Показать меню

Пайлот

«Пайлот» (англ. pilot — лоцман) — спасательный винтовой буксир, первое в мире паровое судно ледокольного типа.

В 1864—1890 годах «Пайлот» использовался для почтово-пассажирского сообщения между Кронштадтом и Ораниенбаумом в ледовых условиях, что позволяло удлинить навигацию на несколько недель.

История

По указанию русского судовладельца Михаила Бритнева в 1864 году в Кронштадте на принадлежавшем ему небольшом пароходе «Пайлот» была срезана носовая оконечность под углом 20° к линии киля по образцу поморских торосных лодок, в результате чего судно могло наползать на лёд и ломать его своей тяжестью.

Впоследствии такую форму носа назвали ледокольной, а сам пароход признали прообразом нового типа судов — ледоколов.

22 апреля 1864 года винтовой пароход «Пайлот» впервые вышел на пробу за гавань и прошёл по большому и малому рейдам, однако толщина льда ещё не позволяла лёгкому пароходу значительно удаляться от острова Котлин. 27 апреля газета «Кронштадтский вестник» писала:

Большое удобство для публики, желающей ехать в Петербург и для приезжающих оттуда, доставляет винтовой пароход «Пайлот» почетного гражданина Бритнева, который ходил до настоящего открытия навигации три раза в день с пассажирами в Ораниенбаум, а именно в 8, 12 и 3 ч.

Позднее адмирал С. О. Макаров писал:

…этот маленький пароход сделал то, что казалось невозможным, он расширил время навигации осенью и зимой на несколько недель.

В начале ноября 1866 года, когда Финский залив покрылся наносным льдом, чиновники Морского ведомства провели сравнительные испытания «Пайлота» и ледокольного судна «Опыт» снаряжённого гирями для колки льда. «Пайлот» выиграл испытание, обойдя застрявший во льдах «Опыт».

Однако несмотря на успех «Пайлота», перспективной была признана конструкция ледоколов, оснащённых различными устройствами для колки или резки льда (по типу «Опыта»).

Успех и известность конструкции ледокола Бритнева принесла холодная зима 1870/1871 годов. В тот год замёрзла Эльба и акватория Гамбургского порта. Судоходство прекратилось, владельцы судоходных компаний несли убытки. В этой обстановке власти Гамбурга за 300 рублей приобрели у Бритнева чертежи «Пайлота», переделали по его подобию несколько портовых паровых судов и восстановили навигацию. Этому же примеру последовали предприниматели Дании, Швеции и США. В дальнейшем в результате усовершенствования бритневской конструкции в различных странах появились собственные проекты ледоколов — ледоколы с носовым винтом (американского типа), ледоколы гамбургского типа и так далее.

В 1875 году на заводе Бритнева в помощь «Пайлоту» было построено второе подобное судно — «Бой», а в 1889 году третье — «Буй». В 1880-х годах Ораниенбаумская пароходная компания построила ледоколы «Луна» и «Заря» по типу «Пайлота», но с более мощными двигателями в 250 л. с. (вместо 85 л. с. у «Пайлота»).

Успех и мировое признание бритневских ледоколов «Пайлот» и «Бой» натолкнули адмирала Макарова на идею строительства мощного арктического ледокола «Ермак».

Еще по этой теме:
Хирано, Фуми
Хирано, Фуми
Фуми Хирано (яп. 平野文 Хирано Фуми, 23 апреля, 1955, префектура Токио) — японская сэйю. Позиции в Гран-при журнала Animage 1982 год — 6-е место в Гран-при журнала Animage, в номинации на
Вихрь (канонерская лодка)
Вихрь (канонерская лодка)
«Вихрь» — одна из восьми мореходных канонерских лодок типа «Дождь» Российского императорского флота. Впоследствии переоборудована в портовое судно и названа «Трал». Постройка 27 сентября 1878 года
Гизе, Роберт
Гизе, Роберт
Роберт Гизе (нем. Robert Gysae; 14 января 1911, Берлин-Шарлоттенберг — 26 апреля 1989) — немецкий офицер-подводник, капитан 3-го ранга (1 июля 1943 года), участник Второй мировой войны. Биография
Ноб (топоним)
Ноб (топоним)
В английском языке слово Knob (рус. Ноб) имеет значение «округлая рукоятка». Это слово в составе своего названия имеют многие горы и холмы в англоязычных странах, особенно в системах Аппалачи
Красноярский судоремонтный центр
Красноярский судоремонтный центр
ОАО «Красноярский судоремонтный центр» — дочернее предприятие ОАО Енисейское речное пароходство, расположенное в городе Красноярске. История До строительства Красноярской ГЭС на Енисее ежегодно
Лебединский, Николай Аркадьевич
Лебединский, Николай Аркадьевич
Николай Аркадьевич Лебединский (1911, Красное Село — 1940) — советский топограф, участник арктических зимовок и экспедиций. Биография Николай Лебединский родился в 1911 году в Петербургской
Комментарии:
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail: