Показать меню

Сухомлин, Иван Моисеевич

Иван Моисеевич Сухомлин (19 мая 1911, Малая Виска, Елисаветградский уезд, Херсонская губерния, Российская империя — 28 августа 1993, Жуковский, Россия) — советский лётчик-испытатель, полковник авиации. Герой Советского Союза (1971), заслуженный лётчик-испытатель СССР (1960), заслуженный мастер спорта СССР (1960).

Биография

Родился 19 мая 1911 года в посёлке Малая Виска на Украине. В 1928 году окончил 7 классов средней школы. С 1926 года — подсобный рабочий на сахарном заводе, затем был ремонтным рабочим на железной дороге и учеником тракториста на сахарном заводе.

В РККА с декабря 1928 года. В 1929 году окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу лётчиков, в 1930 году — Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков, а в 1931 году — Севастопольскую военную авиационную школу. С 1931 года был лётчиком-инструктором Ейской военной школы лётчиков.

Неоднократно участвовал в планёрных состязаниях, в том числе планерных слётах на горе Клементьева. В октябре 1934 года на планёре «Сталинец-2» установил всесоюзный рекорд продолжительности полёта на двухместном планёре — 24 часа и 10 минут. 2-3 октября 1935 года на планёре «Сталинец-4» установил ещё один всесоюзный рекорд продолжительности полёта на одноместном планёре — 38 часов и 10 минут. Эти рекорды превышали ряд мировых достижений, но не были официально зарегистрированы как мировые.

В 1937—1943 годах — на лётно-испытательной работе в Научно-испытательном институте морской авиации. Провёл государственные испытания гидросамолётов Че-2, МБР-7, АНТ-44, Бе-4, МДР-7 и других.

В боях Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Сначала был лётчиком 80-й отдельной авиационной эскадрильи ВВС Черноморского флота, летал на бомбардировщике АНТ-44. Сбрасывал бомбы на военные объекты в Румынии, совершил рейсы в осаждённый врагом Севастополь для перевозки военных грузов и эвакуации раненых.

В феврале 1943 года стал помощником командира 2-го гвардейского истребительного авиационного полка Северного флота по лётной подготовке и воздушному бою. Совершил несколько боевых вылетов на истребителях Р-39 «Аэрокобра» и Як-1, неоднократно принимал участие в воздушных боях.

После победы вернулся на лётно-испытательную работу в Научно-испытательный институт морской авиации. 30 мая 1952 года поднял в небо и впоследствии провёл испытания первой реактивной летающей лодки Р-1. Провёл государственные испытания гидросамолётов Бе-6, Бе-6М, торпедоносца Ту-2Т, реактивного торпедоносца Ту-14Т и ряда других самолётов.

С 1954 года — на лётно-испытательной работе в ОКБ Туполева. 23 января 1962 года поднял в небо и провёл испытания военного самолёта Ту-126. Испытал бомбардировщик Ту-95, пассажирский самолёт Ту-114 и их модификации. Принимал участие в испытаниях реактивного бомбардировщика Ту-16, реактивного пассажирского самолёта Ту-104, военно-транспортного самолёта Ту-116 и других самолётов.

Установил 42 мировых авиационных рекорда (из них 5 — вторым пилотом). В 1940 году — 6 рекордов скорости и грузоподъёмности на самолёте-амфибии АНТ-44, а далее — 36 рекордов скорости и грузоподъёмности на самолёте Ту-114.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 апреля 1971 года за мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники, полковнику Сухомлину было присвоено звание Героя Советского Союза.

В декабре 1973 года ушёл в отставку в звании полковника. Жил в городе Жуковский.

В 1973 году на вершине горы Клементьева был установлен памятник пионерам планерного спорта. В открытии приняли участие организатор планерного спорта К. К. Арцеулов, конструктор авиационной техники, Герой Социалистического Труда М. К. Тихонравов, конструкторы авиационной техники, лауреаты Государственной премии СССР С. Н. Люшин и И. П. Толстых, начальник экспериментального конструкторского бюро С. Исаев, авиационный конструктор В. К. Грибовский, летчики-испытатели, Герои Советского Союза С. Н. Анохин, М. А. Нюхтиков и в их числе, как один из стоявших у истоков планеризма СССР И. М. Сухомлин.

Скончался 28 августа 1993 года. Похоронен в посёлке Родники.

Награды

  • Медаль «Золотая Звезда» № 11400;
  • три ордена Ленина;
  • три ордена Красного Знамени;
  • два ордена Отечественной войны I степени;
  • два ордена Красной Звезды;
  • другие награды.
Еще по этой теме:
Панин, Иван Иванович
Панин, Иван Иванович
Иван Иванович Панин (1907—1944) — майор Рабоче-крестьянской Красной Армии, участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза (1944). Биография Иван Панин родился 27 октября 1907 года в
Клименко, Михаил Гаврилович
Клименко, Михаил Гаврилович
Михаил Гаврилович Клименко (1906—1991) — майор Советской Армии, участник Великой Отечественной войны, пилот морской штурмовой авиации, Герой Советского Союза (1942). Биография Михаил Клименко
Лобас, Леонид Дмитриевич
Лобас, Леонид Дмитриевич
Леонид Дмитриевич Лобас (род. 25 ноября 1948 в городе Дружковка Донецкой области УССР) — заслуженный лётчик-испытатель Российской Федерации, один из заместителей начальника ЛИИ им. М.М. Громова
Бажанов, Николай Николаевич (комдив)
Бажанов, Николай Николаевич (комдив)
Николай (Ксенофонт) Николаевич Бажанов (26 августа 1899 — 15 сентября 1938 года) — советский лётчик-испытатель, начальник НИИ ВВС РККА, начальник Военной школы морских летчиков и
Тимченко, Владимир Павлович
Тимченко, Владимир Павлович
Владимир Павлович Тимченко (род. 17.02.1942, Новосибирск) — советский военачальник, военный летчик, генерал-лейтенант авиации. Заслуженный военный лётчик СССР. Биография Владимир Павлович Тимченко
Стеблинский, Сергей Васильевич
Стеблинский, Сергей Васильевич
Сергей Васильевич Стеблинский (27 июля 1919 года — 22 декабря 2004 года) — советский офицер-артиллерист во время Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза (22.02.1944). Полковник.
Комментарии:
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail: