Рено (команда «Формулы-1», 1977—1985)
Команда Рено Эльф (фр. Équipe Renault Elf) — бывшая французская команда участвовавшая в чемпионате «Формулы-1» в период с 1977 по 1985 годы.
История
Команда дебютировала в «Формуле-1», как французский национальный проект — в команде выступали французские гонщики, машины оснащались шинами французской компании Michelin, спонсором был французский нефтяной концерн Elf Aquitaine. Первое участие Renault в «Формуле-1» было представлено дочерней компанией Рено Спорт. Команда Renault вошла в конце чемпионата на пять гонок в 1977 году одним автомобилем, с пилотом Жан-Пьером Жабуи. Renault RS01 стала машиной с 1,5-литровым турбированным двигателем Renault-Gordini V6, а команда стала первой кто стал регулярно использовать турбированные моторы в Формуле-1. Болид пилотируемый Жабуя оказались крайне ненадежными и стал чем-то вроде посмешища в своих первых заездах, заработав прозвище "желтый чайник", а в итоге не сумев закончить ни одну из гонок в которых участвовал, несмотря на то, что болид был достаточно мощными.
Equipe Renault Elf
Команда получила название Equipe Renault Elf спонсором которой был французский нефтяной концерн Elf Aquitaine
1970-е
Сезон 1977 Показательные заезды на RS01 в 2011 году.Первая гонка, в которой должна была дебютировать новая команда Equipe Renault Elf, Гран-при Франции 1977 года, девятый этап сезона, но автомобиль еще не был готов и дебют команды был отложен до следующего Гран-при в Великобритании. Первая квалификационная сессия не была успешной, Жан-Пьером Жабуи квалифицировался 21-м из 30 пилотов, а всего стартовали 26. Жабуи отстал на 1,62 секунды от взявшего поул Джеймса Ханта на McLaren. Жабуи неплохо шёл в гонке, поднявшись до 16-го места, прежде чем турбированный двигателем автомобиля вышел из строя на 17-м круге. Два последующих Гран-при Германии и Австрии команда пропустила, так как болид отправился на доработку после провального Британского дебюта. Вернувшись на Гран-При Нидерландов команда квалифицировалась намного лучше на 10 месте. Жабуи не очень удачно стартовал, но ему удалось пройти до 6 места, прежде чем он повредил подвеску на 40-м круге.
На очередном Гран-при в Италии Жабуи опять плохо квалифицировался, на 20-м месте. По ходу гонки он шёл за пределом топ-10, пока его двигатель не вышел из строя на 24-м круге, в очередной раз показав не очень хорошую надёжность. На Гран-при США квалификация прошла немного удачнее, Жан-Пьером Жабуи квалифицировался 14-м, но скорости по прежнему не было и он снова шёл ниже 10 места. По итогу болид сошёл с дистанции на 31-м круге, с очередной проблемой, на этот раз с генератором переменного тока. На Гран-при Канады Жабуи единственный кому не удалось квалифицироваться из 27 пилотов. Жабуи отстал более чем на 7,5 секунд от поула Марио Андретти из Lotus и почти на две секунды от своего ближайшего соперника Руперта Кигана на Хескете. После этого на финальную гонку в Японию Renault не поехала.
Сезон 1978Следующий год для команды был не многим лучше, четыре подряд схода с дистанций были из за выхода из строя двигателя, только на предпоследней гонке сезона на Гран-при США команда показала неплохой результат финишировав 4 и заработав первые очки. Это были единственные три очка в сезоне заработанные командой, а по итогу сезона Renault заняла 12 место. Дважды RS01 квалифицировался 3-м в сетке, на Гран-при Австрии и Гран-при Италии, хотя и в этих гран при болид сошёл с дистанции.
Команда не участвовала в первых двух гонках 1978 года, в Аргентине и Бразилии и начала сезон только с Гран-При Южной Африки в Кьялами. Жан-Пьером Жабуи квалифицировался на шестом месте, лучшая квалификационная позиция для Renault на тот момент, отстав от занявшего поул Ники Лауды на Брэбеме всего на 0,71 секунды. Не самый удачный старт откатил его из очковой зоны в начале гонки. По ходу гонки болид сошёл на 39-м круге из за электрических проблем. На следующем Гран-при в США-Запад на трассе Лонг-Бич, Жабуи квалифицировался 13-м, но снова сошёл с дистанции на 44-м круге, из за проблем с турбонаддувом. На Гран-при Монако Жабуи квалифицировался только 12, но по итогу гонки он впервые финишировал на десятом месте чемпионате Формулы-1 не сойдя с дистанции, отстав на 4 круга от победившего Патрика Депайе из команды Тиррелл.
Сезон 1979Первую половину сезона Renault как и в прошлые два сезона выставляла на гонку болид RS01. В сезоне 1979 года команды выставила двух пилотов, к Жан-Пьеру Жабуи присоединился Рене Арну Как и в прошлые годы команда часто сходила с дистанции но теперь уже двумя болидами. На Гран-при США-Запад Renault вообще не стартовала - Жан-Пьер Жабуи не принял участие в гонке из-за аварии и разбитой машины которую не успели восстановить, а Рене Арну не стартовал из-за технической проблемы.
В третей гонке сезона на Гран-при Южной Африки Жабуи завоевал поул, но финишировать опять не получилось, на 47 круге подвёл двигатель. К середине сезона у обоих пилотов появился новый болид с RS10, до этого начиная с третей гонки сезона на нём ездил только Жан-Пьеру Жабуи. На Гран-при Франции команда добилась первого хорошего результата, в квалификации оба пилота заняли 1 и 2 месо на старте, а в гонке Жабуи победил, а Арну финишировал третьим при этом показав лучший круг.
В дальнейшем на Гран-при Великобритании и Гран-при США Арну ещё дважды удавалось поднятся на подиум на второе место, Жабуи ещё один раз финишировал вне очковой зоны на 16 месте на Гран-при Италии.
1980-е
Сезон 1980В сезоне 1980 года команда представила новую модель болида Renault RE20, шины как и в прошлые годы поставляли французские шинники Michelin. За руль болида RE20 как и в прошлом году сели Жан-Пьер Жабуи и Рене Арну.
Сезон начался не лучшим образом, оба пилота сошли в первой гонке, но уже на Гран-при Бразилии и Гран-при Южной Африки Рене Арну финишировал на первом месте показав лучшее время в обеих гонках. Жан-Пьер Жабуи хоть и сошёл в них, но на обеих квалификациях занимал поул. На Гран-при Австрии Жабуи завоевал первую победу и первые очки, одни же и последние. На всех остальных гонках кроме Гран-при США-Запад он сошёл, а на США-Запад финишировал вне очковой зоны. Рене Арну ещё один раз поднимался на пьедестал, на Гран-при Нидерландов финишировав вторым. Всего за сезон пилоты Renault 8 раз стартовали с первого поля, 5 раз с поула и 4 раза на первом и втором месте одновременно.
В конце года Жабуи сильно разбился на Гран-При Канады и получил серьезные травмы ног, что фактически положило конец его карьере гонщика. Команда завершила сезон на четвертом месте с 38 очками, их лучшая финишная позиция с тех пор, как они дебютировали в Формуле-1.
Сезон 1981В сезоне 1981 года в качестве партера Рене Арну пришёл новый французский пилот Ален Прост, который заменил Жан-Пьера Жабуи. В первых пяти гонках сезона конюшня использовала обновленную версию болида предыдущего сезона, RE20B, а качестве поставщика шин были всё те же шинники Michelin.
Оба пилота команды заработали свои первые очки в сезоне в третьей гонке, на Гран-при Аргентины. Ален Прост заработал свой первый подиум поднявшись на 3 ступень пьедестала, а Рене Арну финишировал пятым. На Гран-при Монако оба пилота команды получили новый болид Renault RE30, но не одному из них не удалось финишировать. Проста подвёл двигатель, а Арну попал в аварию.
На домашней Гра-при во Франции конюшня снова добилась хорошего результата, Ален Прост одержал свою первую победу в карьере при этом установив быстрый круг, а Рене Арну финишировал четвертым, Арну в квалификации заработал поул, но не смог его реализовать. На Гран-при Нидерландов и Гран-при Италии Ален Прост два раза подряд финишировал первым, при этом в Нидерландах заработав поул. Лучшее место в сезоне у Арну второе место на Гран-при Австрии, где он стартовал с поула. Так же у команды было ещё два подиума которые заработал Прост дважды финишировал на второй строчке в Германии и в Лас-Вегасе.
В Кубоке конструкторов команда Renault занял третье место, заработав в общей сложности 54 очка за сезон.
Сезон 1982В сезоне 1982 года в команде последний раз выступали два пилота из Франции Ален Прост и Рене Арну, в дальнейшие годы стали появляться пилоты других национальностей. Michelin продолжала оставаться поставщиком шин.
Сезон начался хорошо, в первой же гонке на Гран-при Южной Африки Ален Прост победил, при этом установив лучший круг, Арну тоже финишировал на подиуме, на 3 месте, правда он стартовал с поула. На следующем Гран-при в Бразилии Прост снова побели стартовав с поула и установив лучший круг. Вплоть до Гран-при Франции обоим пилотам не удавалось показать достойные результаты, хотя в некоторых они стартовали с поула.
На Гран-при Франции команда показала лучший результат в сезона, оба пилота были на подиуме. Ален Прост финишировал в гонке вторым, а Рене Арну первым стартовав с поула. Во Франции 82 года это был первый уик-энд, когда 1 и 2 места завоевали сразу оба пилота. Рене Арну ещё один раз в сезоне удалось поднятся на первое место на Гран-при Италии попутно показав лучшее время. По мимо этого у команды было ещё два вторых места - Арну на Гран-при Германии и стартовавшего с поула и Проста на Гран-при Швейцарии.
В течение сезона различия между топ командами были примерно ровны, но у Renault был самый быстрый автомобиль. Однако проблемы с надежностью снова были слабым местом конюшни. Прост и Арну завоевали в общей сложности 62 очка, позволив команда закончить сезон на 3 месте в кубоке конструкторов.
Сезон 1983В сезоне 1983 года партнёром Алена Проста стал американский пилот Эдди Чивер, так как Рене Арну перешел в Ferrari. Чивер стал первым пилотом уроженцем не Франции. В первой гонке сезона команда эксплуатировала третью версию болида RE30 - RE30C, в роли шинников выступали как и прошлые годы компания Michelin.
Результаты начали улучшаться, когда конюшня начала использовать новый болид из углеродного волокна RE40 на Гран-при США-Запад. Первые очки и подиум команда заработала на Гран-при Франции. Ален Прост стартовав с поула финишировал на первом месте, попутно установив лучшее время, Эдди Чивер так же поднялся на подиум на 3 место. Далее три Гра-при подряд Прост приезжал на подиум, 2-м в Сан-Марино, 3-м с поула в Монако и очередная победа с поула в Бельгии. В Бельгии успех поддержал и Чивер поднявшись на подиум, на 3 место.
Далее в сезоне пилоты Renault ещё пять раз поднимались на подиум. Дважды первым был Прост с лучшими кругами на Гран-при Великобритании и Гран-при Австрии, два раза было второе место Чивер на Гран-при Канады, а Прост на Гран-при Европы. Так же ещё одно очередное третье место Чивера на Гран-при Италии. В конце сезона разочаровавшись в команде Прост сделал несколько нелестных отзывов и в конечном итоге был уволен.
В Кубоке конструкторов Renault впервые занял второе место с 79 очками, отстав от обладателей кубка Феррари на десять очков.
Сезон 1984В сезоне 1984 года в команде сменились сразу оба пилота: одно место занял француз Патрик Тамбэ и британец Дерек Уорвик. Команда выставила на новый сезон болид Renault RE50. Шинниками в последний год оставалась компания Michelin.
Патрик Тамбэ заработал очки в первой же гонке на Гран-при Бразилии, а Дереку Уорике не удалось финишировать, зато в следующих двух Гра-при в Южной Африки и Бельгии он дважды поднялся на подиум на 3 и 2 место соответственно. На Гран-при Франции уже Патрик Тамбэ завоевал свой первый и единственный подиум в сезоне, стартовав с поула он финишировал вторым. На Гран-при Монако Тамбэ сломал ногу и на следующем Гра-при в Канаде не принимал участия.
Дерек Уорик ещё дважды набирал очки, оба раза финишировав на подиуме, вторым на Гран-при Великобритании и третьим на Гран-при Германии. Патрик Тамбэ же смог заработать только очки, ещё на двух гран при, в Германии он был пятым, а в Нидерландов шестым. На заключительной гонке сезона, в Португалии Renault выставила третьего пилота Филиппа Стрейффи. Дебют Стрейффи в Формуле-1 был не самым удачным ему пришлось сойти из за поломки трансмиссии.
Renault занял пятое место в Кубоке конструкторов с 34 очками. Команда больше не смогла выиграть не одной гонке, а преимущество в разработке турбомотора уже было потеряно. В конце сезона главный конструктор Мишель Тету и руководитель команды Жерар Ларрусс покинули свои посты.
Сезон 1985Сезон 1985 года был последним для команды в Формуле-1 в период 1977—1985 годов. Команду представляли те же пилоты что и в в сезоне 1984 года Патрик Тамбэ и Дерек Уорик. В последний сезон выступлений команда сменила поставщика шин, на смену Michelin пришли шинники Goodyear. На старте чемпионата конюшня представила новую модель болида Renault RE60 с турбо двигателем EF4B.
Как и в предыдущем сезоне Патрик Тамбэ начал сезон с очков, финишировав на пятом место в Бразильском Гран-при, а в последующих двух приехав на 3 месте. Это были два первых и последних подиума у команды в сезоне. Первые очки Дерек Уорик заработал только на Гран-при Монако, финишировав на 5 месте. На домашней Гран-при во Франции с новой моделью болида RE60B Тамбэ последний раз финишировал в очках на 6 месте, а Уорик за пределами очков на 7 месте.
На одну гонку в Германии команда выставила трёх пилотов. К Тамбэ и Уорику на старте присоединился француз Франсуа Эсно, однако все троя сошли с дистанции. После этого ещё два раза за сезон Renault удалось заработать очки. Дерек Уорик финишировал 5 на Гран-при Великобритании и 6 на Гран-при Бельгии. На Гран-при Южной Африки конюшня отказалась выходить на старт бойкотировав Гран-при совместно с конюшней Ligier, из-за обострившейся проблемы расовой изоляции (апартеида) в Южной Африке.
В кубоке конструкторов Renault заработала всего 16 очков завершив сезон на 7 месте. В в то же время конюшня Lotus, которая использовала тот же двигатель, набрала 71 очко.
В 1985 году у концерна Renault возникли серьезные финансовые проблемы, компания больше не могла оправдывать большие расходы, необходимые для поддержания конкурентоспособности гоночной команды. Генеральный директор Жорж Бесс закрыл спортивное подразделение Renault в Формуле-1 в качестве полноценной гоночной команды, оставив только участие как поставщика двигателей для других команд.