Показать меню

Страх и трепет

«Страх и трепет» — трактат основоположника экзистенциализма Сёрена Кьеркегора. В центре внимания автора — вопрос о вере в Бога и её возможности в современных условиях. В качестве основы мыслитель обращается к ветхозаветной повести об Аврааме и его любимом сыне Исааке (Быт. 22:1-19). Парадоксальную сущность веры Кьеркегор вскрывает через размышления по поводу чуда спасения Исаака и самоотверженности Авраама.

Трактат был опубликован в 1843 году под псевдонимом Иоанн Молчальник (лат. Johannes de silentio [Иоханнес де Силенцио]). Как часто бывает у Кьеркегора, книга написана от лица вымышленного автора, и, строго говоря, должна рассматриваться как отстранённое выражение религиозной жизненной позиции, а не как собственная позиция философа. Жанр определён автором как «диалектическая лирика».

Название трактата взято из Библии; эти слова встречаются несколько раз. В посланиях апостола Павла говорится: «и был я у вас в немощи и в страхе и в великом трепете» (1Кор. 2:3); «со страхом и трепетом совершайте своё спасение» (Флп. 2:12); «и столь ужасно было это видение, что и Моисей сказал: я в страхе и трепете» (Евр. 12:21).

Кьеркегор признаёт вслед за Кантом, что с этической точки зрения жертвоприношение сына было бы просто убийством. Но Авраам, по Кьеркегору, «перешагивает через всё этическое, и вне его он обретает более высокую цель, в отношении к которой он и устраняет этическое». Кьеркегор говорит о «телеологическом упразднении этического», возможном для человека, живущего религиозной жизнью (в противоположность людям, живущим, по терминологии Кьеркегора, эстетически или этически).

«Парадокс веры таков: единичный индивид выше, чем всеобщее» (то есть всеобщие моральные нормы); «существует абсолютный долг перед Богом», по сравнению с которым «этическое оказывается сведенным к относительному». Авраам — «рыцарь веры», верующий «силой абсурда».

При этом его вера не является верой в то, что Бог отменит своё приказание, или верой в будущую жизнь: Авраам собирался совершить жертвоприношение и при этом «верил в противоречие» — в то, что он «состарится на этой земле, почитаемый своим народом, благословенный в своем роде, незабвенный в Исааке — любимейшем в его жизни».

В «Страхе и трепете» Кьеркегор подспудно спорит с тезисом Гегеля о том, что человеческие представления о добром и справедливом предопределяются традициями и нормами соответствующего общества. На примере Авраама он демонстрирует, что для подлинно верующего человека высшей нормой становятся не правила и обычаи его сородичей, а диктат высшего, божественного порядка, — вера, которую окружающие его люди этического или эстетического типов могут воспринимать как нечто абсурдное.

Как замечает комментатор, в трактате присутствует полемика с Гегелем и некоторыми датскими его последователями (в частности, с Х.-Л. Мартенсеном[en]), которые утверждали, что можно «пойти дальше веры». «Говорят, что Гегеля понять трудно, а понять Авраама — просто пустяк, — иронизирует писатель. — Пойти дальше Гегеля — это чудо, но пойти дальше Авраама — ничего не стоит». Кьеркегор, напротив, говорит, что «вера — это высшая страсть в человеке. В каждом поколении, возможно, существуют многие, кто вообще не приходит к ней, но ни один не идет дальше».

Рыцарь веры

Кьеркегор противопоставляет «рыцаря веры» «трагическому герою», который в конечном счете не выходит из рамок этического, хотя бы в его действиях, на поверхностный взгляд, и было нечто подобное поступку Авраама. Так, в качестве примера рассматривается сюжет трагедии Еврипида «Ифигения в Авлиде», в которой Агамемнон вынужден принести свою дочь Ифигению в жертву богам, или библейский персонаж Иеффай, который тоже по обету приносит дочь в жертву. Такой трагический герой может вызвать сочувствие, или даже восхищение, но рыцарь веры находится в экзистенциальном одиночестве, потому что он не мог бы рационально объяснить свои действия — «его никто не может понять». Кьеркегор указывает, что, например, Иеффай исполняет обет после победы над иноплеменниками; но смерть Исаака, напротив, никому не принесла бы пользы. Таким образом, Авраам был поставлен в ситуацию, когда от него требовалось «верить силой абсурда», и он выдержал это испытание.

Следует отметить, что известная поэма Иосифа Бродского "Исаак и Авраам" была создана автором под непосредственным впечатлением от чтения книги Кьеркегора "Страх и трепет", в чём Бродский признавался сам.

Еще по этой теме:
Антофобия
Антофобия
Антофобия (от др.-греч. νθος «цветок» и φόβος «страх») — это устойчивый иррациональный страх перед цветами. Люди, страдающие этим типом фобии, как правило, испытывают страх не перед всеми цветами, а
Али ат-Табари
Али ат-Табари
Абу-ль-Хасан Али ибн Сахль Раббан ат-Табари (перс. علی ابن سهل ربان طبری‎; ок. 838, Мерв, Табаристан — 870) — врач, создатель первой энциклопедии по медицине, психолог, пионер педиатрии.
We R Who We R
We R Who We R
«We R Who We R» (рус. Мы такие, какие мы есть) — сингл американской певицы и автора песен Кеши из её мини-альбома Cannibal 2010 года. О песне Песня была выбрана лид-синглом из переиздания её
Монархия (трактат Данте)
Монархия (трактат Данте)
Монархия (лат. De Monarchia) — трактат об идеальном общественно-политическом устройстве, написанный Данте Алигьери на латинском языке в 1312—1313 годах (Пиза). Краткая характеристика и жанр
Бхамаха
Бхамаха
Бхамаха (санскр. भामह, Bhāmaha), индийский теоретик литературы второй половины VII века, автор трактата «Кавьяланкара» (Kāvyālankāra), первого из сохранившихся на санскрите по теоретической поэтике.
Литургия апостола Марка
Литургия апостола Марка
Литургия апостола Марка — литургия александрийского типа. По преданию, её автором является апостол и евангелист Марк, ученик и сподвижник апостолов Петра, Павла и Варнавы. Литургия апостола Марка
Комментарии:
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail: