Показать меню

Коронование Марии (картина Липпи)

14.12.2020
9

«Коронование Марии» (итал. Incoronazione Maringhi) — алтарный образ художника Фра Филиппо Липпи, известный также как «Коронование Мариньи». Выполнен в 1441—1447 годах для флорентийской церкви Сан-Амброджио. Ныне хранится в галерее Уффици во Флоренции.

История создания

В конце 1430-х годов Филиппо Липпи оставил монастырь Кармине во Флоренции, чтобы открыть свою мастерскую. Он не имел достаточно средств для оплаты труда помощников и учеников. С Липпи работали лишь его постоянные сотрудники: Фра Карневале, Фра Диаманте и ещё один неизвестный «художник Пьеро ди Лоренцо». Возможно, это был Мастер Кастельского Рождества (итал. Maestro della Natività di Castello). Картина была заказана согласно последней воле каноника собора Сан-Лоренцо и прокуратора Сан-Амброджио, Франческо Мариньи (ум. 1441), пожертвовавшего деньги на создание нового алтарного образа для собора. По документам Липпи получал деньги на выполнение заказа Мариньи частями с 1439 по 1447 годы. Картина вызывала восхищение своей новизной как у художников, так и у простых зрителей. Сохранилось множество копий её самой и её деталей. По сообщению Вазари, алтарный образ очень понравился Козимо Медичи, который стал большим поклонником творчества Липпи и его покровителем. Картина находилась в церкви до 1810 года, когда она была похищена. С 1890 года — в галерее Уффици.

Сюжет

Картина выполнена на одной большой панели, однако Липпи разделил её тремя арками, которые придают образу традиционную форму триптиха. Алтарный образ был снабжён золочёным деревянным декором, который не сохранился. Пределла к «Коронованию» — «Чудо Святого Амвросия» хранится в Берлинской картинной галерее.

Фра Филиппо Липпи. Автопортрет. Деталь «Коронования Марии»

Художник избрал самый распространённый в то время в Италии иконографический тип Коронования, когда Мария преклоняет колени перед Богом-Отцом, возлагающим на её голову венец. В основе композиции лежит треугольник, его вершина, корона Девы Марии, является точкой схода линий перспективы. Доминирующее положение центральных фигур подчёркнуто их размером, большим, чем у окружающих персонажей. Платформу с престолом окружают ангелы — Липпи повторяет традиционное композиционное решение, встречающееся, например, в «Короновании Марии» (1414) у Лоренцо Монако.

Липпи отказался от архаичного золотого фона, изобразив полосы — символ семи небес (итал. Cieli del Paradiso). Четыре ангела держат в руках золотую ленту со словами молитвы. В нижней части картины представлен ряд коленопреклонённых святых, художник здесь, по примеру своих предшественников, объединил два сюжета — Коронование и Святое собеседование. Среди святых — Магдалина, Святой Евстафий с двумя детьми и женой — Теофистой, взгляд которой обращён прямо на зрителя.

Ангел, держащий картуш с надписью PERFECIT IS OPUS («он заказал работу»), указывает на донатора. Рядом с ним стоит Иоанн Креститель. Слева, у ног святого Амвросия, Липпи изобразил себя в одежде кармелита.

Поместив в верхних круглых «окошках» сцену Благовещения, Липпи отступил от традиции, по которой Коронование обычно совмещалось с Успением Марии. Лилии в руках ангелов — напоминание о Непорочном зачатии.

Монументальность и пластичность фигур «Коронования» роднит их с персонажами Мазаччо. Однако Липпи создавал более изящные округлые формы, уделяя большее внимание плавности линий и созданию объёма с помощью светотени.

Еще по этой теме:
Аполлон и Дафнис
08:51, 14 декабрь
Аполлон и Дафнис
«Аполлон и Дафнис» (итал. Apollo e Dafni) — картина на мифологический сюжет работы Пьетро Перуджино, выполненная им в 1495 году. Она была продана парижскому Лувру в 1883-м, где выставляется до сих
Медичи, Лаудомия
07:20, 13 декабрь
Медичи, Лаудомия
Лаудомия Медичи (итал. Laudomia de’ Medici), она же Лаудомия, дочь Пьерфранческо Медичи (итал. Laudomia di Pierfrancesco de’ Medici; 1518, Флоренция, Флорентийская республика — 1583, вероятно Париж,
Мадонна с Младенцем (картина Лоренцо Джерини)
08:36, 09 декабрь
Мадонна с Младенцем (картина Лоренцо Джерини)
«Мадонна с Младенцем» — картина, приписываемая итальянскому художнику эпохи раннего Возрождения Лоренцо ди Никколо Джерини, из собрания Государственного Эрмитажа. На картине изображена Мадонна с
Никколо ди Сер Соццо
07:33, 07 декабрь
Никколо ди Сер Соццо
Никколо ди Сер Соццо (итал. Niccolo di Ser Sozzo Tegliacci; упоминается в сиенских документах с 1348 г., ум. 1363, Сиена) — итальянский художник, сиенская школа. Происхождение Никколо ди Сер Соццо до
Либерале да Верона
11:29, 06 декабрь
Либерале да Верона
Либерале да Верона (итал. Liberale da Verona; ок. 1445, Верона — 1529, Верона) — итальянский миниатюрист и живописец. Родился в Вероне. Он был учеником художника Винченцо ди Стефана. Также на него
Благовещение (картина Леонардо да Винчи)
09:11, 04 декабрь
Благовещение (картина Леонардо да Винчи)
«Благовещение» (итал. Annunciazione) — одна из самых ранних живописных работ Леонардо да Винчи. Предположительно создана в 1472—1475 годах, когда Леонардо ещё работал в мастерской своего учителя
Комментарии:
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent