Показать меню

Репортёрская стойка

19.12.2020
8

Стендап (от англ. standup — стойка) — вербальный репортёрский приём, когда журналист работает непосредственно в кадре, часто — на месте освещаемого события. Альтернативный термин — репортёрская стойка. Есть два варианта подготовки сюжета с применением стендапа:

  • 1) Материал, подготовленный до выхода в эфир: автор мониторит ход событий из студии и при необходимости обновляет закадровый текст, не имея возможность перезаписать стендап.
  • 2) Прямая трансляция с места события: репортёр знает (или вычисляет), что событие состоится во время выхода новостей в эфир. Тогда на место действия выезжает передвижная телевизионная станция (ПТС) и в эфир выдаётся прямое включение, у журналиста есть возможность передавать в эфир стендап на фоне происходящего.

Типы стендапов

Стендапы подразделяются на три категории:

  • начальный;
  • «мостик» (переход от одного фрагмента к другому);
  • и финальные, когда журналист подводит итоги и представляет себя и съёмочную группу.

Методика записи

Практикуются три способа записи стендапа:

  • 1) Репортёр работает на каком-либо фоне.
  • 2) Работа на фоне событий (соревнование, митинг, пожар, уличное движение и т. п.)
  • 3) Запись в движении.

Ирвинг Фэнг даёт следующие рекомендации:

Идите с демонстрантами без ущерба для своего здоровья; проезжайте по снесённому городу; сидите на полуразвалившемся крылечке рядом с работниками соцобеспечения и бедняками; стойте в толпе орущих подростков; выходите из-за диковинной статуи; рассказывайте о знаменитости, когда она за вашей спиной говорит или пожимает руки. Будьте визуальной частью сообщения!

Следует учесть, что хотя большинство стендапов записываются в позиции «стоя», журналист при записи может сидеть, лежать или даже висеть, если это оправданно сюжетом.

Существуют три способа работы с микрофоном:

  • 1) Классический: репортёр держит микрофон в руке.
  • 2) Новаторский: микрофон ведущего закреплён в петлице (так называемая «петля»), что делает пластику журналиста более подвижной.
  • 3) «Скрытая камера» (на отечественном телевидении методику использовал ведущий программы «Взгляд» Александр Политковский.
  • Телевизионная работа на натуре (природный фон с перспективой)

  • Александр Проханов с микрофоном на близком фоне

  • Александр Политковский и Владимир Мукусев — пионеры жанра «скрытой камеры»

  • Евгений Додолев: работа с петлёй в программе «Взгляд»

Профессиональные мотивы

Стендап применяют ради достижения ряда профессиональных задач:

  • превратить репортёра в узнаваемого телеперсонажа;
  • показать, что корреспондент находится непосредственно на месте, откуда ведётся трансляция;
  • резюмировать информацию и/или спрогнозирвать события;
  • сконцентрировать зрительское внимание на наиболее важной информации;
  • смоделировать плавный переход от одной части сюжета к другой;
  • скомпенсировать дефицит видеоряда.

Шеф-редактор Службы информационного вещания телеканала «Культура» Андрей Райкин говорил:

Стенд-ап — это часть смысловой конструкции сюжета. Появляясь в кадре, журналист становится таким же действующим лицом, как и другие персонажи. Если корреспондентом верно найдена своя роль — на него интересно смотреть, и такой стенд-ап запоминается. Если же все то же самое, что корреспондент сказал мне в кадре, он мог бы спокойно сказать за кадром и смысл сюжета от этого не изменится, — такой стенд-ап никому не нужен. У нас работала корреспондентом Галина Мишта — музыковед по образованию и репортёр по призванию. Она как-то сделала чудесный стенд-ап из оркестровой ямы в Большом театре: подошла к дирижерскому пульту, взяла ноты и стала объяснять, что означают значки, сделанные на партитуре. Речь шла о том, что эти рукописные обозначения — попытка дирижера очистить музыку от множественных редакторских наслоений и приблизить её к тому, что писал Мусоргский. Это было необычайно интересно и понятно даже людям, далеким от «тонких сфер». В данном случае репортёр, обладающий знаниями эксперта, стал участником события. В оркестровую яму, кстати говоря, пустят далеко не каждого.

Предъявляемые требования

Существуют неписанные стандарты применения данного приёма:

  • стендап не должен быть более 20 секунд;
  • фон, на котором стоит журналист, должен иметь отношение к тематике сюжета;
  • используются средние (а не общие или крупные) планы для генерации доверительной атмосферы в условном «диалоге» между зрителем и репортёром;
  • журналист должен постоянно следить за своим внешним видом так, чтобы он соответствовал теме и атмосфере сюжета;
    • журналист (репортер) в кадре должен быть без солнцезащитных очков, а также без головного убора, даже в сильный мороз;
  • текст должен чётко отделяться от так называемого закадрового текста;

Ирвинг Фэнг подчеркивал значимость звуковых фрагментов:

Некоторые факты

  • В профессиональных конкурсах есть приз в номинации «За лучший стенд-ап».
  • Книга телеведущего Владимира Мукусева «Разберёмся…» проиллюстрирована стендапами: на фронтальной обложке журналист с микрофоном и граблями, а на последней — с микрофоном на фоне Останкино.
  • Игорь Шестаков вспоминал:

Специальный репортаж существовал до нас… Мне кажется, мы придумали удачный слоган для этого жанра. «Теперь я знаю об этом достаточно». Действительно, была такая программа «Репортёр», которая одна из первых занялась специальными репортажами. Мы культивировали stand-up’ы — работу репортёров в кадре. Придумывали мизансцены, ракурсы. Иногда съемка stand-up’ов занимала больше времени, чем сам репортаж. Например, когда мы снимали 60-серийный документальный цикл фильмов «Это — Москва», делали к нему «шапку», которая состояла из проходов с рассказом о том, что будет в этих фильмах. Мы снимали их больше недели, потому что надо было снимать в определённое время суток. Помню, мы писали с Андреем Сычевым stand-up в метро — он стоял на платформе и говорил начало фразы, я в этот момент ехал в поезде и должен был её подхватить на выходе причём из той двери, которая была прямо у него за спиной.

Еще по этой теме:
Стендап (жанр)
14:00, 18 декабрь
Стендап (жанр)
Стендап-комедия (стендап; англ. stand-up comedy) — комедийное искусство, в котором комик выступает перед живой аудиторией, обычно говоря напрямую зрителям. Часто для стендапа организуются специальные
Ашкенази, Ади
13:34, 17 декабрь
Ашкенази, Ади
Ади Ашкенази (ивр. ‏עדי אשכנזי‏‎, род. 23 марта 1975, Тель-Авив) — популярный израильский стендап-комик и телеведущая. Карьера Окончила театральное училище «Бейт Цви» в Рамат-Гане.
Метил-3-нитробензоат
00:51, 15 декабрь
Метил-3-нитробензоат
Метил-3-нитробензоат (другие названия: метиловый эфир м-нитробензойной кислоты, метиловый эфир 3-нитробензойной кислоты и пр.) Общие сведения Метил-3-нитробензоат относится к классу эфиров
Валериановая кислота
05:57, 07 декабрь
Валериановая кислота
Валериановая кислота (пентановая кислота) СH3(CH2)3СООН — одноосновная предельная карбоновая кислота, бесцветная жидкость с неприятным запахом. Соли и сложные эфиры валериановой кислоты называют
19.59
10:57, 05 декабрь
19.59
«19.59» — аналитическая программа ОРТ с 14 апреля по 26 мая 1996 года. История Программа впервые вышла в эфир 14 апреля 1996 года, заменив собой еженедельный информационный журнал «Воскресенье».
Айвазов, Янис Маркович
15:45, 04 декабрь
Айвазов, Янис Маркович
Янис Маркович Айвазов (р. 1977, Саратов) — оператор-постановщик, художник. Краткая биография Карьеру оператора на телевидении начал в региональной кампании «ИВК-Солнечный» г. Саратов в 2007 г. в
Комментарии:
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent