это единственное полотно Брюллова, созданное на тему русского национального быта. Картина написана маслом на холсте размером 94 × 81 см.

В целом, картина является иллюстрацией не столько к конкретному эпизоду баллады, сколько к некоему поэтическому образу гадающей девушки, который укрепился в общественном сознании на волне успеха произведения. Сам Жуковский называл художника Карлом Великим в знак признательности за написание картины. К слову, это не единственная иллюстрация Брюллова к сочинениям Жуковского. В 1839—1843 годах художник работал над картиной «Пери и ангел» на сюжет одноимённой баллады поэта.

Восприятие публикой

Картина вызвала живой отклик в Москве, где жил тогда художник. Иван Дмитриев поспешил написать об этом П. Свиньину: «Он написал здесь… для Перовского небольшую картину, представляющую пригожую девушку в простонародной русской одежде». Шаликов напечатал по этому поводу в «Московских ведомостях» стихи:

Брюллову, написавшему молодую девушку в русском платье перед зеркалом
Склони чело, друг гения, пред тем,
Кто творческим господствуя искусством,
Бездушное вдруг наделяет всем —
И жизнию, и красотой, и чувством.

Еще по этой теме:
Бейне, Август-Карл Андреевич
08:26, 09 декабрь
Бейне, Август-Карл Андреевич
Август-Карл Андреевич Бейне (1815/1816—1858) — архитектор, академик Императорской Академии художеств. Биография Отец Бейне был приглашён в Россию (1807) во вновь устроенный Ижевский оружейный
Жираф в огне
09:57, 08 декабрь
Жираф в огне
«Жираф в огне» — картина испанского художника Сальвадора Дали, написанная в 1936—1937 годах. Находится в Художественном музее города Базеля. Предыстория Картина была написана в 1936—1937 годах
Мокрый луг
20:47, 07 декабрь
Мокрый луг
«Мокрый луг» — картина русского художника Фёдора Васильева (1850—1873), написанная в 1872 году. Картина является частью собрания Государственной Третьяковской галереи (инв. 905). Размер картины — 70
Степанова, Светлана Степановна
22:33, 04 декабрь
Степанова, Светлана Степановна
Светлана Степановна Степанова — российский искусствовед, старший научный сотрудник отдела живописи XVIII — первой половины XX века Государственной Третьяковской галереи, профессор кафедры всеобщей
Окно на Чистые пруды
17:03, 04 декабрь
Окно на Чистые пруды
«Окно на Чистые пруды» — картина московского художника Сергея Маркина (1903—1942). Картина написана С. И. Маркиным в 1929 году из окна своей коммунальной квартиры на Чистопрудном бульваре в городе
Вид на деревню
01:00, 04 декабрь
Вид на деревню
«Вид на деревню» (фр. La Vue de village) — картина в стиле раннего импрессионизма с элементами академизма французского художника Жана-Фредерика Базиля, на которой изображён портрет девушки на фоне
Комментарии:
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail: