Показать меню

Заложные покойники

Заложные покойники (рус. нечистые покойники, мертвяки, нави, навь; белор. нябожчыкі, наўцы, наўкі; укр. мавки, нявки; болг. навье, навлянци, навои, навяци; в.-серб. навjе; словен. navje, mavje; польск. nawie) — по славянским верованиям, умершие неестественной смертью люди, не получившие после смерти успокоения. Считалось, что они возвращаются в мир живых и продолжают своё существование на земле в качестве мифических существ.

Термин «заложные покойники» введён в научный оборот в начале XX века этнографом Дмитрием Зелениным, так как «нечистые» покойники не имели единого для всех славянских традиций названия.

Верили, что душа так называемого «заложного» покойника не может перейти в загробный мир и поэтому «блудит» по земле. По славянским поверьям, такие покойники могли стать нечистой силой.

Этимология

«Заложные» или «нечистые» покойники не имеют единого для всех славянских традиций названия. Термин заложный покойник был введён в научный оборот в начале XX века этнографом Дмитрием Зелениным, который заимствовал его из вятской диалектной лексики для обозначения «нечистого», «ходячего» покойника; в других русских диалектах данное выражение не зафиксировано. Возникновение слова «заложный» он связывал с самим способом захоронения; тело в гробу укладывали лицом вниз, яму закладывали (отсюда и название «заложные») камнями и ветками. К «заложным покойникам» обычно причисляли умерших насильственной смертью, самоубийц, умерших от пьянства, утопленников, некрещёных детей, колдунов и ведьм.

Особенности захоронения

В отличие от «обычных» покойников, т. н. «родителей», — «нечистых» не закапывали в землю и хоронили не на кладбище, а на перекрёстках дорог (ср. Удельница), границах полей, в лесу, в болотах, в оврагах, то есть за пределами церковной ограды, так как считалось, что они «прокляты родителями и земля их не принимает».

У восточных славян таких покойников было принято хоронить на обочинах дорог, особенно на перекрёстках, а также на меже. В Древней Руси существовал дохристианский обычай после сожжения собирать прах умерших в сосуд и оставлять «на столпе, на путехъ».

Несмотря на противодействие таким обычаям со стороны церкви (практику отпевания «нечистых» покойников установил Иосиф Волоцкий, основавший монастырь, при котором их погребали), данные поверья были настолько сильны, что в результате появляются отдельные кладбища (скудельницы) — «убогие дома», в просторечии называемые «божедомы» или «божедомки», представляющие собой простые участки, загороженные досками или кольями.

Народные поверья

В Симбирской губернии существовало поверье, что во время засухи «надо непременно найти опойца, которого не принимает земля, поэтому его надо вырыть из земли и кинуть в болото, чтобы пошёл дождь». Аналогичные рассказы есть и о других местах, кроме тех, где засухи не бывает.

Помимо засухи, «заложные покойники» могли причинить и другой вред. Известна, например, легенда о Батурке, который по поверью был очень жадным, поэтому, чтобы утолить его алчность, проходящие мимо люди должны были сделать подношение, иначе он мог нагнать на них и их скот болезнь. Сохранилось много сказаний о том, как «нечистые» мертвецы пугали скот и людей.

В Белоруссии места насильственной смерти считались нечистыми, и проходящие мимо люди на такие места бросали камни, ветки деревьев, клок соломы или горсть земли («иначе умерший будет за ними долго гнаться»). Кроме Белоруссии, обычай бросать что-либо на могилу заложного покойника зафиксирован также в Виленской, Псковской, Олонецкой, Саратовской, Волынской, Черниговской, Полтавской, Харьковской губерниях. В Харьковской губернии считали, что кидающий на могилу «заложного покойника» тем самым как бы участвует в погребении, оказывает покойнику погребальные почести.

Мифологические персонажи

  • Русалки. Дмитрий Зеленин ставил знак равенства между «заложными» покойниками и русалками. В то же время советский этнограф Сергей Токарев считал, что образ русалки в виде девушки, живущей в воде, или в поле, и в лесу, возникнув в XVIII веке, соединил в себе как водную стихию (водяницы, берегини и др.), собственно «нечистых» мертвецов, так и верования о духах плодородия.
  • Упырь — «заложный» покойник, чаще всего умерший колдун.
  • Мавка — злые духи, близкие русалкам, карпато-украинским «лесным паннам» или горным женским духам. Считалось, что ими становятся мертворождённые дети, умершие некрещёные младенцы, либо те, что умерли на Русальной неделе.
Еще по этой теме:
Базавлук (остров)
04:18, 15 декабрь
Базавлук (остров)
Базавлук — остров в Чертомлыкском рукаве Днепра, затопленный в настоящее время водами Каховского водохранилища. На острове с 1593 по 1638 годы располагалась Базавлукская Сечь. Происхождение
Румелия
22:52, 10 декабрь
Румелия
Румелия (тур. Rumeli — страна (el) румов (rum), ромеев; болг. Румелия, серб. Румелија, макед. Румелија, алб. Rumelia, греч. Ρούμελη) — историческое название Балкан. Слово происходит от арабского
Ямб
17:36, 10 декабрь
Ямб
Ямб (др.-греч. ἴαμβος, предположительно от ἴαμβύκη, названия музыкального инструмента) — двусложный метр с сильным вторым слогом. В античной метрике ямбическая стопа — простая стопа, двусложная,
Шаман
07:06, 08 декабрь
Шаман
Шаман — согласно религиозным верованиям шаманизма, человек, способный в состоянии транса общаться с духами и излечивать болезни. Происхождение слова Термин распространён во многих языках мира. По
Русалка
19:08, 04 декабрь
Русалка
Русалка — персонаж восточнославянской мифологии. Один из наиболее вариативных образов народной мистики: представления о русалке, бытующие на Русском Севере, в Поволжье, на Урале, в Западной Сибири,
Бьёрнфлатен, Ян Ивар
19:04, 04 декабрь
Бьёрнфлатен, Ян Ивар
Ян Ивар Бьёрнфлатен (норв. Jan Ivar Bjørnflaten; род. 1949) — норвежский лингвист, русист. Окончил Университет Осло (1978) со специализацией в области славянских языков. В 1979—1984 гг. работал в
Комментарии:
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail: