Показать меню

Сейфи, Талгат Фатыхович

Талгат Фатыхович Сейфи (12 мая (по другим данным 19 мая) 1916 — 8 июля 1969) — советский инженер, учёный и организатор производства. Инициатор создания (совместно с А. И. Ярошенко) системы управления качеством "Качество, Надёжность, Ресурс С Первых Изделий" (КАНАРСПИ).

Биография

Сейфи Талгат Фатыхович родился 12 мая 1916 г. в г. Малмыж Вятской губернии в семье учителей. В шесть лет он остался без родителей. Родственники перевозили его с места на место — так он оказался в Казани, где и закончил школу. После школы поступил в железнодорожное училище, а после его окончания три года проработал кондуктором в трамвайном парке.

В 1931 году начал трудовую деятельность в Казанском энергетическом институте в качестве лаборанта. В 1932-1933 годах работал контролером по ремонту трамваев в трамвайном депо. В 1933 году поступает в Казанский авиационный институт на факультет самолетостроения. В конце 1930-х годов был репрессирован его тесть. Сейфи предложили отказаться от семьи, в противном случае он не смог бы работать по специальности. Однако написанное Сейфи письмо Генеральному секретарю ЦК ВКП (б) позволило ему избежать неприятностей .

В 1939 году после окончания института направлен на завод «Саркомбайн» в Саратов, где работал до 1948 года конструктором, начальником группы, зам. начальника отдела, начальником БТК, начальником цеха. В 1948 году после окончания Всесоюзной промышленной академии МАП СССР переведен на должность зам. директора и главного инженера машзавода «Прогресс» в город Арсеньев Приморского края. В 1951 году назначен заместителем директора — главным инженером Дальневосточного машиностроительного завода № 126 Комсомольска-на-Амуре. Это был сложный период освоения и выпуска реактивного истребителя МиГ-15. Сейфи является одним из создателей научно обоснованной системы «КАНАРСПИ», внедренной на многих предприятиях авиационной и других отраслей промышленности.

В эти годы Сейфи выступил инициатором организации учреждений высшего образования в г. Комсомольске-на-Амуре, оказывал практическую помощь в подборе кадров преподавателей и организации учебного процесса в местном заочном политехническом институте.

В 1956 году переведен в г. Горький на завод им. С.Орджоникидзе на должность главного инженера.

Талант Главного инженера трех авиационных заводов городов Арсеньева, Комсомольска-на-Амуре, Горького воплощен в создании вертолетов и самолетов на современном научно-техническом уровне.

В 1962 году Сейфи защитил диссертацию на тему: «Повышение эксплуатационной надежности техники» и ему присвоено звание «кандидат технических наук». На следующий год решением ВАК утвержден в ученом звании доцента Горьковского Политехнического института на кафедре «Технология машиностроения». Здесь же он являлся членом ГЭК по защите дипломных проектов выпускников института.

Скоропостино скончался 8 июля 1969 года. Похоронен в Горьком на кладбище Марьина Роща.

Наследие

Под руководством Т. Ф. Сейфи и А. И. Ярошенко на Горьковском авиационном заводе разработана система КАНАРСПИ . Основные направления системы: создание опытного образца с заданными техническими показателями и заложенными основами надежности и долговечности с учетом состояния и перспектив развития науки и техники; конструктивно-технологическая отработка и совершенствование конструкций изделия в процессе создания серийного образца, дальнейшее повышение его качества и надежности в процессе серийного производства; применение прогрессивных техпроцессов и их систематическое совершенствование; разработка и внедрение совершенных организационных форм, методов и средств контроля качества продукции; совершенствование организации производства и обеспечение изготовления изделий в соответствии с чертежами и техническими условиями; обеспечение эксплуатации изделия на высоком техническом уровне. С 1972 года на Горьковском авиационном заводе присуждаются премии имени создателей системы КАНАРСПИ (Т. Ф. Сейфи и А. И. Ярошенко). Под техническим руководством Сейфи поставлены на серийное производство реактивные самолеты МиГ-21 первого поколения. Он также был активным участником процесса перехода на принципиально новую технологию производства цельносварных самолетов МиГ-25 из титановых сплавов. По словам соратников, Сейфи разработал «принцип управления качеством в будущем»: выполняя работу, не думай, что это будет конечный результат, сомневайся. Это повысит гарантии положительного результата, количество брака сведется к минимуму.

Библиография

  • Сейфи Т. Ф. Основные направления работы по повышению качества и надежности изделий на предприятиях [Текст] : (Система КАНАРСПИ) / Т. Ф. Сейфи, В. И. Бакаев. - Москва : [б. и.], 1965. - 27 с., 1 л. схем.; 22 см.
  • Сейфи Т. Ф. Слагаемые высокого качества (КАНАРСПИ) [Текст] / Т. Ф. Сейфи, канд. техн. наук В. И. Бакаев. - Горький : Волго-Вят. кн. изд-во, 1966. - 160 с., 4 л. черт. : ил.; 20 см.
  • Пути повышения надежности систем и конструкций [Текст] : (Материалы Первой Науч.-техн. конференции по повышению надежности и долговечности изделий, провед. предприятием отрасли в 1965 г.) / Науч. ред. канд. техн. наук: Т. Ф. Сейфи, инж. С. С. Зельманов. - [Москва] : [б. и.], 1967. - 183 с. : ил.; 26 см.
  • Сейфи Т. Ф. Система КАНАРСПИ - гарантия высокого качества [Текст] / Т. Ф. Сейфи, А. И. Ярошенко, В. И. Бакаев. - Москва : Изд-во стандартов, 1968. - 147Сейфи Т. Ф. с., 1 л. схем. : ил.; 22 см.
  • Сейфи Т. Ф., Ярошенко А. И., Бакаев В. И. и др. Производственные основы надежности самолетов [Текст]. - Москва : Машиностроение, 1972. - 283 с. : ил.; 21 см.

Награды

  • Орден Красной Звезды (1945)
  • Медаль "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг." (1946)
  • Орден Трудового Красного Знамени (1957)
  • Орден Ленина (1966)

Память

  • 22 октября 2015 года в Московском районе Нижнего Новгорода была установлена мемориальная доска в часть Т. Ф. Сейфи по адресу улица Чаадаева, дом 20 .
  • В честь 100-летия со дня рождения Т. Ф. Сейфи была выпущена юбилейная медаль НАЗ "Сокол", в числе награжденных которой В. А. Лапидус, генеральный директор ЗАО "Центр "Приоритет".
  • На заводе «Сокол» учреж­дена премия Т.Ф. Сейфи .
Еще по этой теме:
Невский, Александр Павлович
Невский, Александр Павлович
Александр Павлович Невский (1896 — 1939) — журналист, советский разведчик-нелегал. Биография Родился в русской семье служащего земства. Окончил реальное училище, затем 2 курса Московского
Шишкин, Олег Петрович
Шишкин, Олег Петрович
Олег Петрович Шишкин (1 декабря 1916, Одесса — 23 сентября 1983, Москва) — советский учёный в области автоматизации нефтяной промышленности, организовал и развил подготовку кадров по
Саматов, Габдулхак Габдулгатович
Саматов, Габдулхак Габдулгатович
Габдулхак Габдулгатович Саматов (12 октября 1930 — 6 марта 2006) — татарский богослов. Биография Родился 12 октября 1930 года в селе Старое Ибрайкино, входившем в Аксубаевский район ТАССР. Его
Сафиуллин, Ахмадзаки
Сафиуллин, Ахмадзаки
Ахмадзаки Сафиуллин (28 марта 1896, село Кульбаево-Мараса, Нурлатский район — между 28 марта и 2 июня 1995, Татарстан) — татарский богослов, имам казанской мечети аль-Марджани, духовный наставник
Биткин, Сергей Алексеевич
Биткин, Сергей Алексеевич
Сергей Алексеевич Биткин (28 сентября 1912, Пенза — 1985) — советский государственный и партийный деятель, 1-й секретарь Таганрогского горкома КПСС (1957—1961). Биография В 1928 году окончил 5
Сидорик, Тимофей Николаевич
Сидорик, Тимофей Николаевич
Тимофей Николаевич Сидорик (род. 8 января 1947, село Волоща Дрогобычского района Львовской области) — советский промышленный деятель, новатор производства, бригадир скреперистов, машинист скреперной
Комментарии:
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail: