Показать меню

Едыге-би

Едыге-би Толебайулы (каз. Едіге би Төлебайұлы; XVII век, Казахское ханство - XVIII век, Казахское ханство) – казахский бий и оратор из рода Айдабол племени Среднего жуза Аргын. Родоначальник рода Айдабол Едыге. Участвовал в составлении закона "Жеты Жаргы". Родословие (Шежире) Едыге: Алаш — Жанарыс — Кара Ходжа — Аргын — Кутан (Кодан) — Мейрам — Суюндик — Сугыншы — Чуманак — Кулболды — Айдабол — Жанкозы — Толебай — Едыге

Биография

Едыге-би родился в семье батыра Толебая в XVII веке. В зафиксированных Машхур Жусупом народных преданиях имеются сведения о потомке бия Айдабола, представителем родовой ветви Жанкозы – Едыге Толебайулы. Во время экспедиции в урочище Мурынтал, расположенном на территории Жанатлекского аульного округа местные жители обратили наше внимание на огромный камень – валун, примерно в полтора раза превышающий рост взрослого человека. В народе этот камень именовался – камень Едыге-би (Едіге бидің тасы). Согласно легенде Едыге-би восседая на этом камне, осуществлял свою судебную деятельность, обращался к народу с призывами объединения в борьбе против джунгарского нашествия. В народе его восхваляли таким выражением: «Едыге-би цену мужчины (ер) решал двумя словами» («Ердің құнын екі ауыз сөзбен шешеді»). Едыге-би входил в состав авторитетнейшего Совета биев при хане Тауке и участвовал в составлении степного свода законов «Жеты жаргы». Хотя прямых письменных свидетельств, удостоверяющих данные сведения, как в материалах М. Ж. Копеева, так и в других работах дореволюционных авторов автором обнаружены не были. Косвенным подтверждением этому факту, может послужить лишь то обстоятельство, что М.Ж. Копеев в своих рассказах о Едыге-би неоднократно упоминает трех величайших биев казахского народа – Толе би, Казыбек би и Айтеке би.

Едыге является родным отцом Шон бия. По словам писателя Калмухана Исабаева, он стал первым старшим султаном, который вышел из простонародья и объединил четыре рода у Баянаула. Его деятельность в качестве бия была показана известным ученым исследователем С. Дауытовым словами исследователя родословных М. Ж. Копеева: «М. Ж. Копеев кратко пересказал в шежире беседу между Толе бием и Едыге-бием». Едыге, увидев аул Толе-бия, сказал с восхищением: «По стране справедливого бия не будут распространяться ссоры, по земле справедливого царя не будут ходить враги».

Еще по этой теме:
Алимбаев, Доскей
06:19, 15 декабрь
Алимбаев, Доскей
Доскей Алимбаев (1850, Акмолинск — 21 сентября 1946, Караганда) — казахский акын, заслуженный деятель искусств Казахской ССР (1939). Биография Доскей Алимбаев родился в бедной семье. В юности
Мынбаев, Карим
10:13, 10 декабрь
Мынбаев, Карим
Карим Мынбаев (1906—1948) — казахский советский учёный-селекционер и педагог, доктор биологических наук (1944), член-корреспондент АН Казахской ССР (1946). Отец дирижёра Тимура Мынбаева. Биография
Жанкиси Басыбайулы
17:02, 09 декабрь
Жанкиси Басыбайулы
Жанкиси Басыбайулы (1772, нынешний Улытауский район, Карагандинская область Казахстана — 1849, берега Сырдарьи) — казахский акын, бий. Выходец из рода Баганалы (Найман) Среднего жуза. Сведений о
Хойские
00:44, 08 декабрь
Хойские
Хойские (азерб. Xoyskilər) — азербайджанский дворянский род, происходящий из глав и эмиров племени думбули, из города Хой. В конце XVI — начале XVII веках Хой принадлежал главе племени думбули. В
Есет Караулы
02:35, 04 декабрь
Есет Караулы
Есет Караулы (1779—1869) — казахский акын и жырау. Участник национально-освободительного восстания Младшего жуза под предводительством Исатая Тайманова. Есет Караулы родился в 1779 году в
О достоинствах искусственного камня
22:09, 12 декабрь
О достоинствах искусственного камня
Искусственный камень находит сегодня довольно широкое применение. Этот материал является неотъемлемым атрибутом различного рода парков, скверов, а также домов.
Комментарии:
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail: