Показать меню

Страх и трепет

19.12.2020
12

«Страх и трепет» — трактат основоположника экзистенциализма Сёрена Кьеркегора. В центре внимания автора — вопрос о вере в Бога и её возможности в современных условиях. В качестве основы мыслитель обращается к ветхозаветной повести об Аврааме и его любимом сыне Исааке (Быт. 22:1-19). Парадоксальную сущность веры Кьеркегор вскрывает через размышления по поводу чуда спасения Исаака и самоотверженности Авраама.

Трактат был опубликован в 1843 году под псевдонимом Иоанн Молчальник (лат. Johannes de silentio [Иоханнес де Силенцио]). Как часто бывает у Кьеркегора, книга написана от лица вымышленного автора, и, строго говоря, должна рассматриваться как отстранённое выражение религиозной жизненной позиции, а не как собственная позиция философа. Жанр определён автором как «диалектическая лирика».

Название трактата взято из Библии; эти слова встречаются несколько раз. В посланиях апостола Павла говорится: «и был я у вас в немощи и в страхе и в великом трепете» (1Кор. 2:3); «со страхом и трепетом совершайте своё спасение» (Флп. 2:12); «и столь ужасно было это видение, что и Моисей сказал: я в страхе и трепете» (Евр. 12:21).

Кьеркегор признаёт вслед за Кантом, что с этической точки зрения жертвоприношение сына было бы просто убийством. Но Авраам, по Кьеркегору, «перешагивает через всё этическое, и вне его он обретает более высокую цель, в отношении к которой он и устраняет этическое». Кьеркегор говорит о «телеологическом упразднении этического», возможном для человека, живущего религиозной жизнью (в противоположность людям, живущим, по терминологии Кьеркегора, эстетически или этически).

«Парадокс веры таков: единичный индивид выше, чем всеобщее» (то есть всеобщие моральные нормы); «существует абсолютный долг перед Богом», по сравнению с которым «этическое оказывается сведенным к относительному». Авраам — «рыцарь веры», верующий «силой абсурда».

При этом его вера не является верой в то, что Бог отменит своё приказание, или верой в будущую жизнь: Авраам собирался совершить жертвоприношение и при этом «верил в противоречие» — в то, что он «состарится на этой земле, почитаемый своим народом, благословенный в своем роде, незабвенный в Исааке — любимейшем в его жизни».

В «Страхе и трепете» Кьеркегор подспудно спорит с тезисом Гегеля о том, что человеческие представления о добром и справедливом предопределяются традициями и нормами соответствующего общества. На примере Авраама он демонстрирует, что для подлинно верующего человека высшей нормой становятся не правила и обычаи его сородичей, а диктат высшего, божественного порядка, — вера, которую окружающие его люди этического или эстетического типов могут воспринимать как нечто абсурдное.

Как замечает комментатор, в трактате присутствует полемика с Гегелем и некоторыми датскими его последователями (в частности, с Х.-Л. Мартенсеном[en]), которые утверждали, что можно «пойти дальше веры». «Говорят, что Гегеля понять трудно, а понять Авраама — просто пустяк, — иронизирует писатель. — Пойти дальше Гегеля — это чудо, но пойти дальше Авраама — ничего не стоит». Кьеркегор, напротив, говорит, что «вера — это высшая страсть в человеке. В каждом поколении, возможно, существуют многие, кто вообще не приходит к ней, но ни один не идет дальше».

Рыцарь веры

Кьеркегор противопоставляет «рыцаря веры» «трагическому герою», который в конечном счете не выходит из рамок этического, хотя бы в его действиях, на поверхностный взгляд, и было нечто подобное поступку Авраама. Так, в качестве примера рассматривается сюжет трагедии Еврипида «Ифигения в Авлиде», в которой Агамемнон вынужден принести свою дочь Ифигению в жертву богам, или библейский персонаж Иеффай, который тоже по обету приносит дочь в жертву. Такой трагический герой может вызвать сочувствие, или даже восхищение, но рыцарь веры находится в экзистенциальном одиночестве, потому что он не мог бы рационально объяснить свои действия — «его никто не может понять». Кьеркегор указывает, что, например, Иеффай исполняет обет после победы над иноплеменниками; но смерть Исаака, напротив, никому не принесла бы пользы. Таким образом, Авраам был поставлен в ситуацию, когда от него требовалось «верить силой абсурда», и он выдержал это испытание.

Следует отметить, что известная поэма Иосифа Бродского "Исаак и Авраам" была создана автором под непосредственным впечатлением от чтения книги Кьеркегора "Страх и трепет", в чём Бродский признавался сам.

Еще по этой теме:
Антофобия
01:31, 19 декабрь
Антофобия
Антофобия (от др.-греч. νθος «цветок» и φόβος «страх») — это устойчивый иррациональный страх перед цветами. Люди, страдающие этим типом фобии, как правило, испытывают страх не перед всеми цветами, а
Али ат-Табари
15:11, 18 декабрь
Али ат-Табари
Абу-ль-Хасан Али ибн Сахль Раббан ат-Табари (перс. علی ابن سهل ربان طبری‎; ок. 838, Мерв, Табаристан — 870) — врач, создатель первой энциклопедии по медицине, психолог, пионер педиатрии.
We R Who We R
21:50, 15 декабрь
We R Who We R
«We R Who We R» (рус. Мы такие, какие мы есть) — сингл американской певицы и автора песен Кеши из её мини-альбома Cannibal 2010 года. О песне Песня была выбрана лид-синглом из переиздания её
Монархия (трактат Данте)
18:15, 13 декабрь
Монархия (трактат Данте)
Монархия (лат. De Monarchia) — трактат об идеальном общественно-политическом устройстве, написанный Данте Алигьери на латинском языке в 1312—1313 годах (Пиза). Краткая характеристика и жанр
Бхамаха
03:02, 09 декабрь
Бхамаха
Бхамаха (санскр. भामह, Bhāmaha), индийский теоретик литературы второй половины VII века, автор трактата «Кавьяланкара» (Kāvyālankāra), первого из сохранившихся на санскрите по теоретической поэтике.
Литургия апостола Марка
08:46, 02 декабрь
Литургия апостола Марка
Литургия апостола Марка — литургия александрийского типа. По преданию, её автором является апостол и евангелист Марк, ученик и сподвижник апостолов Петра, Павла и Варнавы. Литургия апостола Марка
Комментарии:
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent