Показать меню

Шпицберген (шхуна)

«Шпицберген» — двухмачтовая шхуна Беломорской флотилии Российской империи.

Описание судна

Парусная двухмачтовая шхуна, одна из двух шхун типа «Новая Земля». Длина шхуны по сведениям из различных источников составляла от 11,58 до 11,9 метра, ширина от 3,35 до 3,4 метра, а осадка — 1,14 метра. Вооружение шхуны состояло из двух орудий, экипаж включал 15 человек.

История службы

В 1838—1839 годах «Шпицберген» вместе с шхуной «Новая Земля» участвовала в научной экспедиции прапорщика А. К. Цивольки к архипелагу Новая Земля. «Новой Землёй» командовал сам А. К. Циволька, а «Шпицбергеном» — С. А. Моисеев. Шхуны вышли в море из Архангельского порта 27 июня (9 июля) 1838 года. Они шли разными маршрутами, поэтому «Шпицберген» пришёл к архипелагу раньше.

До 27 июля (8 августа) с борта «Шпицбергена» осуществлялась съёмка западного берега Новой Земли, после чего судно вошло в бухту Мелкая на юго-западе северного острова архипелага. Через месяц, 27 августа (8 сентября), шхуна вышла в море, осуществила опись губы Сев. Мульменева и губы Крестовая. Работы продолжались до ноября. Потом судно вернулось в бухту и было вытащено на берег для зимовки. Во время зимовки руководитель экспедиции Циволька заболел цингой и 16 (28) марта 1839 года умер. После его смерти руководство экспедицией принял капитан «Шпицбергена» С. А. Моисеев. 23 июня (5 июля) 1839 года судно было вновь спущено на воду и 4 (16) августа вышло из залива. До 25 августа (6 сентября) была осуществлена опись западных берегов архипелага в районе Кармакулы. После этого шхуна легла на обратный путь в Архангельск, куда благополучно прибыла 10 (22) сентября.

С 1840 по 1845 год «Шпицберген» стоял на брандвахте в Лапоминской гавани, а в 1846—1848 годах ходил в практические плавания в Белом море. После 1850 года шхуна была разобрана.

Командиры

Командирами шхуны «Шпицберген» в разное время служили:

  • С. А. Моисеев (1838—1839 годы).
  • Л. М. Вальховский (1840 год).
  • Пунашев (1842 год).
  • М. В. Жевахов (1843 год).
  • Н. Ф. Корсаков (1844 год).
  • А. А. Юнкман (1845 год).
  • Н. Ф. Корсаков (1846—1848 годы).
  • Еще по этой теме:
    Сизополь (корвет, 1830)
    04:54, 12 декабрь
    Сизополь (корвет, 1830)
    «Сизополь» — 24-пушечный парусный корвет Черноморского флота Российской империи. Корвет был назван в память о взятии 16 февраля 1829 года турецкой крепости Созополь отрядом судов под командованием
    Стул (линейный корабль)
    12:58, 11 декабрь
    Стул (линейный корабль)
    «Стул» — парусный линейный корабль Азовского флота Российской империи пятого ранга, построенный кумпанством боярина П. И. Хованского. Описание судна Построенные для Азовского флота корабли, в
    Андромаха (корвет, 1841)
    09:00, 11 декабрь
    Андромаха (корвет, 1841)
    «Андромаха» — 18-пушечный парусный корвет Черноморского флота Российской империи. Участник Крымской войны. Описание корвета Один из двух парусных корветов одноимённого типа. Длина судна составляла
    Лебедь (тендер, 1831)
    08:49, 09 декабрь
    Лебедь (тендер, 1831)
    «Лебедь» — парусный тендер Балтийского флота России. Описание тендера Парусный одномачтовый тендер, длина судна по сведениям из различных источников составляла от 21,54 до 21,6 метра, ширина без
    Сахалин (шхуна, 1861)
    16:43, 03 декабрь
    Сахалин (шхуна, 1861)
    «Сахалин» — трехмачтовая винтовая шхуна Сибирской флотилии России. Описание шхуны Паровая трехмачтовая шхуна с железным корпусом, водоизмещением 450 тонн. Длина шхуны составляла 46 метров, ширина
    Новая Земля (шхуна)
    07:35, 03 декабрь
    Новая Земля (шхуна)
    «Новая Земля» — двухмачтовая шхуна Беломорской флотилии Российской империи Описание судна Парусная двухмачтовая шхуна, одна из двух шхун одноимённого типа. Длина шхуны по сведениям из различных
    Комментарии:
    Добавить комментарий
    Ваше Имя:
    Ваш E-Mail: