Показать меню

Азербайджанская мифология

Азербайджанская мифология (азерб. Azərbaycan mifologiyası) — совокупность мифологических представлений азербайджанского народа.

Характеристика

Мифы и легенды азербайджанцев создавались на основе веры народа в мифические и полумифические существа — носителей добра и зла. В азербайджанской мифологической системе чрезвычайно активны такие мифические единства, как Земля — Небо, Море — Гора, Вода — Огонь, Человек — Зверь, Дерево — Цветок. Ветер — Сель. Связанные с этими единствами сюжеты были созданы на различных этапах общественного развития. Эти сюжеты характеризуют особенности раннего развития самого народа. Значительная часть этих сюжетов в качестве самостоятельных мифологических сюжетов на протяжении веков передавалась в устной речи, сохранившись до настоящего времени. Другая же группа мифических единств в качестве отдельных сюжетов стала частью различных азербайджанских фольклорных жанров.

Несмотря на то, что мифология азербайджанского народа подвергалась влиянию, она сохранила в себе национальный колорит. Так, будучи тесно взаимосвязанной с персидским фольклором и имея с ней тесное взаимовлияние, азербайджанскую мифологию отличает большое своеобразие. По мнению азербайджанского фольклориста и литературоведа Азада Набиева, мифология азербайджанцев, живших в близком соседстве с персами, подверглась меньшему влиянию их мифологии, чем персидская — влиянию азербайджанской, перенявшая многие мифологические сюжеты тюркоязычных соседей. С мифологией азербайджанцев как в своем типологическом, так и в генетическом контактном развитии, взаимосвязана мифология кумыков.

По словам Набиева, более чёткую классификацию сюжетов азербайджанской мифологии можно составить путем их рассмотрения на основе цифр 1—9, где, к примеру, цифра 3 олицетворяет три действительности — мир растений, животный мир и человеческое общество, цифра 4 охватывает воду, огонь, воздух и землю, а цифры 5—9 также выражают соответствующие понятия.

Истоки некоторых азербайджанских мифов лежат в эпическом памятнике «Огуз-Наме», а также в сказаниях героического эпоса огузов «Китаби деде Коркуд», который вобрал в себя как раннетюркские представления, так и сформированные на Кавказе архаичные взгляды.

Изучение и запись

Ещё в XIX веке наряду с различными жанрами азербайджанского фольклора некоторые азербайджанские мифы также были записаны с уст местного населения и опубликованы в русской прессе. К примеру, в 9-м выпуске «Сборника материалов для описания местностей и племён Кавказа» (СМОМПК) со слов учителя Беюк-Вединского сельского училища Мир-Гашим-бека Везирова было опубликовано «Несколько сведений о татарских поверьях», где были приведены поверья о джиннах, дивах, шайтане, явлениях природы, огне и воде, животных, птицах и насекомых, злом духе Хал-Анаси, отношениях духов, мёртвых и т. д. В 17-м выпуске СМОМПК со слов учителя Бакинской II русско-татарской школы М. Эфендиева в заголовке «Из поверий татар Шемаханского уезда» были приведены поверья о небе, Солнце, Луне, падении звёзд, райском дереве, радуге, затмении Солнца и Луны, громе и дожде, шайтане, колдовстве, гадании, сглазе, лешем, водяном и пр.

В некоторых трудах таких ученых, как Мирза Казембек и Аббаскули Ага Бакиханов встречаются сведения об азербайджанской мифологии. Фольклористы 1920-х годов также уделяли внимание азербайджанской мифологии в своих произведениях. С этой точки зрения статьи учёного-писателя Ю. В. Чеменземинли имеют особое значение. Чеменземинли был также первым азербайджанским исследователем, проявившим инициативу восстановления азербайджанских мифов на основе сказок.

Об азербайджанских мифах писали такие учёные как М. Тахмасиб, А. Багри, В. Велиев, А. Набиев. Больше всего изыскания об азербайджанских мифах в 1980-х гг. вёл Мирали Сеидов. Классификацию и таблицы азербайджанских мифов на основе цифр предложил Азад Набиев.

С начала 70-х годов большое внимание было уделено сбору и публикации азербайджанской мифологии. Были опубликованы книги, включающие в себя и азербайджанские мифы. Среди них «Азербайджанские сказки, мифы, легенды» (Баку, 1988, составитель А. Набиев), «Азербайджанские мифологические тексты» (Баку, 1988, на азерб.), «Волшебные колоски (Азербайджанские мифы)», составленные А. Набиевым (Баку, 1990).

Персонажи мифов и сюжеты

В азербайджанской мифологии встречаются такие мифические и полумифические существа, как циклопы, дивы, драконы. Дракон в азербайджанской мифологии имеет двоякую позицию, символизируя с одной стороны божественную силу, дожди, воды, плодородие и изобилие, а с другой — злые и тёмные силы. В некоторых мифах драконы это большие змеи и на самом деле змеи гораздо больше, а чтобы люди не боялись, Аллах сделал их в глазах человека маленькими. Драконы в азербайджанских мифах бывают также трёх-, семи- и сорокоголовыми и чтобы его убить герою нужно отрубить все его головы. В некоторых же случаях отрубленная голова дракона может возродиться и напасть на героя. В некоторых мифах драконы отождествляются с облаком, закрывающим солнце, а в других — пожирают яйца птицы Симург (к примеру в «Сказании о Мелик Мамеде»). В мифологии азербайджанцев в образе дракона (часто многоголового) обычно представлялся злой демон аждарха (аждаha), восходящий к иранскому Ажи-Дахака. В мифах азербайджанцев аждарха связан с водой, с дождевыми тучами. В частности, по азербайджанским представлениям, аждарха живёт в озере. В некоторых азербайджанских мифах аждарха поселяется в чреве беременной женщины и убивает ребёнка.

Рисунок Пери, нарисованный Азимом Азимзаде. Эскиз костюма для оперы З. Гаджибекова «Ашуг-Гариб»

Одним из мифологических образов, широко распространённых в азербайджанском устном народном творчестве являются пери, представляющиеся по сравнению с драконами и дивами более положительными, в образе прекрасных дев с белой кожей и длинными волосами. Обитают пери, как правило, в красивых садах и дворцах, купаясь в прудах. Также пери способны превращаться в птиц, голубей и улетать в другие страны. У азербайджанцев существует особая разновидность пери — водяные пери (су пяриси), имеющие характер «хозяек воды».

В мифолоии азербайджанцев встречается также Агач-Киши, известный также как Меша-Адам («лесной человек») — дух, живущий в горных лесах, представляющийся в образе волосатых существ, и Гюль-ябани (также гуляйбаны, биабан-гули) — злой дух, живущий в степи или на кладбище и пугающий ночных путников. Гюль-ябани, по поверьям азербайджанцев, имеет черты оборотня, по ночам любит ездить на лошади, запутывает ей гриву. Если же словить Гюль-ябани и воткнуть в ворот его одежды иголку, он, станет работать на человека, но будет делать всё наоборот. В азербайджанскую мифологию входят также мифы о тотемах, например, тотеме волка, зайца, быка и т. д. (подробнее см. соответствующий раздел).

Также в азербайджанской мифологии наблюдаются сюжеты, связанные с превращением человека в зверя или наоборот, причем, нередко в удвоении — родственников или даже близнецов. К примеру, имеется мифическое представление, связанное с птицей Исаг-Мусаг. Братья-близнецы же Акил-Бакил объединившись в мифическом представлении, стали восприниматься как нечто целое, подтверждением чему служит дальнейшая эволюция Бакила в азербайджанском фольклоре.

У азербайджанцев имеются также сказания и мифы о пещерных обитателях — карликах (аджинна, джыртдан) или великанах (див), которые когда-то обитали в подземных жилищах или глубоких пещерах, охраняя в сорока комнатах, за сорока замками сказочные сокровища — золото, жемчуга и несметное число различных драгоценных камней. Азербайджанские мифы рассказывают даже об одноглазом великане Тепегёзе, жившем со стадом овец в пещерных жилищах. На территории Азербайджана сохранились руины мегалитических сооружений из огромных необтесанных камней, строителей которых, азербайджанские легенды и сказания рисуют великанами, ростом в 30 м. Во всех азербайджанских сказаниях борьба человека с троглодитам, великанами и чудовищами, кончается полной победой и торжеством человека, несмотря на превосходство физической силы последних.

Дивы одни из наиболее часто встречающихся мифических образов в азербайджанских сказках. Они, как правило, большого роста, некрасивые, покрытые шерстью и физически сильные, охраняют сокровища и часто похищают девушек. В некоторых мифах, душа дивов заключена в маленькой птичке в стеклянном пузырьке. Бывают также трёх-, семи- и сорокоголовые дивы. В некоторых сказаниях, однако, встречаются и положительные дивы, к примеру, в сказании «Шахзаде Муталиб».

Классификация мифологических представлений

Азербайджанский исследователь Рамазан Гафарлы в своей монографии «Азербайджанская мифология» приводит следующую классификацию азербайджанских мифологических представлений: тотемизм, анимизм, аниматизм, антропоморфизм, магию, фетишизм и культы.

Мифы, связанные с тотемами

В азербайджанской мифологии существует большое количество мифов, связанных с тотемами, когда прослеживается родстенная связь члена общины с каким-нибудь животным или растением. Бывали случаи, что то или иное племя даже носило название тотема. В азербайджанских поверьях встречаются отношения к волку, оленю, корове, белой птице, змее, льву, дереву как к тотему.

Азербайджанский народ создал большое количество мифов о различных домашних и диких зверях и птицах. Часть из них была опубликована в XIX веке, а часть в книге А. Багри «Фольклор Азербайджана и прилегающих стран» (1930). К примеру, существует миф о пророке Ибрагим Халиле и ласточке, согласно которому ласточки являются священными птицами, убивать которых грех. Также имеется миф о птице турач — символе красоты. Один из мифов посвящён быку, согласно которому, Земля стоит на рогах Золотого Быка.

Большое количество азербайджанских мифов посвящено волку. Существуют мифы, представляющие волка в образе солнца и его лучей. Истоки этих представлений лежат в эпическом памятнике «Огузнаме». В мифе «Сын волка» рассказывается о мальчике, которого вскормила волчица, что придалу юноше большую силу, превратив его в защитника своего народа. В другом мифе «Волк-спаситель» священный волк спасает тюрков, показав им путь к спасению.

В посвящнных змеям более ранних мифах и легендах змеи добрые, придают силу и способны обучать человека языку животных. Они часть лежат на сокровищах и могут поделиться ими с человеком. В некоторых мифах змеи даже живут с человеком и помогают ему. Однако, со временем змеи в мифах преобретают отрицательный образ, будучи известными как ядовитые создания.

Анимистические представления

Анимистические представления заключаются в вере в существование души у всех объектов природы. Во многих азербайджанских поверьях имеются сведения о присутствии души у неодушевлённых предметов. К примеру, существует поверье о том, что нельзя рубить инжирное дерево, иначе его дух может озлобиться и навредить человеку. Также в народе говорят, что если налить на землю горячую воду, то можно причинить вред душе земли, или предупреждают, что, кидая в птицу камень, нужно бояться её духа. В азербайджанской эпической традиции сохранились и следы идеи о сохранении души в других местах.

Аниматистические представления

Аниматистические представления в азербайджанской мифологии заключатся в передвижении на передний план вечность души умершего. Согласно этим мифам, душа человека продолжает жить даже после смерти тела. Такие мифы находят свое отражение в некоторых погребальных обрядах прошлого, когда вместе с умершим хоронили некоторые вещи и еду. К примеру, в некоторых могильниках в Шекинском районе, были обнаружены сосуды с едой, украшения, посох, а также стрелы, необходимые умершему для охоты в потустороннем мире.

Антропоморфические представления

Антропоморфические представления заключатся в вере в то, что человеческие черты характерны на только человеку, но и явлениям природы, животным и птицам, небесным телам, предметам. В азербайджанской мифологии многие объекты, начиная с камней и заканчивая небесными телами, такими как Солнце, Луна, Звёзды, способны, как человек, говорить, думать, создавать.

Магические представления

Магические представления в азербайджанской мифологии представляют собой комплекс зачарований, колдовства, волшебства, талисманов, гаданий и молитв. К примеру, в прошлом азербайджанцы для того, чтобы убрать испуг с тела давали испугавшемуся воду, куда предварительно опускали дверной засов. Полуичшийся раствор согласно поверью обладал магической силой, способной излечить человека от испуга. Помимо этого для лечения использовали козий жир, а для того, чтобы не пустить в дом дурной сглаз, вешали на входную дверь, колючку, ветки колючих деревьев или же ветки гармалы. А для того, чтобы убересь сад от вреда, на забор вешали череп собаки.

Фетишизм и культы

Фетишизм в мифологических представлениях азербайджанцев занимает особое положение. В различные периоды истории азербайджанскому народу была присуща особенность обожествления как небольших предметов (предметов быта, оружия), так и родников, холмов, скал. Эти объекты со временем превращались в места преобретения человеком надежды на что-либо. Во многих азербайджанских сказаниях волшебные предметы способны творить чудеса. Эти верования со временем приводили к появлению мифов о культовых местах. Одними из таких культовых мест считались горы. В некоторых баяты, четверостишиях в азербайджанском фольклоре, встречаются обращения к горам, как к старейшинам. Встречаются также строки, отражающие веру в святость гор. К примеру, в прошлом азербайджанцами как священная почиталась гора Кошкар.

В азербаджанской мифологии встречаются также следы культов дерева, гор, скал, родников, змеи, быка, коня, очага, предков. В Шеки есть святыня (пир) Бабаратма, а в Агдаше почитаемое место Гюндогду баба, представляющие собой могилы почитаемых людей. Широко распространён и культ дерева. Даже в наши дни в некоторых местах люди вешают клочки ткани на почитаемые деревья. К примеру в селении Илису имеется старинное ореховое дерево, именуемое «ореховым пиром». К этому дереву приходят больные в поисках исцеления, а также желающие забеременеть женщины. Это связано с тем, что люди, видя как каждый год плодоносит дерево, верят в его чудесные и исцеляющие свойства. В местечке Карабулак, между Илису и городом Гах расположено старинное кизиловое дерево, именуемое «пир зогал», на ветках которых можно встретить клочки ткани, веревки, бумажные деньги, нитки, которые оставляют паломники.

Еще по этой теме:
Нанайская литература
13:07, 13 декабрь
Нанайская литература
Нанайская литература — литература нанайцев — коренного малочисленного народа Дальнего Востока, проживающего по берегам Амура и его притоков Уссури и Сунгари в России и Китае. Основными жанрами
Балийская мифология
00:52, 13 декабрь
Балийская мифология
Балийская мифология — комплекс мифологических представлений балийцев (жителей острова Бали, Индонезия). Как и у других развитых земледельческих народов Индонезийского архипелага, у балийцев
Азербайджанская мифология
10:50, 12 декабрь
Азербайджанская мифология
Азербайджанская мифология (азерб. Azərbaycan mifologiyası) — совокупность мифологических представлений азербайджанского народа. Характеристика Мифы и легенды азербайджанцев создавались на основе
Австралийская мифология
12:57, 10 декабрь
Австралийская мифология
Австралийская мифология — это система верований коренных народов Австралии. В Австралии около 900 различных этнических групп коренного населения. У каждой из них не только свое собственное название,
Ибрагимли, Фазаил Фейруз оглы
18:26, 08 декабрь
Ибрагимли, Фазаил Фейруз оглы
Фазаил Фейруз оглу Ибрагимли (азерб. Fəzail İbrahimli) — вице-спикер Национального собрания Азербайджанской Республики, депутат I, II, III, IV и V созывов Национального собрания. С 1992 года — член
Фольклористика
11:14, 03 декабрь
Фольклористика
Фольклористика — наука, изучающая народное творчество (фольклор), находящаяся на стыке этнографии, литературоведения и музыкознания. В сфере научных интересов фольклористики находится собирание,
Комментарии:
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail: