Электропоезд серии JR E231 500
{{
Обзор
Е231 разработан в качестве замены серий 115 и 113, используемых как городские поезда метрополитена и серий 103, 201, 205 и 301, используемых как пригородные поезда маршрутов Столичного региона, в связи с устареванием подвижного состава и ростом пассажиропотока. Серия Е231 послужила заменой подвижного состава на линии Собу (Линия Тюо-Собу) и линии Тохоку (линия Уцуномия) в 2000 году, позднее, в июне 2002 года, был выпущен электропоезд типа 500 серии Е231 и электропоезд типа 0 серии Е231 для линии метрополитена Тодзай, который в мае 2003 года был включён в подвижной состав линии в количестве 800 единиц. Тип 500 серии Е231 с 2002 по 2003 годы был полностью внедрён на кольцевую линию Яманоте. Позднее Е231 500 заменил устаревший подвижной состав на линиях Уцуномия, Дзёбан, Нарита, Токайдо, Ито, Такасаки, Дзёэтсу, Рёмо, Йокосука и Сёнан — Синдзюку.
В серии Е231 500 была применены технологии, разработанные ещё в 1990-х годах с целью снизить производственные затраты, а также потребление электроэнергии и стоимость технического обслуживания. Данная технология включала в себя комплекс инновационных разработок, принятых как единый стандарт для производства и обслуживания пригородных поездов. В качестве цели развития этой серии были приняты сокращение стоимости эксплуатационного срока и улучшения качества услуг. Данное транспортное средство было разработано совместно с Tokyu Car Corporation и JR East, производство электропоездов данной серии выполнялось на заводах Tokyu Car Corporation, JR East Niitsu и Kawasaki Heavy Industries. Разработкой дизайна занимался Экуан Кэндзи.
В дальнейшем в связи с сокращением интервала движения на всех направлениях JR в 2010-м году, общий объём производства достиг 2632 единиц, в 2011 году в дополнение к 2632 единицам было выпущено 104 единиц шестидверных (по 6 дверей с каждой стороны) вагонов для линии Яманоте.
Характеристики
Конфигурация
Тормозная система сочетает в себе мощность рекуперативного торможения и электропневматический тормоз, который в дополнение к рекуперативному торможению доступен для экстренной остановки.
-
Однорычажный токоприёмник PS33B
-
Ящик компрессорной установки, установленный под вагоном
-
Ящик TIMS
За терминалом TIMS установлен малошумный электрический компрессор типа 209 (CP), который подаёт воздух к тормозам и прочему пневматическому оборудованию. В этой серии предполагалось размещение исключительно электрического управления, а для пневматических систем использование отдельного компрессора, однако решение принято не было.
В вагонах серии Е231 установлена приводная тележка на две оси в количестве двух штук на вагон. В серии Е231 используеся тележка DT61, схожая в конструкции с тележкой типа 209 (японского стандарта). На вагонах установлены тележки системы DT61 тип TR255 для прицепных вагонов и головного вагона, и типа TR246 для моторного вагона. В дальнейшие годы для вагонов серий Е231 и Е233 была принята тележка 4600 Bandai TR255A как для моторных, так и для прицепных вагонов.
-
Тележка моторного вагона DT61
фото типа DT61G -
Тележка прицепного вагона типа TR246
фото до внедрения тележки TR246M -
Демпфер рыскания на TR246T на «зелёной» модификации вагона
-
TR255A серии 4600 вагонов SaHa E231
-
Стояночный тормозной цилиндр, который крепится к TR246M (выделено красным)
В этой серии, очень отличается способ управления (TIMS) оборудованием, в отличие от ранних типов. Исключение составляет только аварийный тормоз, который за всю историю серии Е231 так и не изменился, и был заимствован с ранних типов поездов таких как Е230, Е194 и т. п. Для управления и контролем всеми модулями (в том числе TIMS, ATS-P и GS) передачи команд всех систем управления используются цифровые системы связи RS-485 и EIA-485, скорость передачи данных которых составляет 2,5 Мбит/с. Эти системы предназначены для интеграции и управления всеми модулями тягового привода поезда. RS-485 и EIA-485 так же позволяют вести мониторинг показателей систем управления как в комплексе, так и каждого показателя в отдельности, это упрощает систему управления и контроля электропоездом, а также снижает производственные затраты.
Система кондиционирования воздуха AU726, потенциалом 48,84 кВт (42000 ккал/ч), являющаяся одной из инноваций (в том числе контроль нагревателей и внутренняя вентиляция), имеет полную автоматизацию. Так же эта система отвечает за климат-контроль в салоне вагона, автоматически определяя уровень влажности и температуру как в вагоне, так и вне вагона.
Кузовное оборудование
Эту серию можно условно разделить на два типа вагонов с различиями в оборудовании и формы кузова. Базовая конструкция устроена таким образом, чтобы снизить стоимость массового производства вагонов этой серии. Структура кузова соответствует типам пригородных поездов 209 и 500 серии Е217, ширина кузова которых 2950 мм. Легкая рама кузова и боковые стены выполнены из нержавеющей стали, снаружи кузов покрыт оболочкой из стеклопластика. Маска кабины также выполнена из стеклопластика. Высота пола — 1165 мм от уровня головки рельса.
Характеристики кузова
Различия каждого производителя
У разных производителей имелись различия в конструкции вагонов Е231. Данные различия вызваны тем, что во многом мелкие детали изготавливались согласно стандартам конкретного предприятия на котором был построен вагон.
-
Фото 1. Tokyu, Niitsu Seisakusho
-
Фото 2. Kawasaki Heavy Industries Ltd
-
Фото 3. Дверь Tokyu Car, Niitsu Seisakusho
-
Фото 4. Дверь Kawasaki Heavy Industries Ltd
- У Tokyu отсутствуют гофры, у Niitsu на торцевых стенках вертикальные гофры, у Tateametoi — горизонтальные.
- У Tokyu и Niitsu на стыке поверхности крыши и торца есть шаг (фото 1). У Kawasaki Heavy Industries Ltd есть усиливающий гофр. Кроме того, стало плоским соединение поверхностей торца и крыши (см фото 2).
- Над дверью имеется информационное LED-табло, выводящие название станций в кандзи, катакане и ромадзи. На некоторых модификациях установлен жидкокристаллический цветной дисплей для показа различной информации (изменения расписания, предупреждения, реклама).
- Путеочиститель (метельник) установлена на переднем торце головного вагона в всех модификациях Е231 500. Стандартный вид путеочистителя для Е231 500 имел V-Образную форму, однако у производителя Niitsu видоизменённая форма юбки, но так же V-образная.
Салон
Отделка салона представляет из себя белый пластик и глянцевую нержавеющую сталь. Сиденья обиты синей тканью, на полу серый линолеум из ПВХ. Сиденья расположены параллельно стене салона. С 2003 года для улучшения комфорта внедрены мягкие сиденья. Каждая группа сидений расположена между дверными проёмами по обе стороны борта. Кроме того, в каждом вагоне имеется места для инвалидных колясок. В головных и шестидверных вагонах сиденья складываются, что позволяет увеличить вместимость в часы пик.
-
Салон вагона
-
Места для колясок
-
Сидение на 7 мест
-
Переход в другой вагон
-
Табло с названием станции
Кабина
Кабина машиниста во всех модификациях Е231 500 имеет одинаковую конфигурацию, аналогичную серии 209. Панель управления расположена слева, главный контроллер устроен по принципу «управление одной рукояткой» и установлен непосредственно на приборной панели, управление служебным торможением автоматизировано и интегрировано в контроллер. Для ручного торможения в штатном режиме есть отдельная рукоятка, которая расположена справа от рукоятки контроллера на приборной панели, для экстренного торможения имеется красная грибовидная кнопка и пункт в меню бортового компьютера. По центру на панели установлен жидкокристаллический дисплей бортового компьютера для управления системой TIMS (питание, пневматика, ход, системы охлаждения и салон). Так же имеются системы безопасности, которыми можно управлять через бортовой компьютер. В случай нарушения или неисправности, в зависимости от ситуации, бортовой компьютер может применить штатное или экстренное торможение. Для улучшения видимости показаний установлены аналоговые спидометр, манометр и вольтметр. Дверь, ведущая из кабины в салон раздвижная и расположена по центру.
-
Вид кабины, приборная панель