Показать меню

Балашова, Галина Андреевна

Галина Андреевна Балашова (род. 4 декабря 1931, Коломна, в девичестве Брюхова) — космический архитектор, дизайнер, художник. Создатель интерьеров космических кораблей, орбитальных станций СССР и космической символики.

Биография

Родилась в Коломне в семье Андрея Федоровича Брюхова, происходившего из муромской дворянской семьи, и Полины Александровны. Брат отца, Сергей Брюхов, был архитектором. Дед по линии матери был старостой села на Оке с населением 1500 человек. Родители Галины закончили Муромский лесной техникум, но не могли получить работу по специальности из-за происхождения и были вынуждены много переезжать в поисках работы.

Детство Галины прошло в подмосковных Дмитрове и Лобне. В семье любили рисование, отец занимался фотографией. Галина рисовала с детства, поэтому отец отдал её на два года учиться рисованию к акварелисту 19 века Николаю Александровичу Полянинову, который тогда преподавал живопись акварелью в Строгановском училище.

Окончив школу с серебряной медалью, по совету отца в 1949 году поступает в Московский архитектурный институт на специальность «Архитектор». Преподавателями Галины в институте были ученики И. В. Жолтовского Ю. Н. Шевердяев и М. Ф. Оленев, а также Н. П. Сукоян. Среди её сокурсников были будущие кинорежиссер Гия Данелия и художник-фантаст Андрей Соколов.

В 1955 году заканчивает обучение в институте, и по распределению попадает в Куйбышев, где ей в течение года пришлось заниматься переработкой архитектурных проектов по хрущёвской кампании по «борьбе с излишествами».

В 1956 году выходит замуж за школьного одноклассника Юрия Павловича Балашова, выпускника физ-мата МГУ, распределенного в «Особое конструкторское бюро № 1» С. П. Королёва, ОКБ-1, (сейчас РКК «Энергия»), и вместе с мужем переезжает в подмосковный Калининград.

В 1957 году по ходатайству мужа Балашову принимают на работу в ОКБ-1 в отдел главного архитектора, в котором она была единственным дипломированным архитектором. До 1964 года она занимается застройкой города и предприятия, проектирует цеха завода, здание Дворца культуры г. Куйбышева, занимается озеленением города.

В 1963 году в новом космическом корабле «Союз» появляется дополнительный жилой отсек, орбитальный модуль. Изначально он представлял собой аскетичное помещение, выполняющее только функциональные цели, о котором Королёв сказал: «В космос человек не может летать в туалете». Королёв предлагает спроектировать жилой интерьер для модуля. По заданию К. П. Феоктистова, руководителя проектного отдела, Балашова за несколько дней проектирует дизайн интерьера орбитального отсека. После нескольких редакций Королёв утверждает его в 1964 году. Слева в орбитальном модуле размещается стол-сервант, предназначенный для хранения оборудования и бытовых вещей, справа — диван для отдыха, в котором также находится различное оборудование. Вверху отсека расположены 4 иллюминатора и поручни, внизу — посадочный люк. Модуль выполнен в форме сферы для учёта внутреннего атмосферного давления, вся мебель и приборы расположены равномерно в объёме отсека для уравновешивания бортов. По просьбе Королёва мебель в отсеке выполнена в современной тогда эстетике 1960-х годов. Орбитальные модули всех последующих «Союзов» в дизайне интерьера придерживаются такого же принципа компоновки.

В 1964 году Балашову принимают на должность инженера в проектный отдел разработки лунного орбитального корабля (ЛОК). Балашова не только проектирует интерьер жилого модуля, но и занимается размещением оборудования и приборов внутри него. Она предлагает новую форму корабля — это сфера, расширяющаяся в нижней части. В интерьере орбитального модуля реализована «неориентрованная» композиция, продиктованная невесомостью: в нём нет деления на верх и низ, нет дверей и перегородок, свободное пространство выполняет несколько функций. По бортам модуля находятся два закрытых стеллажа обтекаемой формы, которые скрывают в себе приборы. После высадки американцев на Луну в конце 1960-х годов советскую программу закрывают, ЛОК был практически построен, но так и не увидел свет.

В конце 1960-х годов занимается разработкой орбитального отсека и спускаемого аппарата «Союза Т».

В 1971—1975 годах участвует в создании «Союза-19» по программе «Союз — Аполлон». Балашова проектирует орбитальный отсек «Союза-19». Для выставки в Ле-Бурже в 1973 году создаёт проект экспозиции стыковки двух кораблей и значок с символом программы. Позже значок был утверждён Академией наук СССР и NASA эмблемой всей программы «Союз-Аполлон». Эта же эмблема была использована на нашивке костюмов у экипажей СССР и США, но в последний момент из-за путаницы рисунок на нашивке был изменён на другой. Эмблема стала всемирно известной, она использовалась в сувенирной продукции. Однако авторство Балашовой было засекречено, от гонораров за эмблему ей приказали отказаться, и кроме руководства ОКБ-1 никто не знал об отношении Балашовой к ней.

В 1976—1987 годах участвует в проектировании орбитальных станций «Салют-6» и «Салют-7», корабля «Буран», орбитальной станции «Мир». При работе над «Миром» занимается широким спектром работ от дизайна интерьера до размещения большого числа бортовых систем. В отличие от «Союзов», станция «Мир» имела на порядок больший объём, поэтому были выделены функциональные зоны: рабочая зона, салон — зона отдыха, каюты для сна, медицинская зона, зона ремонта. За каждой зоной был закреплён свой цвет: рабочая зона — голубой и зелёный, салон — тёплые тона. Пол и потолок также выделяются цветами для упрощения ориентации космонавтов в пространстве. Основная схема, заложенная Балашовой в «Мире», была использована при проектировании и строительстве МКС.

В 1960-х годах создавала пейзажи, которые отправлялись в космос в орбитальных отсеках первых «Союзов» для снятия психологической нагрузки у космонавтов. Кроме основной работы, в 1977—1991 годах Балашова создает космические вымпелы в честь советских космических кораблей и станций и в честь международных космических полётов. Вымпелы в ограниченном количестве изготавливал Ленинградский монетный двор, они раздавались космонавтам, отправлялись в музей космонавтики и в страны, которые принимали участие в полёте. В 1982 году создает эскиз для памятной бронзовой медали в честь 25-летия запуска первого искусственного спутника Земли, которая была отлита на Ленинградском монетном дворе.

С 1975 года — член Союза архитекторов.

В 1990 году Г. А. Балашова выходит на пенсию и посвящает себя акварельной живописи. В настоящее время живет в г. Королёве.

Во времена СССР и вплоть до недавнего времени авторство работ Балашовой и сама её деятельность были засекречены, широкая общественность практически ничего не знала о её роли в космической программе СССР. Первая небольшая выставка работ Галины Андреевны состоялась в московском Центральном доме архитектора в 2000 году. Ещё две выставки проходили в Германии в Бонне и немецком музее архитектуры во Франкфурте-на-Майне, выставлялись материалы из личного архива Балашовой. Организатор выставки в немецком музее архитектуры, немецкий архитектор Филипп Мойзер, издал книгу, посвящённую Галине Андреевне. В апреле 2016 года телеканал «Россия — Культура» показал документальный фильм о Г. А. Балашовой. В 2018 году впервые в Соединенных Штатах на международных академических конференциях в двух ведущих университетах были представлены доклады о творчестве Галины Андреевны Балашовой. Творчество Г. А. Балашовой будет освещено в двух основных плановых зарубежных изданиях.

Семья — дочь Татьяна, есть внук Петр, внучка Ольга и две правнучки и один правнук.

Проекты

Дизайн интерьера, проектирование космических кораблей и станций
  • «Союз»
  • Лунный орбитальный корабль (ЛОК)
  • «Союз М»
  • «Союз Т»
  • «Союз-19» (программа «Союз-Аполлон»)
  • «Салют-6»
  • «Салют-7»
  • Корабль «Буран»
  • Орбитальная станция «Мир»
Космическая символика
  • Около 40 космических вымпелов (галерея), посвященных космическим кораблям («Союз», «Прогресс»), станциям («Салют-6», «Салют-7», «Мир»), международным космическим полетам (СССР — Франция, СССР — Индия, СССР — Япония и др.)
  • Эмблема программы «Союз — Аполлон»
  • Памятная медаль в честь 25-летия запуска первого искусственного спутника Земли
Здания, заводы
  • Дворец культуры в г. Самара

Выставки

  • 14.12.2000-?. Москва, Центральный дом архитектора. На выставке впервые представлены работы по дизайну и архитектуре советских космических аппаратов.
  • 03.10.2014-22.02.2015, Германия, Бонн, Федеральный выставочный зал. «Outer space. Faszination Weltraum»
  • 27.06.2015-15.11.2015. Германия, Франкфурт-на-Майне, Немецкий музей архитектуры (нем. Deutsches Architekturmuseum). «Дизайн советской космической программы. Архитектор Галина Балашова» (нем. Design Für Die Sowjetische Raumfahrt. Die Architektin Galina Balaschowa).
Еще по этой теме:
Катков, Георгий Фёдорович
Катков, Георгий Фёдорович
Георгий Фёдорович Катков (1919—1989) — советский конструктор, Герой Социалистического Труда (1961). Биография Могила Каткова на Новодевичьем кладбище Москвы Георгий Катков родился 30 июля 1919
Звёзды на утреннем небе (спектакль МДТ)
Звёзды на утреннем небе (спектакль МДТ)
«Звёзды на утреннем небе» — спектакль Академического Малого Драматического театра – Театра Европы, поставленный режиссёром Татьяной Шестаковой и художественным руководителем постановки Львом
Вишняк, Мария Владимировна
Вишняк, Мария Владимировна
Мария Вишняк (род. 1960, Пятигорск) — художник-пейзажист, представитель русской классической школы живописи. Биография Родилась в семье художника Владимира Дмитриевича Вишняка. Первые уроки
Лебедева, Галина Ивановна
Лебедева, Галина Ивановна
Галина Ивановна Лебедева (род. 3 ноября 1955 года) — оперная певица, лирико-колоратурное сопрано, заслуженная артистка России (1998), первая исполнительница партии Марии Стюарт (в одноимённой опере
Петринская, Галина Георгиевна
Петринская, Галина Георгиевна
Галина Георгиевна Петринская (9 апреля 1935, Москва — 15 декабря 2000, там же) — советская и российская цирковая артистка, воздушная гимнастка, дрессировщица, народная артистка России. Биография
Шевелёва, Галина Константиновна
Шевелёва, Галина Константиновна
Галина Константиновна Шевелева (Шевелёва) (26 декабря 1952, Харьков — 26 июня 1991, Москва) — советская певица, солистка ВИА «Здравствуй, песня!». Биография Отец Галины рано ушёл из жизни, поэтому
Комментарии:
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail: