Военно-воздушные силы и войска ПВО Сербии
Военно-воздушные силы и войска ПВО Сербии (серб. Ратно ваздухопловство и противваздухопловна одбрана, РВ и ПВО, дословно — Воздухоплавание и противовоздушная оборона) — один из видов Вооружённых сил Сербии. Были созданы в 1912 году и приняли участие в Балканских и Первой мировой войнах. В 1918—1941 годах существовали как Королевские ВВС Югославии, а затем ВВС и ПВО ЮНА. Распад Югославии имел тяжёлые последствия для сербской военной авиации. ВВС принимали участие в боевых действиях в Хорватии в 1991 году и понесли большие потери во время военной операции НАТО в 1999 году. В настоящее время ВВС и ПВО Сербии находятся в процессе реформирования.
История
Структура
Командование ВВС и ПВО (серб. Команда В и ПВО)
210-й батальон связи (серб. 210 батаљон везе) 333-й инженерный батальон (серб. 333 инжињериjски батаљон)- 98-я авиабригада (серб. 98 ваздухопловна бригада)
- 204-я авиабригада (серб. 204 ваздухопловна бригада)
- 250-я бригада ПВО (серб. 250 ракетна бригада ПВО)
- 126-я бригада воздушного наблюдения, обнаружения и наведения (серб. 126 бригада ваздушног осматрања, јављања и навођења)
Пункты базирования
- Авиабаза Батайница (серб. Батајницa)
- Авиабаза Ковин (серб. Ковин)
- Авиабаза Ладжевцы (серб. Лађевци)
- Авиабаза Ниш (серб. Ниш)
Боевой состав
Техника и вооружение
На вооружении ВВС и ПВО Сербии находятся боевые и транспортные самолёты, боевые и транспортные вертолёты, комплексы ПВО и радиолокационные станции. Они распределены между 98-й и 204-й авиабригадами, 250-й бригадой ПВО и 126-й бригадой воздушного наблюдения.
Размещение вооружений в соединениях и подразделениях ВВС и ПВО Сербии было произведено в ходе военной реформы, начатой после распада Государственного союза Сербии и Черногории в 2006 году. В 2007 году 230-й, 240-й и 310-й полки ПВО были расформированы, их вооружение было частично списано, частично передано в дивизионы 250-й бригады ПВО. Зенитные орудия Bofors L70 были распределены в зенитно-ракетные дивизионы 98-й и 204-й авиабригад.
Большинство вооружений ВВС и ПВО Сербии были произведены в СССР или СФРЮ и ныне считаются устаревшими. После распада Югославии в армию длительное время не поступала современная техника. Исключением были закупки учебных самолётов УТВА Ласта, которые производит фабрика УТВА в Панчеве. Процесс обновления авиации возобновился в 2016 году, когда в России были приобретены два вертолёта Ми-17, а шесть истребителей МиГ-29 были получены в дар.
Ремонтом и модернизацией имеющихся летательных аппаратов и систем ПВО занимается Авиационный институт «Мома Станойлович» в Батайнице.
Опознавательные знаки
-
Опознавательный знак ВВС и ПВО Сербии
-
Знак на киль
-
Вариант уменьшенной видимости
Эволюция опознавательных знаков
Знаки различия
Генералы и офицеры
Подофицеры и солдаты
Знаки на головные уборы
Галерея
-
МиГ-29Б
-
МиГ-21
-
СОКО J-22 «Орао» в праздничной окраске по случаю Дня Авиации
-
Ан-26
-
Як-40
-
Dornier Do-28D-2 Skyservant
-
Утва-75
-
Aérospatiale Gazelle
-
Ми-17
-
Airbus H145
-
Ми-24