Печейкин, Валерий Валерьевич
Печейкин Валерий Валерьевич (7 октября 1984, Ташкент) — российский драматург, сценарист, журналист, педагог.
Биография
Окончил Ташкентский государственный экономический университет по специальности экономист.
В Ташкенте работал старшим корреспондентом газеты Кабинета министров Узбекистана «Правда Востока» и помощником режиссёра в театре «Ильхом». Совместно с его художественным руководителем Марком Вайлем написал пьесу «Радение с гранатом» (под псевдонимом Дмитрий Тихомиров) о творчестве Александра Николаева, поставленную на сцене театра.
Лауреат премии «Дебют» (2007) в номинации «Драматургия» за пьесу «Соколы». Лауреат конкурса «Пять вечеров» памяти А. М. Володина за пьесу «Моя Москва».
Резидент международного семинара для драматургов театра Royal Court. Член Союза писателей России.
Работа в Гоголь-центре
С 2013 года работает драматургом в театре Гоголь-центр. Для спектакля-открытия театра была написана часть «День».
С 2017 года куратор направления «Гоголь+».
Педагогическая деятельность
Преподаватель Высшей школы экономики, школы Майи Кучерской Creative Writing School, Gogol School.
Выступает с лекциями об искусстве.
Журналистика
Колумнист изданий Москвич Mag, GQ, S7, Forbes, Коммерсант Lifestyle.
Опубликовал в журнале «КВИР» серию интервью с известными российскими деятелями культуры и науки: писателями Виктором Ерофеевым, Марией Арбатовой, Дмитрием Кузьминым, Дмитрием Волчеком, Игорем Яркевичем, Андреем Бычковым; социологом Игорем Коном; философом Андреем Ашкеровым, правозащитником Людмилой Алексеевой.
Постановки
Критика
Многие читатели находят в тексте Валерия Печейкина традиции как драматургии ОБЭРИУ, так и наследие последнего советского драматурга Людмилы Петрушевской. Но классическая теория драмы пьесе «Соколы» враждебна. Действие почти не развивается, намеренно стоит на месте, наполняясь ложными событиями и уступая место ощущению энтропии, принципиальной бессобытийности, ровному всезаполняющему холоду, зловещей монотонности кругов ада, в которых все глубже и глубже засасывает семью Соколовых – семью несчастных безвольных «господ ташкентцев», живущих не по своей воле в тисках бытовой неурядицы, в обстоятельствах отдельно взятой войны в отдельной взятой семье, где каждый друг другу – враг. Борьба за существование переросла в войну на уничтожение. Пьеса «Соколы» – это нечто противоположное социальной драме XX века. Эта пьеса не о том, как уходит «смысл и красота» из «бездуховного» мира, а о том, как уходит сама жизнь, условия существования, смысл бытия из мира, где выживание стало первой необходимостью и единственным оправданием жизни.
— Руднев Павел
Под невинным подзаголовком «комедия» детально живописуются инцест, промискуитет, каннибализм, трансвестизм, зоофилия, некрофилия и геноцид. В перечень тех, кто подлежит уничтожению особо изощренными способами (способы подробно указаны), попадают «иноверцы», представители коренного населения Москвы, уличный кот и сам Господь Бог. «Провокационность языка» состоит в том, что персонажи изъясняются исключительно матом. И нам говорят, что это и есть «острый социальный протест»?
— Л. Бояджиева, А. Яковлева
Текст пьесы Валерия Печейкина «Моя Москва» не оставляет равнодушным никого: ни москвичей, ни сибиряков, ни защитников «новой драмы», ни её непримиримых противников. Истеричный текст про «е..нутую Россию» и «ган..нский народ» — это, конечно, андеграундное искусство, которое воспринимает далеко не каждый. Но, с другой стороны, в «Моей Москве» есть болевые точки современности, есть неприправленные куски сырой человеческой жизни, которая, как ни крути, касается и тех, кто любит документальный театр и тех, кто ценит тонкого Чехова. В конце концов, эта пьеса, написанная будто наспех, – действительно о современной Москве.
— Анна Мерзлякова
Публикации
Сценарии
Пьесы
- 2005 — «Соколы»
- 2008 — «Моя Москва»
- 2009 — «Net»
- 2011 — «Россия, вперед!»
- 2013 — «Люцифер»
- 2014 — «Боженька»
- 2018 — «Философы»