Показать меню

Томская железнодорожная ветвь

Томская ветвь (также Томская ветка, Томская линия) — название железнодорожной ветви, соединяющей Транссибирскую магистраль с Томском. Однопутна на всём протяжении. Строительство начато летом 1895 года и окончено осенью 1896 года. Имела на тот момент длину в 89 вёрст (95 километров).

Необходимость в ветви связана с решением о строительстве Транссиба в обход Томска, которое было принято в 1893 году.

Расположение

Начало ветви было на 213-й версте (227-й километр, или около) Средне-Сибирской железной дороги от безымянного посёлка магистрали. Позже станция стала называться Томск-Таёжный, а ещё позже — Тайга. Ныне это 3565-й километр Транссиба, на котором расположен город Тайга Кемеровской области.

Первые 20 вёрст от Тайги линия идёт по водоразделу рек Катат/Куербак (притоки Яи) и Тугояковки/Басандайки (притоки Томи), а затем Басандайки и Ушайки.

Станция Томск (нынешняя Томск-II) была расположена на 82-й версте (87-й километр), к ней от города вела Иркутская дорога. Конечная точка ветви находилась на берегу Томи у пристани Черемошники.

Казус

Томская ветвь строилась для того, чтобы соединить Томск с Транссибирской магистралью. Однако в черте города она проходила в стороне от селитебной территории. В связи с этим в конце XIX века в Томске появилась открытка, на которой изображён город с высоты птичьего полёта, возвышающийся над ним грозный мужик в шапке-ушанке и с толстым животом (олицетворяющий Томск) и ведомый паровозом поезд на горизонте, дым от которого изображён в виде фиги. Подпись к открытке гласила: «Опять окаянная обошла!…».

Развитие

Продолжение линии

В 1937 году от станции Томск-II была построена линия в Асино, а в 1973 году она была продолжена до Белого Яра (введена в эксплуатацию 5 октября 1977 года). Поэтому сейчас под Томской ветвью понимается железная дорога Тайга — Томск — Асино — Белый Яр длиной 366 километров.

Электрификация

Первые 100 км железной дороги (от Тайги до Копылово) были электрифицированы в конце 1970-х годов в связи со строительством Томского нефтехимического комбината. Также электрифицированы ветки на Речной порт и станцию Томск-Грузовой.

Первый электровоз прибыл на станцию Томск-I 31 декабря 1969 года.

Второй путь

Необходимость строительства второго пути впервые была официально признана в 1993 году после аварии на Сибирском химическом комбинате. Тогда Правительство РФ выделило 10 миллиардов рублей на завершение ликвидации последствий аварии. Губернатор Томской области Виктор Кресс распорядился потратить эти деньги в том числе на строительство второго пути между Томском-II и Тайгой (87 км). В 1994 году было выделено 200 миллионов рублей, которые предназначались корпорации «Трансстрой». Однако вторые пути не были уложены нигде. Лишь между станциями Томск-II и Томск-I была сделана насыпь и поставлены столбы под электрификацию второго пути.

Административная принадлежность

  • с 1897 года — Средне-Сибирская железная дорога;
  • с 1902 года — Сибирская железная дорога;
  • с 1912 года — Томская железная дорога;
  • с 1961 года — Западно-Сибирская железная дорога;
  • с 1979 года — Кемеровская железная дорога;
  • с 1996 года — Западно-Сибирская железная дорога.

Крупнейшие аварии

  • 4 июля 1926 года на 30 версте (33 км) от Тайги.
  • 27 июня 2005 года сразу после полуночи приблизительно на 33 километре дороги произошёл сход 12 вагонов с углем грузового поезда № 1668, пострадавших нет. Вагоны находились в середине состава. По одной из версий, причиной аварии стал разрыв сцепки между вагонами № 28 и 29. По другой версии, состав потерпел крушение из-за поломки подшипника в колёсной паре одного из вагонов.
Еще по этой теме:
Одринская (станция)
16:38, 15 декабрь
Одринская (станция)
Одринская — железнодорожная станция Московской железной дороги на линии Брянск — Орёл (линия однопутная, тепловозная). Расположена в Хотынецком районе Орловской области между станциями Хотынец и
Ноборито (станция)
08:05, 12 декабрь
Ноборито (станция)
Станция Ноборито (яп. 登戸駅 ноборито эки) — железнодорожная станция на линиях Намбу и Одавара, расположенная в городе Кавасаки префектуры Канагава. Станция расположена в 17,3 километра от
Дельта (станция)
03:26, 10 декабрь
Дельта (станция)
Дельта — железнодорожная станция Астраханского отделения Приволжской железной дороги на линии Верхний Баскунчак — Астрахань (линия электрифицирована от станции Аксарайская до станции Кутум),
Сонозеро (железнодорожная станция)
00:37, 10 декабрь
Сонозеро (железнодорожная станция)
Сонозеро — промежуточная железнодорожная станция Октябрьской железной дороги на 210,2 км перегона Пенинга — Муезерка Западно-Карельской магистрали. Общие сведения Станция территориально
Мариуполь (станция)
01:35, 02 декабрь
Мариуполь (станция)
Мариуполь (укр. Маріуполь) — главная пассажирская железнодорожная станция города Мариуполя. Железнодорожная станция Мариуполь относится к Донецкой железной дороге. Станция находится в южной части
Птицефабрика «Томская» нарастила производственные объемы
14:35, 05 февраль
Птицефабрика «Томская» нарастила производственные объемы
На птицефабрике «Томская» подошло к концу осуществление инвестиционного проекта, касающегося покупки и установки современного оборудования. Благодаря этому на предприятии значительно увеличилось
Комментарии:
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail: