Показать меню

Львиный мост (Санкт-Петербург)

Львиный мост — пешеходный мост через канал Грибоедова в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга, соединяет Казанский и Спасский острова. Выдающийся памятник мостостроительной архитектуры первой четверти XIX века. Один из трех сохранившихся пешеходных цепных мостов в Петербурге (наряду с Банковским и Почтамтским мостами).

Расположение

Соединяет Львиный переулок и Малую Подьяческую улицу.

Выше по течению находится Подьяческий мост, ниже — Харламов мост.

Ближайшие станции метрополитена (1 км) — «Садовая», «Сенная площадь», «Спасская».

Название

Своё название Львиный мост получил от четырёх чугунных скульптур львов работы скульптора П. П. Соколова, расположенных по углам моста. Вплоть до 1912 года мост также именовали Мариинским (по прежнему названию Львиного переулка) и Театральным пешеходным (по находящейся рядом Театральной площади). Иногда к слову «Львиный» добавлялись определения «пешеходный», «пеший», «цепной», но в итоге закрепилось современное наименование.

История

Необходимость строительства моста была вызвана ростом населения в районе, прилегающем к Екатерининскому каналу. Проект моста разработал инженер Г. М. Треттер и В. А. Христианович. Одновременно с Львиным составлялся проект второго цепного пешеходного моста через канал — Банковского. 18 февраля 1825 года оба проекта были утверждены, летом того же года началось строительство моста. Предполагалось завершить работы к октябрю того же года, но из-за задержки с изготовлением металлических частей моста сборка моста началась весной 1826 года. Для строительства опор моста была разобрана забутовка набережной (без разборки гранитной облицовки). Изготовление чугунных и металлических частей, а также сборку элементов на месте строительства производил завод Берда. 1 июля 1826-го мост был открыт для движения.

Скульптуры львов выполнил академик П. П. Соколов. Работа над созданием моделей продолжалась с мая по сентябрь 1825 года, также скульптором были изготовлены алебастровые формы. Скульптуру предполагалось чеканить из медных листов, но затем фигуры отлили из чугуна на Александровском чугунолитейном заводе. Скульптуры львов были покрашены белой матовой краской под мрамор.

В 1882 году были заменены все деревянные части моста, чугунные литые перила были заменены железными коваными весьма примитивного рисунка, демонтированы фонари, находившиеся на середине моста. Правобережная набережная канала была поднята на один ряд гранитных камней, при этом были подняты фигуры львов с пьедесталами и цепи.

В 1948 году по проекту инженера А. М. Яновского произведена капитальная реконструкция моста с заменой деревянных продольных балок на металлические двутавровые. В 1954 году на мосту установили новое перильное ограждение и фонари, выполненные по первоначальному проекту, восстановлен белый цвет скульптур львов (после ряда неудачных тёмных покрасок). Реставрационные работы по воссозданию ограждений моста, торшеров с фонарями и возобновлению первоначальной окраски производились Специальными научно-реставрационными производственными мастерскими Управления по делам архитектуры по проекту архитектора А. Л. Ротача и техника Г. Ф. Перлиной.

В 1999—2000 гг. по проекту АО "Институт «Стройпроект» произведён капитальный ремонт моста: заменены балки пролётного строения, выполнена реставрация скульптур львов. В 2018 году выполнены работы по реставрации скульптур львов.

Копия моста

В 1838 году уменьшенная копия моста (длина 17,3 м, ширина 2 м) была возведена фирмой Borsig по проекту немецкого архитектора Л. Ф. Гессе на территории берлинского парка Большой Тиргартен.

Львиный мост стал первым берлинским висячим мостом. В отличие от петербургского оригинала, пролётное строение и перила берлинского Львиного моста до сих пор деревянные.

Конструкция

Мост однопролётный балочный, цепи играют декоративную роль. Пролётное строение состоит из двух сварных двухтавровых балок из низколегированной стали, объединённых с цепной висячей системой распределительной полосой.

Функцию пилонов выполняют декорированные скульптурой чугунные рамы (каркасы), прикреплённые анкерными болтами через кладку к деревянному ростверку, обжатому сверху и снизу массивными чугунными плитами, к которым прикреплены несущие цепи. Под пилонами сооружена монолитная железобетонная плита в границах чугунных пьедесталов скульптур. Цепи состоят из металлических звеньев круглого сечения.

У входов на мост на чугунных пьедесталах установлены скульптуры львов. Перильное ограждение художественного литья, рисунок представляет собой сетку из непрерывного ряда перекрещенных прямоугольных стержней, концы которых вверху и внизу соединены полукруглыми такого же сечения дугами в виде стилизованных восьмерок, образуя места для полукруглых бронзированных розеток. Подобный рисунок ограждения использован для нескольких петербургских мостов (например, Иоанновского моста). На середине моста в ограду перильного ограждения вмонтированы два многогранных фонаря на богатых лепкой чугунных стойках. Некоторые детали моста (шарики и розетки ограждения, фигурные части фонарей и т. д.) позолочены.

Ширина моста между перилами — 2,28 м, длина моста — 22,44 (27,8) м, расстояние между осями цепей — 2,42 м. Покрытие прохожей части моста — дощатый настил.

Галерея

  • Мост органично вписан в городской пейзаж

  • Современный вид скульптур моста

  • Вид ночью

  • Вид на Малую Подьяческую улицу

  • Фрагмент скульптуры

  • Перспектива моста

  • Фонари Львиного моста

Еще по этой теме:
Тасман-Бридж (Хобарт)
Тасман-Бридж (Хобарт)
Мост Тасман-Бридж или Тасманов мост (англ. Tasman Bridge) — пятиполосный автомобильный мост через эстуарий реки Деруэнт. Полная длина моста — 1395 м. Он соединяет центральную часть Хобарта (столицы
Мост Умберто
Мост Умберто
Понте Умберто или Мост Умберто I (итал. Ponte Umberto I) — мост через Тибр в Риме, соединяющий Площадь судов (итал. Piazza dei Tribunali) и Дворец правосудия в районе Прати с Площадью моста Умберто I
Замковый мост (Каменец-Подольский)
Замковый мост (Каменец-Подольский)
Замковый мост — мост через реку Смотрич в Каменеце-Подольском, достопримечательность архитектуры национального значения. Соединяет Старый город с крепостью на мысе. Народное название — Турецкий мост.
Лондонский мост
Лондонский мост
Лондонский мост (англ. London Bridge) — мост в Лондоне, связывающий лондонские районы Сити и Саутуарк, разделённые рекой Темзой. В течение истории Лондона на этом месте сменилось несколько мостов под
Горсткин мост
Горсткин мост
Горсткин мост — пешеходный мост-теплопровод через реку Фонтанку в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга, соединяет Спасский и Безымянный острова. Расположение Расположен в створе улицы Ефимова,
Алмазный мост (Санкт-Петербург)
Алмазный мост (Санкт-Петербург)
Алмазный мост — мост через реку Волковку во Фрунзенском районе Санкт-Петербурга. Расположение Расположен в створе улиц Салова и Благодатной. Выше по течению находится Белградский мост, ниже — 3-й
Комментарии:
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail: