Показать меню

Российско-узбекистанские отношения

16.12.2020
16

Дипломатические отношения между Узбекистаном и Россией установлены 20 марта 1992.

Дипломатические отношения между Россией и Узбекистаном установлены 20 марта 1992 года.

15 мая 1992 г. в Ташкенте подписан Договор о коллективной безопасности.

30 мая 1992 года в Москве был подписан Договор об основах межгосударственных отношений, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан. Он заложил правовую основу двусторонних отношений.

Основным документом, регулирующим торгово-экономические связи России и Узбекистана, является межгосударственное Соглашение о торговых отношениях от 13 ноября 1992 года.

Политические отношения

Поддерживаются регулярные политические контакты на высшем и высоком уровнях. Президенты Российской Федерации пять раз посещали Узбекистан — в октябре 1998 г. (государственный визит), в мае 2000 г., в августе 2003 года, июне 2004 г. и феврале 2009 г. (рабочие визиты). Президент И. А. Каримов посетил Россию с официальными (март 1994 г., ноябрь 2005 г.), государственными (май 1998 г., май 2001 г.) и с рабочими визитами (апрель 2004 г., июнь 2005 г., май 2006 г.). Министры иностранных дел Российской Федерации побывали в Ташкенте с официальным (январь 2002 г.) и рабочим (октябрь 2005 г.) визитами. Регулярные контакты между руководством двух государств осуществляются и в рамках многосторонних структур (СНГ, ШОС, ОДКБ, ЕврАзЭС). 9 июня 2007 г. В. В. Путин и И. А. Каримов встретились в двустороннем формате в ходе неформального саммита СНГ в Санкт-Петербурге.

В марте 2007 г. в Ташкенте с официальным визитом побывал Председатель Правительства Российской Федерации М. Е. Фрадков, проведший с И. А. Каримовым и Премьер-министром Ш. М. Мирзияевым обстоятельные переговоры по основным вопросам двусторонних отношений и международной тематике. В июле состоялся рабочий визит в Узбекистан Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, председателя Российской части Межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству С. Б. Иванова, в ходе которого состоялись его встречи с И. А. Каримовым, Премьер-министром, председателем Узбекской части Межправкомиссии Ш. М. Мирзиеевым.

С середины 2003 г. во внешней политике Узбекистана началась корректировка отношений со странами Запада в сторону придания им более взвешенного характера с одновременным усилением линии на развитие политического и экономического взаимодействия с Россией.

Существенный импульс двусторонним отношениям придал рабочий визит в Узбекистан Президента Российской Федерации В. В. Путина в августе 2003 г. Особое внимание в ходе переговоров было уделено вопросам активизации двустороннего торгово-экономического сотрудничества, более полного задействования имеющегося в этой сфере потенциала.

Важные договоренности были достигнуты по итогам рабочего визита в Россию Президента Узбекистана И. А. Каримова в апреле 2004 г. В соответствии с ними главы двух государств в ходе рабочей встречи в рамках саммита ШОС в Ташкенте 16 июня 2004 г. подписали бессрочный Договор о стратегическом партнерстве, в котором определены приоритетные направления сотрудничества в военно-политической, торгово-экономической и гуманитарной областях. Он предусматривает также тесное взаимодействие сторон в вопросах укрепления безопасности в центральноазиатском регионе, формирование консультационных механизмов по линии их внешнеполитических, оборонных и правоохранительных ведомств и спецслужб.

Одной из центральных тем обсуждения в ходе официального визита И. А. Каримова в Россию в ноябре 2005 г. стали вопросы борьбы с международным терроризмом и другими глобальными угрозами и вызовами, а также ситуация в центральноазиатском регионе в свете событий в Андижане, произошедших в мае 2005 г. Значительное внимание было уделено состоянию и перспективам развития российско-узбекского сотрудничества, вопросам торгово-экономического взаимодействия, прежде всего в области ТЭК.

В ходе визита президентами двух стран подписан Договор о союзнических отношениях между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан (14 ноября 2005 г.). Договор нацелен на международно-правовое закрепление принципов союзничества в качестве основы двусторонних отношений между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан.

По Договору Стороны берут на себя обязательство сотрудничать в деле обеспечения национальной, региональной и международной безопасности, укрепления мира и стабильности, в том числе посредством противодействия терроризму, распространению оружия массового уничтожения, незаконному обороту наркотических средств и иным новым вызовам и угрозам. Они будут оказывать друг другу помощь в случае, если одна из них становится объектом внешней агрессии. В этих целях предусматривается проведение двусторонних консультаций по линии глав государств, парламентов, правительств, советов безопасности, внешнеполитических, оборонных, правоохранительных и других министерств и ведомств двух стран.

В соответствии с Договором стороны наращивают сотрудничество в военной и военно-технической, торгово-экономической и гуманитарной областях, обеспечивают благоприятные условия для развития прямых контактов между людьми.

19 июля 2006 г. в МИД Узбекистана состоялся обмен грамотами о ратификации Договора, в результате которого документ официально вступил в силу.

Динамично развиваются межпарламентские связи. В феврале 2006 г. Узбекистан посетил В. Б. Грызлов, в апреле — С. М. Миронов. Их контакты с высшим руководством страны позволили вывести диалог законодательных органов двух стран на уровень полноценных межгосударственных отношений.

В 2012 году товарооборот России и Узбекистана, по данным Федеральной таможенной службы Российской Федерации, составил 3714,4 млн.долларов США. При этом российский экспорт увеличился на 10,4% (до 2325 млн.долларов США), а импорт уменьшился на 25,1% (до 1389,5 млн. долларов США). Положительное сальдо составило 935,5 млн. долларов США.

На начало 2013 года в Узбекистане работали 846 российско-узбекских компаний, аккредитованы представительства 127 российских предприятий. В России создана 401 компания с узбекским капиталом.

Активно развивается российско-узбекское сотрудничество в сфере топливно-энергетического комплекса. Крупнейшие российские нефтегазовые компании ОАО «Газпром» и ОАО «Лукойл» успешно и эффективно работают в Узбекистане.

Вопросы торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества, взаимодействия в области ТЭК и других отраслях рассматриваются в рамках работы Межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан. Сопредседателями Комиссии являются заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н.Козак и Первый заместитель Премьер-министра Республики Узбекистан – Министр финансов Р.С.Азимов. Четырнадцатое заседание Комиссии состоялось 12-13 декабря 2012 года в г. Ташкенте.

В 2018 году Министр экономического развития РФ Максим Орешкин по итогам переговоров Президента Российской Федерации Владимира Путина и Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева подписал Программу экономического сотрудничества между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан на 2019-2024 годы. С узбекской стороны документ подписал Министр экономики Республики Узбекистан Ботир Ходжаев.

Документ стал основным для развития торгово-экономического сотрудничества. Он направлен на определение и продвижение приоритетных направлений сотрудничества, реализацию совместных программ и проектов, активизацию взаимодействия в инвестиционной сфере, а также на поддержку совместных проектов, направленных на диверсификацию структуры национальных экономик и наращивание экспортного потенциала двух стран и увеличение объемов товарооборота.

Для реализации Программы подписан План мероприятий и Перечень перспективных проектов экономических операторов России и Узбекистана. План включает 15 разделов и 82 пункта, перечень – 109 проектов по таким направлениям, как промышленность, топливно-энергетический комплекс, атомную энергетику, финансово-банковскую сферу, агропромышленный комплекс.

Долг Узбекистана России

10 декабря 2014 году был полностью реструктурирован долг Узбекистана России: Москва списала Ташкенту 890 млн долларов, а остальные 20 млн долларов среднеазиатская республика выплатила в тот же день.

Экономическое сотрудничество

Россия, на долю которой приходится около 20 % объёма внешней торговли Узбекистана, является важнейшим торгово-экономическим партнером этой страны. В 1995—2009 годах товарооборот двух стран увеличился с 1713 млн долларов до 2540 млн долларов. По российским статистическим данным товарооборот двух стран в 2016 году составил 2726,0 млн долларов, в том числе российские поставки в Узбекистан — 1965,0 млн долларов. Из этих цифр видно, что Узбекистан является рынком сбыта российских товаров.

Российский экспорт в Узбекистан: нефтепродукты (17 %), черные и цветные металлы (около 17 %), механическое и электрическое оборудование (15 %), древесина и бумага (15 %).

Поставки Узбекистана в Россию: природный газ (32 %), текстильная продукция (около 20 %), свежая и переработанная плодоовощная продукция (4,5 %).

Из этих цифр видно, что Россия, являющаяся одним из крупнейших экспортеров природного газа, скупает газ в Узбекистане, чтобы его перепродать на внешнем рынке.

Реализуется Договор об углублении экономического сотрудничества на 1998—2007 гг. Действует совместная Межправительственная комиссия по экономическому сотрудничеству, девятое заседание которой состоялось в марте 2007 г.

На основе подписанного в мае 2000 г. межправительственного Соглашения о расширении сотрудничества субъектов Российской Федерации с административно-территориальными образованиями Республики Узбекистан совершенствуются межрегиональные связи. Лидирующие позиции в региональной торговле занимают Москва, Алтайский край, Свердловская, Московская, Ивановская, Оренбургская, Челябинская области.

Россия является крупнейшим инвестиционным партнёром Узбекистана. Объем инвестиций, поступивших из России в Узбекистан, – более девяти миллиардов долларов.

Основные российские инвесторы – ПАО «ЛУКОЙЛ», ПАО «Газпром», ПАО «ВымпелКом» и др.

По данным Госкомитета по статистике Узбекистана, по состоянию на 1 ноября 2019 года, в стране действовали 1776 предприятий с участием российского капитала, среди которых 1096 компаний созданы как совместные предприятия и 680 – как иностранные.

На территории России зарегистрировано более 600 предприятий с участием резидентов Узбекистана.

Узбекские трудовые мигранты в России

В России в 2010-х годах работало большое количество трудовых мигрантов из Узбекистана. Они вносят значительный вклад в экономику Узбекистана - только за 2016 год по данным Центробанка РФ денежные переводы из России в Узбекистан составили 2,741 млн долларов США.

В рамках развивающихся двусторонних отношениях, Российские образовательные учреждения будут привлекать граждан Узбекистана, работающих в РФ, для обучения русскому языку и профессиональным навыкам. Пока данный проект коснется мигрантов, которые работают

в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Екатеринбурге и Новосибирске, поскольку в данных городах будут созданы центры для получения дополнительных знаний.

В связи с этим президент Узбекистана принял соответствующее постановление, на основании которого планируется заключить соглашения по организации обучения в нерабочее время граждан Узбекистана русскому языку и востребованным профессиям. Для эффективного сотрудничества в данной сфере будет привлечен Российский университет дружбы народов и союз «Молодые профессионалы (WorldSkills Russia)».

Военно-техническое сотрудничество

Развивается военно-техническое сотрудничество. Базовым двусторонним документом в этой сфере является Договор между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан о дальнейшем углублении всестороннего сотрудничества в военной и военно-технической областях, подписанный в декабре 1999 г. В мае 2001 г. заключен межгосударственный договор о сотрудничестве по пограничным вопросам, в октябре того же года — межгосударственное Соглашение о совместном применении ВВС России, войск ПВО и ВВС Узбекистана для обеспечения безопасности воздушного пространства двух стран. В июне 2001 г. в целях координации ВТС создана российско-узбекская рабочая группа по ВТС. В мае 2007 г. в Москве состоялось её восьмое заседание.

Также в России производился ремонт военной техники и велась подготовка офицерских кадров для Узбекистана, из РФ шли поставки оружия.

В октябре 2017 года на полигоне Фориш в Джизакской области прошли первые за 12 лет узбекско-российские военные учения. В общей сложности в них приняли участие порядка 400 военнослужащих от двух стран.

В декабре 2019 года на полигоне «Гурумсарай» Восточного военного округа прошли тактические учения «Восток–2019», в которых приняли участие военнослужащие Узбекистана и России.

Перспективы военно-технического сотрудничества России и Узбекистана

Узбекистан планомерно перевооружает свою армию. Активное участие в этом процессе принимает Россия. В конце мая 2019 года состоялось заседание Межправительственной комиссии по военно-техническому сотрудничеству (ВТС), а к июню 2019 года в силу вступили 12 новых контрактов о поставках и модернизации техники. Кроме того, Узбекистан намерен приобрести истребители Су-30СМ, трассовый радиолокационный комплекс 12А6 «Сопка-2», мастерскую техобслуживания к зенитно-ракетному комплексу «Печора-2М», радиолокационные станции и ряд другой техники. Все эти пожелания республика намерена реализовывать за счет госкредитов от России: если очередной экспортный кредит будет одобрен, то он может стать уже третьим за последние три года.

Также на заседании Межправительственной Российско-Узбекской комиссии по ВТС, были приняты «ключевые» для этого сотрудничества решения. В частности, комиссия подготовит соглашение по модернизации и переоснащению вооруженных сил Узбекистана современной военной техникой до 2025 года.

В настоящее время в рамках выданного в 2017 году Узбекистану государственного экспортного кредита реализуется поставка партии вертолетов Ми-35М и имущества к ним. Поставки четырех вертолетов Ми-35М были реализованы в четвертом квартале 2019 года, а еще восьми вертолетов в 2020 году. Между тем, в рамках второго за последние годы кредита, выданного правительству Узбекистана уже в октябре 2018 года, в мае – июне 2019 года в силу вступили еще 12 контрактов.

Российская сторона подтвердила, что Ташкент заинтересован в скором приобретении истребителей Су-30СМ (туда должны войти средства наземного обеспечения полетов и авиационные средства поражения, а также обучение летного и инженерно-технического составов, и поставка тренажерного комплекса), трассового радиолокационного комплекса 12А6 «Сопка-2» (возможно приобретение девяти комплектов), мастерской техобслуживания к зенитно-ракетному комплексу «Печора-2М» и ряда радиолокационных станций (типа «Противник-ГЕ», «Гамма-ДЕ» и «Подлет-Е» и 31 комплекта «Фара-ВР») и систем связи различного назначения.

Сотрудничество с Республикой Узбекистан ведется в плановом режиме и полностью соответствует высокому уровню стратегического взаимодействия между странами.

Cотрудничество России и Узбекистана в сфере образования на современном этапе

После распада СССР Узбекистан столкнулся с необходимостью проводить независимую внешнюю политику, основанную на национальных интересах страны и учитывающую экономические и политические процессы, происходящие в странах постсоветского пространства. Внешнеполитическая стратегия Узбекистана подразумевала проведение нейтральной внешней политики. Взаимодействие с другими государствами постсоветского пространства осуществлялось в рамках СНГ, а также в двустороннем формате.

Сотрудничество Узбекистана с Россией в 1990-х гг. было гораздо менее интенсивным, чем взаимодействие России с другими государствами в Центральной Азии. Существенным шагом вперёд стало подписание в 2004 г. Соглашения о стратегическом партнёрстве между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан, а наиболее важным соглашением считается Договор о союзнических отношениях, подписанный сторонами в 2005 г. Вместе с тем, данный договор предусматривал взаимодействие в первую очередь в сферах военно-технического и торгово-экономического сотрудничества.

При этом сотрудничество в гуманитарной сфере, включающей и образовательное сотрудничество, не было столь эффективным.

С приходом на пост президента Шавката Мирзиёева в 2016 г. внешняя политика Узбекистана оставалась сбалансированной, однако стала гораздо более открытой по отношению к другим государствам. Не вступая в интеграционные объединения, Узбекистан активизировал отношения с рядом государств в рамках двустороннего взаимодействия. Эта тенденция включает в себя и сотрудничество с Россией, которое проявляется как в сфере экономики, так и в гуманитарной сфере. Впервые большое внимание стало уделяться укреплению двусторонних связей в сфере образования.

Основным вызовом, с которым сталкивается Узбекистан в сфере школьного образования, является необходимость подготовки преподавательских кадров. С увеличением численности населения Узбекистана растёт число новых школ, а профессия учителя становится одной из наиболее востребованных в республике. Так, количество учителей, в общеобразовательных школах Республики Узбекистан в 2019-2020 учебном году достигло 481 604 человек, что на 8,28% выше по сравнению с 2018-2019 учебным годом. Заинтересованность Узбекистана в сотрудничестве с Россией объясняется и особым местом русского языка в системе школьного образования. В республике действуют 862 школы с русским языком обучения, при этом в школьной программе предусмотрено изучение русского языка для всех учащихся. Взаимодействие по вопросам, связанным с преподаванием русского языка в школах Узбекистана, осуществляется на самом высоком уровне. Так, данной проблеме была посвящена встреча министра народного образования Узбекистана Шерзода Шерматова и посла России в Узбекистане Владимира Тюрденёва, состоявшаяся в октябре 2019 г. Узбекская сторона предложила привлечь российских экспертов с целью пересмотра учебной программы и учебников русского языка. Также было предложено провести тестирование учителей Узбекистана по русскому языку и по его результатам подготовить программу переподготовки педагогов. Стороны обсудили возможности предоставления дополнительной русской художественной литературы тем школам, где преподавание ведется на узбекском языке. Предполагается, что эти меры могут повысить качество преподавания русского языка. Здесь важную роль может сыграть представительство Россотрудничества в Узбекистане — Российский центр науки и культуры, успешно функционирующий в Ташкенте. Важным аспектом его деятельности является поддержка русского языка, включающая проведение языковых курсов для всех желающих. При центре также действует библиотека, книжный фонд которой насчитывает более 12 тысяч единиц, включая учебную, учебно-методическую, справочную, а также художественную литературу, изданную в России в последние годы.

Тем не менее, дефицит преподавателей русского языка в школах Узбекистана остаётся основной проблемой в данной сфере — по данным министерства народного образования Узбекистана, в настоящее время число выпускников вузов по специальностям «русский язык и литература» не покрывает даже половину имеющейся потребности, в начальных классах — только треть. В этом контексте стоит отметить Центры партнёрской сети «Института русского языка имени Пушкина», открытые в последние годы в Ферганском государственном университете и Узбекском государственном университете мировых языков. Центр предлагает студентам программы по изучению русского языка, а также специальные курсы по подготовке к сдаче Единого государственного экзамена для школьников, планирующих поступать в российские вузы.3 Необходимо подчеркнуть, что число студентов из Узбекистана, обучающихся в российских вузах, увеличивается с каждым годом и в 2018/19 учебном году составляло более 26 тысяч человек, при этом более 7 тысяч обучались на бюджетной основе. Таким образом, заинтересованность узбекских школьников в изучении русского языка не вызывает сомнений, и российско-узбекское сотрудничество в данной сфере представляется взаимовыгодным и перспективным.

В сфере высшего образования сотрудничество между Россией и Узбекистаном также стало активно развиваться в последние годы. Одним из ярких примеров может служить создание в Узбекистане филиалов ведущих российских университетов. На сегодняшний день в республике действуют десять филиалов российских вузов, шесть из которых были открыты в 2019 г.

Таким образом фактически создаётся общее образовательное пространство, которое, безусловно, будет способствовать дальнейшему укреплению двустороннего сотрудничества, в том числе в ряде стратегически важных отраслях экономики. Речь идёт об открытых в этом году филиалах МИФИ (атомная промышленность), МИСиС (металлургия), МЭИ (энергетика) и РХТУ (химическая промышленность). Здесь следует подчеркнуть, что природные ресурсы, промышленность и сельское хозяйство имеют большое значение для экономики Узбекистана, в связи с чем подготовка высококвалифицированных местных кадров на базе филиалов российских университетов является одним из важных факторов экономического развития страны. С приходом на пост президента Узбекистана Шавката Мирзиёева экономическая политика страны существенно изменилась, о чём свидетельствуют как уже проведённые реформы, так и планы по дальнейшему вовлечению республики во взаимовыгодные экономические процессы с соседними государствами. Таким образом, есть основания предполагать, что научно-образовательное сотрудничество между Россией и Узбекистаном будет успешно развиваться и в дальнейшем.

В качестве одного из наиболее перспективных направлений сотрудничества можно выделить укрепление взаимодействия между высшими учебными заведениями двух стран. Учитывая наличие договоров о сотрудничестве между ведущими университетами Узбекистана и России, вероятным представляется развитие совместных образовательных программ, проведение стажировок и обменов, организация научных мероприятий, публикация совместных научных трудов.

Следует отметить, что интерес к образовательному сотрудничеству России и Узбекистана является взаимным. Необходимо учитывать, что Узбекистан на сегодняшний день представляет собой динамично развивающееся государство, в котором отмечается как существенный экономический рост, так и естественный прирост населения. Эти факторы определяют развитие инфраструктуры, создание новых рабочих мест и осознание руководством страны важнейшей роли образования как одного из основных факторов конкурентоспособности в современном мире. Можно сказать, что народы России и Узбекистана во многом до сих пор находятся в едином гуманитарном пространстве, учитывая наличие общих ценностей (включая использование русского языка) и значительный опыт жизни в общем политическом и экономическом пространстве.

Нельзя забывать и об уникальных страницах сотрудничества узбекского и русского народов, в частности, о массовой эвакуации в Узбекистан во время Великой отечественной войны и об усыновлении узбекскими семьями детей, вывезенных из блокадного Ленинграда.

Таким образом, сотрудничество между Россией и Узбекистаном в сфере образования на современном этапе является одной из приоритетных задач для руководства обеих стран, а также отвечает интересам граждан России и Узбекистана.

Еще по этой теме:
Казахстанско-французские отношения
10:59, 12 декабрь
Казахстанско-французские отношения
Казахстанско-французские отношения — двусторонние дипломатические отношения между Францией и Казахстаном. Страны являются членами Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. История
Австрийско-грузинские отношения
19:32, 11 декабрь
Австрийско-грузинские отношения
Австрийско-грузинские отношения — двусторонние дипломатические отношения между Австрией и Грузией. Страны установили дипломатические отношения в 1992 году, Грузия открыла свое посольство в Вене в
Израильско-молдавские отношения
06:42, 11 декабрь
Израильско-молдавские отношения
Израильско-молдавские отношения — двусторонние международные дипломатические, политические, экономические, торговые, военные, культурные и иные, исторические и настоящие отношения между Молдавией и
Иорданско-мексиканские отношения
08:53, 05 декабрь
Иорданско-мексиканские отношения
Иорданско-мексиканские отношения — двусторонние дипломатические отношения между Иорданией и Мексикой. История 9 июля 1975 года между странами были установлены дипломатические отношения. С 10 по 13
Посольство России в Финляндии
00:27, 04 декабрь
Посольство России в Финляндии
Посольство России в Хельсинки (фин. Venäjän federaation Helsingin-suurlähetystö, швед. Rysslands ambassad i Helsingfors) — дипломатическое представительство Российской Федерации в столице Финляндской
Таджикистанско-узбекистанские отношения
21:52, 02 декабрь
Таджикистанско-узбекистанские отношения
Таджикистанско-узбекистанские отношения — двусторонние отношения между Республикой Таджикистан и Республикой Узбекистан. Дипломатические отношения были установлены в 1992 году. Протяжённость
Комментарии:
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent