Показать меню

ЦУМ (Киев)

ЦУМ (Центральный универсальный магазин) Киева — один из крупнейших магазинов Киева, расположенный в центре города на пересечении улиц Крещатик и Богдана Хмельницкого. Первый торговый объект формата department store на Украине. C 2012 по 2017 год в ЦУМе была проведена полная реконструкция с сохранением исторического фасада и полной заменой внутренней части здания. В архитектурной среде Киева оно является редкостным образцом общественного здания в стиле арт-деко.

История

Участок, на котором расположен универмаг, образован из двух усадебных владений: № 42 на Крещатике и № 44/2 на углу Крещатика и современной ул. Б. Хмельницкого (в то время — ул. Фундуклеевская).

ЦУМ, 1973 год

Последним владельцем усадьбы № 42 на Крещатике был известный австрийский коммерсант А. Шанцер, владелец нескольких кинотеатров в центре города. Застройка усадьбы состояла из кирпичного трёхэтажного нежилого здания, в котором содержались, в частности, немецкий клуб, концертный зал, склады, клуб общества кадровых офицеров; кирпичного флигеля во дворе и одноэтажного флигеля, в котором размещались типография «Криница», склад кинофильмов и т. д.

Угловой участок № 44/2 с середины XIX века (1850—1860-е годы) принадлежал А. Шедель, жене иностранного подданного. Основная часть этой плотно застроенной Г-образной в плане усадьбы тянулась вдоль ул. Фундуклеевской, до современного дома № 6. В 1882—1883 годах на ул. Фундуклеевской планировалось возвести четырёхэтажный кирпичный дом, проект которого выполнил архитектор В. Сычугов. По проекту — это Г-образное в плане сооружение, декорированное в упрощённых неоренессансных формах. Угловую усадьбу А. Шедель продала киевскому купцу и благотворителю Я. Бернеру. Первый этаж дома занимали в 1910-х годах исключительно магазины. В части помещений располагался отель «Невский», в части — частный исторический и научно-анатомический музей, парикмахерская и т. д. Расположенный в зоне наивысшей в городе торгово-коммерческой активности доходный дом А. Шедель представлял собой типичную для капиталистического города разновидность полифункционального доходного сооружения. После национализации частного имущества в 1920-е годы в доме № 44/2 размещались многочисленные учреждения и организации, магазины, часть помещений была жилой. Отдельные помещения третьего и четвёртого этажей занимала трудовая школа № 52. Здание снесено в конце 1920-х годов. Некоторое время место оставалось незастроенным.

Проектирование

В 1931 году по проекту Киевского филиала Главпроекта на угловом участке развернулось строительство так называемого «Дома учреждений № 2». Его проект выполнили в 1930 году архитекторы Киевглавпроекта в характерных конструктивистских формах. Выразительная лаконичная объёмно-пространственная композиция здания представляла собой два сблокированных под прямым углом контрастных разновысоких объёма — семиэтажный на ул. Ленина (ныне ул. Б. Хмельницкого) с закруглённой башнеобразной угловой частью «врезался» в прямоугольный зальный застеклённый объём на ул. Воровского (ныне Крещатик).

В 1933 году планировалось перепрофилировать дом учреждений в жилой. При этом было решено разделить здание на два отдельных корпуса на улицах Ленина и Воровского. Первой очередью строительства определили жилой дом на ул. Воровского, который должны были ввести в эксплуатацию в 1934 году. Но эта программа не была реализована.

После переноса в 1934 году столицы Украины из Харькова в Киев и изменения статуса города, возникла потребность в дополнительных служебных помещениях для учреждений и организаций республиканского уровня. Поэтому работы по возведению Дома учреждений были возобновлены, но функция сооружения изменена — в нём планировали разместить государственные издательства Украины. Соответственно здание получило название «Дом книги». Проект был практически полностью реализован — сооружение было доведено до крыши. Однако руководство республики признало целесообразным в третий раз перепрофилировать здание, приспособив его под крупное универсальное торговое заведение. Одновременно были подвергнуты критике архитектурные формы «Дома книги». Отмечалось, что дом, «врезаясь углом в тротуар, мешает движению и создаёт скученность в месте пересечения двух основных магистралей города». Уже почти доведённое до завершения здание решили реконструировать.

16 декабря 1934 года на совещании у главы Киевгорсовета был рассмотрен вопрос реконструкции здания под универмаг по проекту, разработанному архитекторами Второй государственной проектной мастерской Московского совета депутатов трудящихся Л. Мецояном и Д. Фридманом под руководством академика архитектуры А. Щусева. К проекту был высказан ряд критических замечаний.

Второй эскизный проект переоформления «Дома книги» выполнили киевские архитекторы И. Каракис, Л. Киселевич и Н. Холостенко. Этот проект предусматривал создание только одного главного фасада в сторону ул. Воровского, который на уровне первого—второго этажей членился пилонами, завершёнными аллегорическими скульптурами. Проект также был отклонён как не отвечающий поставленным задачам.

Постановлением СНК УССР от 21 января 1935 года земельный участок на углу улиц передан для сооружения универмага Укоопсоюза. Строительство должно было начаться не позднее 1 января 1936 года. Одновременно постановлением Киевского городского совета от 19 марта 1935 года был утверждён к исполнению переработанный проект универмага Д. Фридмана и Л. Мецояна. Коллизии вокруг проектного решения, приведшие к беспрецедентному сносу почти законченного 7-этажного здания, были обусловлены в значительной степени изменениями в стилевом развитии советской архитектуры и её идейно-смысловом наполнении. Первоначальное конструктивистское решение признано несовершенным, тогда как последующие проекты, выполненные на ордерной основе в формах так называемого сталинского ампира, больше соответствовали новой образности архитектуры предвоенной эпохи.

Архитекторы Д. Фридман и Л. Мецоян создали несколько вариантов проекта универмага. Первый из них имел срезанную на крыше часть и фасады, оформленные большим ордером во всю высоту здания. Он представлял парадное решение важного градостроительного узла благодаря чёткости симметрично-осевой композиции, монументально трактованным крупномасштабным ордерным формам, членению главного входа скульптурной композицией.

Второй вариант проекта сохранил ту же планово-пространственную схему, но в нём вместо колонн использованы пилястры, что создаёт в целом более сдержанный эффект. Разрушив новое здание, городская власть оставила рядом здание типографии на Крещатике, 42. В результате этого пришлось переделывать проект мастерской академика А. Щусева и «сжать здание». Под универмаг отвели ограниченную территорию — только часть углового участка, в результате чего здание было лишено подсобных помещений.

Строительство

Новое универсальное торговое заведение на Крещатике в то время был уже третьим крупным универмагом на центральной улице (после Бессарабского крытого рынка и универсального магазина в доме № 31). Проектом определялись следующие технико-экономические показатели нового универмага: площадь торговых помещений — 5570 м2, складов — 3200 м2, объём — 63,8 тыс. м3, персонал — 500 сотрудников, ежемесячный товарооборот — 8 млн. рублей, количество покупателей ежедневно — около 15 тыс.

Ввод сооружения в эксплуатацию планировался на 1 января 1938 года. К тому времени объект строительства вновь изменил своё ведомственное подчинение, став подразделением Наркомата торговли СССР. Открытие универмага было приурочено к октябрьским праздникам 1938 года. 3 ноября 1938 года новостройку осмотрели руководители партии и правительства. Затем магазин был закрыт и принял первых посетителей лишь 1 мая 1939 года.

Нововозведённый дом занял доминантное положение в комплексе застройки довоенного Крещатика учитывая как само местоположение на пересечении двух центральных киевских магистралей, так и благодаря монументально решённой башнеобразной угловой части. Семиэтажный дом имел первоначально симметричную планировочно-пространственную композицию, состоящую из двух поставленных под прямым углом корпусов. Усечённая угловая часть с главным входом создаёт дополнительное пространство для движения на пересечении улиц. Выделенная композиционно угловая часть, возвышенная над обоими корпусами, имеет форму прямоугольной призмы, членённой в вертикальном направлении пилонами и окнами. Она завершена двумя кубовидными объёмами, поставленными боковыми плоскостями под углом к улице. Углы центральной башни изначально имели фонари вертикальной формы, которые придавали эффектное акцентирование общему силуэту сооружения (демонтированы во время реконструкции здания в 1958—1960 годах).

Реконструкции 2-й пол. XX века

Магазин проработал до начала оккупации Киева во время Великой Отечественной войны. Перед самым вступлением фашистских войск в Киев универмаг, как и другие магазины города, был разграблен. В 1941 году Центральный универмаг горел. Магазин возобновил работу сразу после освобождения города в 1944 году, когда в левом крыле универмага открылись секции по карточной продаже населению продуктов первой необходимости.

Планом послевоенной реконструкции Крещатика было предусмотрено его восстановление и включения в новый ансамбль улицы как важного формообразующего элемента. В 1958—1960 годах здание достроено со стороны ул. Крещатик по проекту архитекторов И. Гомоляки и В. Жоги. Таким образом были существенно расширены торговые площади. В результате реконструкции было изменено оформление двух верхних этажей главных и дворового фасадов.

Масштабные ремонтные работы проведены в 1980-х годах. В 1979 году утверждён проект капитального ремонта ЦУМа (руководитель проекта — архитектор И. Гомоляка). Проект предусматривал сохранить основное архитектурное решение интерьеров магазина с дополнительными отделочными работами (облицовка колонн эскалаторов и лестниц белыми мраморными плитами, лестничных маршей — гранитом, замена мозаичных полов и т. д.). Перепланировка торговых залов должна была осуществляться с учётом «прогрессивной формы торговли» с разделением этажей по отдельным видам товаров (для женщин, мужчин, детей и т. д.). Со стороны двора была сделана двухэтажная пристройка. Торговая площадь универмага увеличилась до 9 тыс. м2. В 1960 году здесь установили эскалаторы, что было новинкой для Киева. На фасаде прочищены гранитные плиты, все штукатуренные части фасада окрашены под цвет емельяновского гранита, которым были облицованы фасады, в красный цвет.

Архитектура

Конструктивная схема здания состоит из семиярусной двухпролётной железобетонной рамы (6,0 и 12,0 м), имеющей кирпичное заполнение, облицовка — из красного полированного гранита. Оно решено в конструктивистских формах с характерным для них лаконизмом и проявлением конструктивной схемы на фасадах. Боковые корпуса имеют членения на цокольную (первый этаж), основную (второй—пятый этажи) и венечную (шестой—седьмой этажи) части. Фасады расчленены пилонами (стойки рам), стоящими на невысоком цоколе и достигающими шестого этажа, где они заканчиваются развитым профилированным карнизом. Массив в два этажа над карнизом с небольшим квадратным окошком представляет собой антаблемент, которым декорирован подъём односкатной крыши. Пролёты между пилонами заполнены изысканными гранёными окнами-эркерами, удачно связанными с гранёной, оригинального профиля формой пилонов. Главный вход в угловой части состоял из четырёх прямоугольных проёмов с окнами над ними. Первоначальные заполнения были двустворчатые, простой формы, с остеклением центрального поля каждой из створок. Первоначально вход фланкировали два фонаря изысканной формы в виде колонны на массивном пьедестале, увенчанной квадратной в сечении ступенчатой капителью с шарообразным плафоном на ней. Плановая структура универмага отмечалась рационализмом постройки, отражая использованную конструктивную схему. Торговые залы разделены пилонами на неравные пролёты. Кроме главных и боковых лестниц, в здании изначально существовали четыре подъёмника для посетителей. Здесь были предусмотрены дополнительные услуги для покупателей.

Руководство ЦУМа

  • 1943—1944 — Пётр Фёдорович Чапков
  • 1945 — Нил Фёдорович Монтьев
  • 1946—1950 — Валентина Ивановна Доронина
  • 1951—1959 — Фёдор Терентьевич Зубашич
  • 1959—1984 — Николай Андреевич Наливайко
  • 1984—2004 — Зинаида Антоновна Лебедь
  • 2004—2009 — Светлана Михайловна Литвиненко
  • После 2009 года в разное время руководителями ЦУМа были Елена Семёнова, Ирина Остапчук и Николай Краснобаев
  • 2016—2018 — Брайан Пол Хендли
  • 2018—н. в. — Евгений Сергеевич Мамай

Новейшая история ЦУМа

В середине 1990-х годов на базе ЦУМа было основано открытое акционерное общество, 75,34 % акций в котором принадлежали организации арендаторов ЦУМа, остальные 24,66 % акций и торговые площади универмага остались у государства.

В 2006 году Фонд госимущества Украины передал своё право на владение торговыми площадями арендаторам, взамен увеличив свой пакет акций до 39,647 %.

В 2010 году этот государственный пакет акций был выставлен на торги. Они проводились с начала февраля 2010 года и несколько раз прекращались (в том числе по решению суда). 28 июля 2010 года пакет акций был продан малоизвестной компании «Киев-Дилер» за 89,05 млн грн. при стартовой цене в 25,618 млн грн.

В начале сентября 2010 года группа «ЭСТА», входящая в холдинг «СКМ», приобрела 23%-ю долю в компании-собственнике здания ЦУМа, а 10 сентября 2010 года и весь ЦУМ перешёл в собственность структур, подконтрольных Ринату Ахметову, хотя официально о продаже магазина объявлено не было. В тот день на собрании акционеров ОАО «Киевский центральный универмаг» из менеджмента компании были выведены люди, которым приписывали контроль над универмагом, а их место заняли компании и персоны, связанные с группой «СКМ».

Реконструкция 2012—2016 годов

Первые разговоры о закрытии магазина на реконструкцию начались в октябре 2010 года.

В декабре 2010 года Антимонопольный комитет Украины разрешил группе «ЭСТА» купить 100 % акций ЦУМа.

1 февраля 2012 года ЦУМ закрылся на реконструкцию, которая закончилась в 2016 году (ранее указывалось, что её длительность составит 2 года; после назывались разные даты 2015 года). Концепцию обновлённого универмага разработали британское архитектурное бюро Benoy и украинская архитектурная мастерская Л. Скорик.

В результате подготовительных работ, начавшихся 6 апреля 2012 года, было демонтировано устаревшее инженерное и транспортное оборудование, снята обшивка и разобрана часть перегородок.

11 июля 2012 года проект реконструкции ЦУМа, предусматривающий инвестиции в размере более $100 млн, был вынесен на обсуждение Градостроительного совета. Он предполагал сохранение исторического фасада и увеличение общей площади универмага почти в два раза — до 38,78 тыс. м2 за счёт увеличения количества этажей (два сверху и три снизу, включая подземный паркинг). Поскольку речь шла о переделке одного из символов послевоенного Киева, предложенный проект преобразований, оставляющий от старого здания, по сути, одни внешние стены, вызвал бурное обсуждение.

В начале октября 2012 года проект реконструкции ЦУМа, предусматривающий сохранение и реставрацию фасадов, был рассмотрен и позитивно оценён Консультационным советом при Главном управлении охраны культурного наследия КГГА, после чего передан на госэкспертизу. В конце октября 2012 года возле ЦУМа было установлено ограждение, дизайнерское решение которого разработало международное агентство Willard.

В начале февраля 2013 года начался частичный демонтаж здания ЦУМа — за исключением внешних стен. Сообщалось, что работы будет проводить украинская компания «Альтис», а не австрийская строительная компания «Штрабаг», как было объявлено ранее. Ожидалось, что демонтаж продлится до осени 2013 года, после чего начнутся работы по подземной части здания.

3-4 декабря 2016 года произошло открытие ЦУМа после четырёх лет реконструкции, площадь в целом значительно увеличилась.

После реконструкции

В начале 2017 года в ЦУМе открылись магазины, корнеры, пространство для домашнего уюта и декора, фуд-хол с ресторанами, барами и кондитерскими, а также арт-галерея.

В 2019 году в ЦУМе открыли первый на Украине премиальный кинотеатр сети Multiplex.

Документальный фильм «ЦУМ 80»

Специально к 80-летию универмага его команда представила документальный фильм «ЦУМ 80», в котором деятели культуры, историки, дизайнеры и представители современной команды рассказывают, как киевский ЦУМ стал таким, каким мы его знаем сегодня. Идея создания фильма родилась в феврале 2019 года, когда по случаю юбилея универмага команда решила воссоздать одну из его витрин середины 60-х годов. Именно тогда были обнаружены архивные снимки и воспоминания бывших сотрудников.

Еще по этой теме:
Улица Вознесенская (Рязань)
Улица Вознесенская (Рязань)
Улица Вознесенская — одна из улиц в центре города Рязани. Проходит от улицы Затинной до улицы Ленина. Пересекает улицы Грибоедова, Щедрина, Садовую, Урицкого. Имеет круговой перекресток с улицей
Дом Энгельгардта (Смоленск)
Дом Энгельгардта (Смоленск)
Дом Энгельгардта — памятник архитектуры, объект культурного наследия регионального значения. Находится в центре Смоленска, по адресу: улица Глинки, дом 4. Внешний вид и история Здание представляет
Холостенко, Николай Вячеславович
Холостенко, Николай Вячеславович
Николай Вячеславович Холостенко (7 февраля 1902, Киев, Киевская губерния, Российская империя — 1978, Киев, Украинская ССР, СССР) — украинский советский архитектор. Биография В 1929 году окончил
Дом Пачкунова
Дом Пачкунова
Дом Пачкунова — памятник градостроительства и архитектуры в историческом центре Нижнего Новгорода. Построен между 1846 и 1852 годами в стиле русского классицизма, по проекту архитектора А. А.
Улица Черняховского (Курган)
Улица Черняховского (Курган)
Улица Черняховского — улица в посёлке Рябково города Кургана. Расположение Улица проходит с запада на восток. Начинается от улицы Карбышева и заканчивается у нового Рябковского кладбища.
Баканов, Виталий Андреевич
Баканов, Виталий Андреевич
Виталий Андреевич Баканов (род. 22 октября 1948 года, Киев) — киевовед, литератор, журналист. Биография Виталий Андреевич Баканов родился 22 октября 1948 года в Киеве. Детство прошло на Подоле в
Комментарии:
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail: