Показать меню

Ассимиляция евреев

Ассимиляция евреев — социально-культурный процесс, в ходе которого евреи перестают идентифицировать себя как часть еврейской этнической, культурной или религиозной общности. Ассимиляция протекает посредством идентификации с культурой, религией, национальными или политическими идеалами ассимилирующей среды или посредством смешанных браков.

В истории евреев известно несколько крупных периодов массовой ассимиляции: эллинизация, христианизация и культурная ассимиляция.

Отношение в древности

Тора содержит прямой запрет евреям родниться с язычниками и следовать их обычаям. В Еврейской Библии пророки неоднократно попрекают евреев за нарушение этих законов. Так, Эзра выступает ярым противником смешанных браков и убеждает евреев расторгнуть браки со своими жёнами-язычницами. Эти запреты были затем интерпретированы Мишной и Талмудом в качестве заповедей. Мудрецы Талмуда ввели ряд дополнительных ограничений, чтобы не допустить их нарушения. Так, например, для того, чтобы не возникли слишком близкие отношения с язычниками, евреям было запрещено совместно с ними пить вино. Позже эти ограничения были кодифицированны еврейскими комментаторами, вошли в Шульхан Арух и другие своды законов, и остаются незыблемыми в ортодоксальном иудаизме.

Эллинизация

В конце IV века до н. э. евреи попали под влияние эллинизма, многие из них перешли на греческий язык и отказались от соблюдения религиозных заповедей иудаизма, таких как обрезание (ради участия в спортивных состязаниях, к которым обрезанные не допускались). Таких евреев называли «митъявним» (буквально огреченные). Эллинизация коснулась в первую очередь зажиточного среднего класса. Их идеологические противники — «хасидим» (справедливые), защищавшие религиозные традиции, опирались больше на бедноту. Противоречия между эллинизированными евреями и традиционалистами нарастали, раскалывая еврейское общество.

Реакцией на усиление эллинизации и насильственное её внедрение со стороны Антиоха Эпифана стало восстание Маккавеев и восстановление еврейского государства. Однако процесс эллинизации продолжился, даже ряд царей Хасмонейской династии приняли греческие имена — Иоанн Гиркан, Александр Яннай, Аристобул и т. д.

В результате эллинизации Тора была переведена на греческий язык. Этот перевод получил название Септуагинта. Согласно барайте, приведённой в Талмуде, египетский царь Птолемей (называемый на иврите Талмай) принудил еврейских мудрецов перевести Тору на греческий язык. Современные исследователи полагают, что перевод был сделан египетскими евреями для собственных нужд — в связи с тем, что многие из них не владели ивритом. Так или иначе, опасение евреев Иудеи, что египетские евреи, читая Тору на греческом, отдалятся от общины и перестанут быть евреями, оказалось правильными — со временем большая часть египетских евреев растворилась в греческом обществе.

Христианизация

В средние века под давлением и преследованием со стороны христианской церкви евреи в Европе принимали христианство. Во время Крестовых походов были насильно обращены в христианство или истреблены целые еврейские общины в различных городах Франции и Германии.

Особенно массовым это явление стало в Испании после принятого в 1492 году эдикта об изгнании евреев, отказавшихся креститься, из этой страны (а 30 лет спустя и из Португалии). Принявшие христианство евреи этих стран и их потомки называются марранами. Часть марранов продолжали тайно следовать еврейским законам и не вступали в смешанные браки. Они являлись главным объектом преследований испанской инквизиции На протяжении следующих нескольких столетий, во время колонизации Испанией и Португалией Южной Америки и островов Карибского моря, значительное количество марранов поселились там. Часть из них присоединилась к сефардским евреям, нашедшим убежище в голландских колониях. Однако в целом марраны растворились в христианском населении Испании, Португалии и их колоний. Согласно генетическим исследованиям Лидского университета, проведённым в 2008 году, 20 % современного населения Испании имеют еврейские корни по мужской линии.

Дискриминация евреев в Российской империи, где после разделов Польши и выдворения евреев из сельской местности их большая часть оказалась обречённой на нищенское существование в местечках черты оседлости, привела к появлению выкрестов. Принятие христианства позволяло получить университетское образование, переселиться в более экономически благополучные губернии, занимать государственные должности или дослужиться до офицерских чинов в армии. Нередко выкрестами становились кантонисты — eврейские дети-рекруты 7-12 лет, набранные, нередко насильно, в кантонистские школы, а по достижении 18 лет направленные на военную службу на 25-летний срок. Имперское правительство стремилось разрушить еврейскую общину и ассимилировать евреев с помощью христианизации.

В разные годы во многих странах было распространено насильственное крещение.

Кинуй

Независимо от степени ассимиляции евреев в окружающее их иноязычное и инокультурное общество, многие евреи параллельно с еврейскими религиозными именами носили светские имена, соответствующие местной культурной традиции. Кроме того, среди евреев, говоривших на идиш, практиковалось параллельное использование ивритских имён и их аналогов на идиш (Цви — Гирш, Арье — Лейб, Дов — Бер, и т. д.), а на основе последних, как правило, создавалось и светское имя (Гирш — Григорий, Лейб — Лев, и др.). При этом, начиная с XX века, именно светские имена, а не религиозные, всё чаще становились паспортными именами евреев.

Культурная ассимиляция

До второй половины XVIII века западное еврейство жило совершенно обособленной жизнью, и об ассимиляции с окружающей средой не могло быть и речи. Однако после этого периода социальная и культурная ассимиляция евреев начала бурно развиваться под влиянием идей Просвещения. Существенный вклад в ассимиляцию внесли еврейское Просвещение (Хаскала), эмансипация евреев и реформистское движение в иудаизме. С середины XIX века крещение перестало быть необходимым условием ассимиляции.

В Российской империи Хаскала развивалась вначале в Одессе и Вильно. Власти в 1850—1860-е годы поддерживали еврейских реформаторов. Языковая русификация стала заметным явлением. Однако после смерти царя-реформатора Александра II массовые погромы 1880-х годов и антиеврейская политика Александра III разрушили эти процессы. В результате часть евреев вступила в ряды революционных организаций, а часть обратилась к идее национального возрождения. В 1892 году реформисты объявили обрезание пережитком прошлого. Ряд еврейских интеллектуалов выступил с нападками на культурную ассимиляцию.

Профессор Шмуэль Эттингер отмечает, что культурная ассимиляция Нового времени отличалась от предыдущих этапов тем, что в древнем мире и в средневековье евреи пытались создать синтез между самобытным духовным наследием и внешним влиянием, а в XIX веке еврейская интеллигенция просто отрекалась от своего исторического наследия. Например, те евреи, что связали свою деятельность с большевиками, добровольно порвали любую связь с еврейством и были сознательными ассимиляторами.

С 1917 года процесс ассимиляции охватил существенную часть российского еврейства. Декларирование равноправия евреев после Февральской революции и открывшиеся перед ними широкие возможности общественного роста и преуспевания в жизни подталкивали евреев к русификации. Тому же способствовала урбанизация.

С конца 1920 — начала 1930 годов советские власти усиленно стимулировали этот процесс. Большевики опирались на работы Карла Маркса, Карла Каутского и Отто Бауэра, считавших ассимиляцию желательной и неизбежной. Ленин писал, что «еврейская национальная культура — лозунг раввинов и буржуа, лозунг наших врагов». Сталин утверждал, что евреев, «живущих на разных территориях и говорящих на разных языках», нельзя считать нацией. Он видел решение еврейского вопроса в полной ассимиляции всех евреев в СССР.

До конца 1940-х годов эта ассимиляция была добровольной, а затем превратилась в насильственную. Процесс разгрома еврейской культуры в СССР в конце 1940-х — начале 1950-х годов доктор исторических наук Геннадий Костырченко назвал «карательной ассимиляцией». Арлен Блюм писал, что за какие-то 20—30 лет после революции еврейство как нация прекратило своё существование — появились «люди еврейской национальности», оторванные от культурных, религиозных и исторических корней.

Ассимиляция в Западной Европе затормозилась из-за растущего в 1930-е годы расового антисемитизма и последовавшего за этим Холокоста.

После Холокоста

Валерий Энгель считает, что после Холокоста лишь массовый антисемитизм в советском обществе стал препятствием к полной ассимиляции советских евреев. В современном мире ассимиляция евреев происходит в основном из-за утраты интереса со стороны молодёжи к культурно-религиозным традициям и из-за смешанных браков.

Еще по этой теме:
Гетто в Самборе
01:48, 15 декабрь
Гетто в Самборе
Самборское гетто (1942—1943) — еврейское гетто, место принудительного переселения евреев города Самбора, — окружного центра Дистрикта Галиция и близлежащих населённых пунктов в процессе преследования
Лемба (народ)
15:28, 14 декабрь
Лемба (народ)
Лемба — африканский народ численностью около 70 000 человек, говорящий на языке банту и обитающий в южной части Африки (Зимбабве, ЮАР). Религиозные представления и обряды племени (вера в единого Бога
Всемирный конгресс горских евреев
16:27, 13 декабрь
Всемирный конгресс горских евреев
Всемирный конгресс горских евреев (ВКГЕ, англ. World Congress of Mountain Jews) — международная неправительственная организация, которая предоставляет горским евреям, рассеянным в силу различных
Синельников, Александр Борисович
03:40, 12 декабрь
Синельников, Александр Борисович
Александр Борисович Синельников (род. 14 сентября 1953, Москва) — известный российский демограф и социолог, специалист по вопросам семьи, специалист по демографии и истории евреев, публицист. Окончил
Львовское гетто
04:11, 07 декабрь
Львовское гетто
В конце июля 1941 был создан Юденрат и «Ordnungsdienst». Львовское гетто по величине было третьим, после Варшавского и Лодзинского гетто. 8 ноября 1941 года немецкая власть приказала организовать
Чериковское гетто
22:19, 06 декабрь
Чериковское гетто
Гетто в Черикове (лето 1941 — октябрь 1941) — еврейское гетто, место принудительного переселения евреев города Чериков Могилёвской области в процессе преследования и уничтожения евреев во время
Комментарии:
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail: