Показать меню

Индуистская архитектура

Индуистская архитектура — храмовое зодчество, монастыри, мавзолеи и другие архитектурные культовые сооружения индуизма. Традиционные каноны по строительству и проектировке содержатся в особом классе индуистской литературы — Васту-шастрах («Манасара» и другие), с ними связаны Шилпа-шастры, посвященные сопутствующим строительству вопросам (скульптура, живопись). Она уходит своими корнями во времена Индской цивилизации, однако ключевые элементы индуистского искусства и архитектуры зарождаются только в ведийский период. Древнейшие культовые сооружения в Индии строились из кирпича и дерева. Предположительно, камень стал основным строительным материалом гораздо позднее. Храмы ознаменовали переход от ведийской религии, которую характеризовали огненные жертвоприношения, к религии бхакти — любви и преданности личностному Богу. Появляются грандиозные культовые постройки со сложной планировочной структурой. Со временем в разных регионах Индии формируются различные стили храмовой архитектуры. Особенно большая разница прослеживается между североиндийским (нагара) и южноиндийским (дравидийским) стилями, сформировавшимися в первых веках н. э.

Храмы (мандиры)

Храмы (мандиры) строятся в строгом соответствии с религиозными предписаниями и украшаются изысканными каменными скульптурами и барельефами. Индуистский храм небольших размеров, как правило, состоит из центрального святилища, называемого гарбхагриха, в котором располагается главное божество храма. Святилище венчает башнеобразная шикхара. К гарбхагрихе примыкает зал для собраний верующих (мандапа), прихожая и портик. Помимо основного здания храм может включать дополнительные мандапы — павильоны для паломников, служащие для танцевальных представлений дэвадаси, свадебных ритуалов, размещения статуй богов и т. д. Есть примеры особых танцевальных павильонов (ната мандиров), как в храме Cолнца в Конараке. Частью храма является и бассейн (кунда) для омовений.

Гопуры

По сути самостоятельным архитектурным сооружением является такой визуально доминирующий элемент южноиндийских храмовых комплексов, как гопурам — надвратная башня, достигающая часто колоссальной высоты и украшенная лепниной и статуями божеств.

Монастыри (матхи)

Индуистские монастыри-матхи и обители отшельников (ашрамы) являют собою архитектурные комплексы из храмов, монашеских келий и вспомогательных помещений. В некоторых течениях индуизма местами паломничества стали бхаджана-кутиры — обители святых аскетов.

Гробницы (самадхи)

Самадхи (гробница) — мавзолей и иное мемориальное сооружение с прахом святого или великого человека в ндуизме. Нередко в память о человеке воздвигается более одной самадхи, так как прах может быть разделен на части, а, например, в пушпа-самадхи закладываются цветы с церемонии прощания.

Ратхи

Ратха — традиционное индийское монументальное, монолитное сооружение с нишами для изваяний, по форме напоминающее повозку. Внешне воспроизводит древнейшие повозки, на которых во время праздничных шествий передвигали статую божества.

Тораны (арки)

Торана — отдельно стоящая орнаментированная арка в индуистской, буддистской и джайнской архитектуре. Устанавливаются перед храмами, монастырями и другими объектами, иногда в качестве самостоятельного сооружения.

Стамбхи (колонны)

Стамбха — элемент индуистской и джайнистской архитектуры, наследующий практику ведической эпохи по установлению жертвенных столбов (юп), в виде монументальной каменной колонны, увенчанной лотосовидной капителью. Индийский трактат по архитектуре «Манасара» содержит описание различных стамбх, имевших и различное предназначение, основные типы: «Брахма-канта» — четырёхугольная колонна, «Вишну-канта» — восьмиугольная, «Рудра-канта» — имеющая 16 сторон либо круглая, «Шива-канта» — пятиугольная и «Сканда-канта» — шестиугольная. Примером служит посвящённая Вишну стамбха «Столп побед» (Vijay Stambha) в форте Читторгарх (Раджастхан).

На входе в храмы можно видеть «дхваджа-стамбхи» — колонны-флагштоки, часто, с изображением лингама наверху.

Чатри

Чатри — характерный декоративный элемент индийской архитектуры, особенно индуистской архитектуры Северо-Западной Индии, представляют собой круглые, квадратные или многогранные небольшие беседки с четырьмя или более опорными столбами под куполом. Чатри стоят на земле или крыше.

Гхаты

Гхат — каменный ступенчатый спуск к водоёму, служащий для ритуального омовения индуистов и/или как место кремации. Гхаты располагаются на берегах всех священных рек и озёр Индии.

Гошалы

Гошала — загон для коров в виде особого сооружения с вратами (обычно недалеко от храма) с целью заботы о старых и больных священных животных.

Галерея

  • Пещерный храм Кайласанатха (Эллора, Махараштра)

  • Храм Лингараджа (Бхубанешвар, Орисса)

  • Храм Ченнакешавы (Белур, Карнатака)

  • Храм Лалджи (Вишнупур, Западная Бенгалия)

  • Храм Кандасвами (Наллур, Шри-Ланка)

  • Храм Лакшми-Нараян (Нью-Дели)

  • Храм Кали и гхат в Дакшинешваре (Калькутта)

  • Ната-мандир храма Солнца в Конараке (Орисса)

  • Гопурам храма Минакши (Мадурай, Тамилнад)

  • Гопурам храма Ранганатхи (Шрирангам, Тамилнад)

  • Адвайта-веданта монастырь (Шрингери, Карнатака)

  • Паракала-матха (Майсур, Карнатака)

  • Ашрам Бальмики (Пенджаб (Индия))

  • Самадхи Апайи Дикшитара (Нагапаттинам, Тамилнад)

  • Самадхи Рани Рашмони у храма Кали в Дакшинешваре (Калькутта)

  • Самадхи Бхактипрагьяна Кешавы (Девананда гаудия матх, Набадвип)

  • Самадхи с чатри Прабхупады (Маяпур, Западная Бенгалия)

  • Ратхи (Махабалипурам, Тамилнад)

  • Ратха (святилище Гаруды) (Хампи, Карнатака)

  • Торана храма Сахастра Баху (Нагда, Раджастхан)

  • Торана храма Муктешвар (Бхубанешвар, Орисса)

  • Торана Девананда гаудия матха (Набадвип, Западная Бенгалия)

  • Колонна Гелиодора (Видиша, Мадхья Прадеш)

  • Стамбха «Столп побед» (Читторгарх, Раджастхан)

  • Дхваджа-стамбха храма Шримукхалингкшвара (Мукхалингам, Андхра-Прадеш)

  • Дхваджа-стамбха храма Тирунаккара Шри Махадева (Коттаям, Керала)

  • Мандапа и стамбхи храма Ченнакешавы (Белур, Карнатака)

  • Чатри (Пушкар, Раджастхан)

  • Чатри и гхаты (Пушкар, Раджастхан)

  • Гхат в Варанаси (Уттар-Прадеш)

  • Гхаты на реке Нармада (Махешвар, Мадхья Прадеш)

  • Гхат на реке Нармада (Махешвар, Мадхья Прадеш)

  • Гошала в Гунтуре (Андхра-Прадеш)

  • Гошала при храме Кришны в Удипи (Карнатака)

Еще по этой теме:
Религия в Сенегале
14:33, 16 декабрь
Религия в Сенегале
Религия в Сенегале (фр. Religions et croyances au Sénégal) исторически играет важную роль в обществе. Основной религией является ислам, представленный суннизмом маликитского мазхаба с суфийским
Владимиров, Вячеслав Николаевич
13:49, 16 декабрь
Владимиров, Вячеслав Николаевич
Вячеслав Николаевич Владимиров (1898—1942) — советский архитектор, инженер, участник Великой отечественной войны. Биография Вячеслав Николаевич Владимиров родился в Москве в 1898 году. В 1923 году
Архитектура СССР (журнал)
12:15, 16 декабрь
Архитектура СССР (журнал)
«Архитектура СССР» — иллюстрированный ежемесячный журнал, издававшийся в СССР с 1933 по 1992 годы. Печатный орган Союза архитекторов СССР и также Государственного комитета по гражданскому
Древнеиндийский язык
08:35, 13 декабрь
Древнеиндийский язык
Древнеиндийский язык (древнеиндийские языки) — язык древних ариев, появившихся в Северо-Западной Индии в сер. 2-го тыс. до н. э., и распространившийся по северной и центральной части п-ова Индостан.
Балийская мифология
00:52, 13 декабрь
Балийская мифология
Балийская мифология — комплекс мифологических представлений балийцев (жителей острова Бали, Индонезия). Как и у других развитых земледельческих народов Индонезийского архипелага, у балийцев
Памятники архитектуры Кременчуга
06:17, 12 декабрь
Памятники архитектуры Кременчуга
Памятники архитектуры Кременчуга — объекты культурного наследия (памятники архитектуры и градостроительства), расположенные на территории города Кременчуг (Полтавская область, Украина). Краткий
Комментарии:
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail: