Показать меню

Шелищ, Борис Исаакович

16.12.2020
10

Борис Исаакович Шелищ (28 сентября 1908, Киев, Российская империя — 1 марта 1980, Ленинград) — участник Великой Отечественной войны, изобретатель. Во время службы разработал и внедрил способ перевода бензинового двигателя на водородное топливо. За своё изобретение удостоен ордена Красной Звезды (1941).

Биография

До войны

Борис Исаакович родился в Киеве 28 сентября 1908 года в семье ткача. После смерти отца в 1923 году Борис с матерью продолжили его дело. В 1928 году Шелищ переезжает в Ленинград, где устраивается работать в типографию, но вскоре призывается на срочную службу в РККА. После демобилизации в 1932 году проходит путь от техника автопарка до главного механика трикотажной фабрики. В 1935 году получает своё первое авторское свидетельство — на «Устройство для регулирования подачи топлива к карбюратору двигателя на моторных повозках».

Война

Об изобретении Б. И. Шелища подробнее написано в соответствующем разделе — #Перевод бензинового двигателя на водородное топливо

Уже 23 июня 1941 года Борис Исаакович призывается в Красную Армию. Он попадает в 3-й полк аэростатов заграждения 2-го корпуса ПВО на должность автотехника. Автомобили с установленными лебёдками использовались в войсках для спуска и подъёма аэростатов. Однако уже осенью 1941 года в Ленинграде закончился бензин, и тогда Шелищ сумел перевести автомобильные двигатели на использование отработанного аэростатами водорода. После успешного проведения опыта командование приказывает перевести на водородное топливо все лебёдки в городе, а в 1942 году Шелища командируют в Москву для внедрения своей технологии в московские части ПВО. Зимой 1941 года младшего воентехника Шелища за внесённое рацпредложение награждают орденом Красной Звезды. К 1943 году Шелищ получает звание техника-лейтенанта, а к 1945 году — звание старшего техника-лейтенанта.

После войны

По окончании войны Борис Исаакович сначала возвращается на трикотажную фабрику, а с 1948 года работает на автотранспортных предприятиях. 9 декабря 1945 у Шелища рождается сын — Пётр Борисович Шелищ. Борис Исаакович получает высшее образование на факультете экономики университета марксизма-ленинизма. В середине 1970-х годов, когда водородная энергетика переживала бурный рост, изобретателя приглашают читать лекции в АН СССР.

Борис Исаакович Шелищ скончался 1 марта 1980 года и был похоронен на Преображенском еврейском кладбище.

Перевод бензинового двигателя на водородное топливо

Аэростаты заграждения накачивались водородом, который из-за пористости оболочки утекал в атмосферу, уступая место в аэростате другим атмосферным газам. Из-за загрязнения снижалась подъёмная сила аэростата и, соответственно, максимальная высота полёта. Кроме того, получающаяся смесь — гремучий газ — взрывоопасна (так, по официальной версии, именно образование гремучего газа стало причиной крушения дирижабля «Гинденбург»). Поэтому по регламенту аэростаты было необходимо перезаправлять, когда доля посторонних газов достигнет 17 % общего объёма аэростата. На практике аэростаты приходилось перезаправлять каждые двадцать пять — тридцать дней. Для спуска и подъёма использовались лебёдки, установленные на полуторки ГАЗ-АА и работающие от бензинового двигателя грузовика, пока в сентябре 1941 года в Ленинграде не закончился бензин. После безуспешных попыток спускать аэростаты вручную или с использованием лифтовых лебёдок (вскоре в Ленинграде не стало и электричества) Борис Исаакович приходит к мысли использовать в качестве горючего отработанный аэростатами водород, который прежде просто выпускали в атмосферу. По воспоминаниям самого Шелища, на эту идею его вдохновил эпизод из романа Жюля Верна «Таинственный остров», в котором разложенная на водород и кислород вода называлась «топливом будущего». В Ленинграде проблем с водородом не было: он бесперебойно поступал в осаждённый город по газопроводу, проложенному по дну Ладожского озера. По другим данным, водород поступал в войска с одного из ленинградских заводов (хотя и с частыми перебоями).

С разрешения командования был проведён эксперимент, в котором шланг от аэростата был напрямую подсоединён к двигателю. После нескольких минут стабильной работы произошёл взрыв газгольдера, а сам Борис Шелищ получил контузию. Однако позже изобретатель добавляет между двигателем и газгольдером гидрозатвор, сделанный кустарным способом из огнетушителя и обрезков труб, который отсекал открытое пламя и не позволял вспышкам в двигателе дойти до газгольдера. Прибывшая комиссия одобряет работу Шелища и приказывает перевести все аэростатные лебёдки на водородное топливо. За десять дней было переоборудовано двести автомобилей.

Сам Шелищ отмечал, что двигатель на водородном топливе лучше заводился в мороз, а стендовые испытания показали меньший износ деталей, чем при работе на бензине. Мощность двигателя достигала двадцати лошадиных сил. В представлении к ордену Красной Звезды в ноябре 1941 года командование оценило экономию от изобретения Шелища в 502,5 тысячи рублей в год в масштабе 2-го корпуса ПВО. В заключении было отмечено, что «изобретение тов. Шелища Б. И. имеет огромное оборонное и народно-хозяйственное значение». 20 декабря 1941 года вышел фронтовой указ о награждении.

В январе 1942 года двигатель, работающий на водороде, демонстрировался на выставке работ военных изобретателей и рационализаторов. Двигатель оставили работать в закрытом помещении, так как вместо выхлопных газов выделялся водяной пар.

В 1942 году Бориса Шелища вызвали в Москву для передачи опыта столичным частям ПВО. В Москве на водородное топливо было переведено триста двигателей.

Летом 1943 года Борис Исаакович подаёт заявку об изобретении, зимой 1945 публикуется описание изобретения к авторскому свидетельству СССР с заголовком: «Способ эксплуатации установок с аэростатами заграждения».

Награды

  • Орден Красной Звезды (1941)
  • Медаль «За оборону Ленинграда» (1943)
  • Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1945)

Память

  • В музее ПВО в Санкт-Петербурге хранится огнетушитель-гидрозатвор, сконструированный Шелищем.
  • Документальный фильм «Водородный лейтенант. Борис Шелищ» (Россия, 2006). Режиссёр и автор сценария — А. Артемьев.
Еще по этой теме:
Гладков, Борис Васильевич
17:11, 14 декабрь
Гладков, Борис Васильевич
Борис Васильевич Гладков (1922—1945) — участник Великой Отечественной войны, командир танка 21-й гвардейской танковой бригады (5-го гвардейского танкового корпуса, 6-й танковой армии 2-го Украинского
Ельянов, Яков Исаакович
08:22, 13 декабрь
Ельянов, Яков Исаакович
Яков Исаакович Ельянов (род. 3 сентября 1919, Рославль, Смоленская губерния — 26 июня 2011, Москва) — заслуженный тренер СССР и России по лёгкой атлетике. Биография Родился 3 сентября 1919 года в
Бычевский, Борис Владимирович
18:31, 12 декабрь
Бычевский, Борис Владимирович
Борис Владимирович Бычевский (1902—1972) — генерал-лейтенант инженерных войск СССР, автор мемуаров о Великой Отечественной войне. Биография Родился в 1902 году в Москве. Военную карьеру начал с
Аронский, Борис Алексеевич
08:01, 12 декабрь
Аронский, Борис Алексеевич
Борис Алексеевич Аронский (1898—1976) — деятель советских спецслужб, специалист по криптографии и дешифрованию; полковник госбезопасности (1945). Биография Родился в 1898 году в Москвев семье
Ракитный, Николай Исаакович
02:35, 11 декабрь
Ракитный, Николай Исаакович
Николай Ракитный (настоящая фамилия — Николай Исакович (Исаакович) Новиков) (белор. Мікола Ракітны; 15 апреля 1920, дер. Петрицкое (ныне Брагинского района Гомельской области Белоруссии) — 2000) —
Кушнир, Борис Исаакович
21:44, 02 декабрь
Кушнир, Борис Исаакович
Борис Исаакович Кушнир (род. 28 октября 1948, Киев) — советский, австрийский скрипач, педагог. Биография Окончил Московскую консерваторию по классу скрипки Б. П. Беленького и классу камерной
Комментарии:
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent