Показать меню

А-7 (планёр)

А-7 — лёгкий десантный планёр О. К. Антонова, времён Великой Отечественной и Второй мировой войн.

История

23 января 1940 года ЦК ВКП(б) принимает решение о создании в Наркомате авиапромышленности Управления по производству десантно-транспортных планеров под руководством В. С. Куликова. Главным инженером назначается П. В. Цыбин.

Планёр был построен как увеличенная версия спортивного планёра «Рот Фронт-7», который представили на Всесоюзном конкурсе десантных планеров, в 1939 году, где он был отмечен первой премией. В Москве, на бывшем планерном заводе Осоавиахима, в Тушино, в 1941 году, было закончено проектирование и изготовление первого планера и опытного экземпляра под названием «Рот Фронт-8».

Серийное производство А-7 начиналось на заводе в Тушино и на бывшем ремонтном заводе Главного управления гражданского воздушного флота при Совнаркоме СССР в Быково, которые были эвакуированы осенью 1941 года, в город Тюмень.

При эвакуации предприятий и организаций СССР осенью 1941 года в Тюмень прибыли железнодорожные поезда с персоналом и оборудованием Завода № 241, Тушинского завода N81 а также Народного комиссариата авиационной промышленности СССР. В Наркомате принято решение об их объединении в Завод № 241, главной продукцией которого стало производство десантного планёра модели «А-7». В начале декабря 1941 специалисты предприятия приступили к выпуску основной продукции для военно-воздушных сил государства.

На одном из аэродромов Московского военного округа, в конце лета 1942 года, состоялся смотр пилотов, десантников и десантной техники. Вышестоящему руководству был показан посадочный планерный десант, в составе двадцати планеров А-7 и Г-11. Пилоты сажали А-7 и Г-11 навалом не только на полосу, а по всей указанной небольшой площадке. После высадки десантники с кличем «Ура!» побежали к месту расположения руководства смотром, что произвело огромный эффект на него, так как до этого тренировки в таком групповом полёте не проводились.

«А-7» использовались РККА для боевых вылетов в район Сталинграда, во время авиационных десантов подо Ржевом и Вязьмой, в боях на Воронежском фронте, во время форсирования Днепра, осенью 1943-го, доставляя вооружение, боевые припасы и продовольствие войскам. За время Великой Отечественной войны выпущено около 400 планеров «А-7». В 1944 году части завода № 241 были переведены в города Саратов и Рязань. Кроме того конструкторами Завода № 241 был разработан проект летающего танка А-40, гибрид лёгкого танка Т-60 и двукрылого планёра под названием «Крылья танка — 60» (КТ-60). В сентябре 1942 года в Подмосковье КТ-60 прошёл испытание в облегчённом варианте без башни и с одним членом экипажа и стами литрами топлива, однако конструкция всё равно оказалась достаточно тяжёлой, поэтому на вооружение его так и не приняли.

Изготовление планеров А-7 также было организовано в городе Алапаевск, Свердловская область.

В годы Великой отечественной войны планёры буксировались самолётами с аэродрома в Саратове к линии фронта, где отцеплялись от самолётов и, бесшумно планируя, достигали посадочных площадок в тылу врага, либо сбрасывали груз в тылу врага и возвращались назад.

Формирования

В РККА, в сентябре 1942 года на аэродромах «Киржач» и «Медвежьи озёра» были сформированы два планерных авиационных полка, которые имели на вооружении по 30 планеров и 12 буксировщиков, различных моделей в том числе и А-7. В 1942 году боевые планеристы стали летать е партизанам и в тыл противника на расстоянии 800 километров. В марте 1943 года планерно- десантное подразделение 3-й воздушной армии провело операцию по снабжению партизан. В операции участвовало 35 планеров А-7 и 30 планеров ГР-29. по ночам к партизанам за 12 суток было доставлено 50 тонн боеприпасов, 150 бойцов-подрывников и 106 человек руководящего состава, а также спецоборудование для партизанской и подпольной работы, включая 5 типографий и 16 радиостанций. Всё это было доставлено за 96 боевых вылетов.

Буксировщики

В качестве буксировщиков для планера А-7, использовались, при проведении испытаний, лётчиками испытательного отряда все наличные самолёты, от Р-5 до ТБ-3, а впоследствии и Ли-2, и «Харрикейн», а за Ил-4 и ТБ-3 испытывали пару и тройку А-7.

Конструкция

«А-7» — широкофюзеляжный высокоплан со свободнонесущим крылом сравнительно большого удлинения, деревянной конструкции.

Крыло - двухлонжеронное, состоит из центроплана, составляющим одно целое с фюзеляжем, и два отъёмных частей крыла.

Шасси — двухколёсное ферменного типа с хвостовым костылём, основное шасси могло убираться в полёте. Колёса баллонного типа. Шасси в полёте убиралось механически из кабины. В этом случае посадка осуществлялась на жёсткую лыжу, расположенную на днище фюзеляжа, при этом длина пробега значительно сокращалась. Амортизация - резиновые пластины, работающие на сжатие. Костыль имеет рессорную амортизацию.

В кабине лётчика на приборной доске имелись следующие приборы: указатель скорости, указатель поворота, вариометр, компас, высотомер. На правом борту фюзеляжа с наружи была установлена трубка Вентури, необходимая для приведения в действие указателя поворота. В кабине лётчика размещены рычаги ручного и ножного управления. Сверху фюзеляжа, на кронштейне была закреплена трубка Пито для указателя скорости.

Управление триммерами руля высоты производится с панели, расположенной слева от лётчика. Посадочные щитки управлялись лебёдкой, штурвал которой был размещён в кабине. Замок для буксировки планера был установлен на лыже впереди первого шпангоута. Буксировался планер за самолётами ДБ-3 и Ил-4. Для отцепки в кабине пилота-планериста была установлен ручка замка.

Технические характеристики

  • Экипаж: 1 человек
  • Вместимость: 7 человек (включая пилота)
  • Нагрузка: 900 кг
  • Длина: 10,54 метра
  • Размах крыла: 18 м
  • Высота: 1,53 м
  • Площадь крыльев: 23,20 м²
  • Масса пустого: 955 кг
  • Масса с нагрузкой: 1760 кг
  • Максимальная масса: 1875 кг

Всё по

Модификации

  • А-7У — учебный, с двойным управлением;
  • А-7Ш — штурманский;
  • А-7Б — бензовоз, для увеличения радиуса действия бомбардировщика, разработан в 1942 году. В планер были установлены два бака общей ёмкостью 1000 л, перекачивающий насос с электроприводом и питанием от аккумуляторов. Перелив топлива осуществлялся по дюритовому шлангу, который крепился к буксировочному тросу.
  • А-7М — модернизированный, со вместимостью 14 человек десанта, был разработан и построен в 1943 году.
Еще по этой теме:
А-5 (планёр)
А-5 (планёр)
А-5 — планёр конструкции К. К. Арцеулова. Построен в 1922 г. Первый раз испытывался неудачно, зимой 1922-23 гг. при буксировке за аэросанями по талому снегу не удалось развить достаточно равномерную
Ку-Ро
Ку-Ро
Тип 3 «Ку-Ро» (яп. 特三号戦車 クロ, также известный как «Со-Ра») — японский лёгкий авиадесантный танк, разработанный на базе лёгкого танка Ке-Ни в 1943—1944 годах. История создания Осенью 1943 года ВДВ
27-й отдельный дивизион бронепоездов
27-й отдельный дивизион бронепоездов
27-й отдельный дивизион бронепоездов - воинская часть вооружённых СССР в Великой Отечественной войне. История Сформирован осенью 1941 года в Омске, бронепоезда построены на Омском
Беляев, Николай Николаевич
Беляев, Николай Николаевич
Николай Николаевич Беляев (1911—1975) — советский конструктор оружейной оптики, главный инженер Главного управления Министерства оборонной промышленности СССР. Награждён шестью орденами Трудового
Емельянов, Иван Яковлевич
Емельянов, Иван Яковлевич
Иван Яковлевич Емельянов (1913—1991) — специалист в области ядерной энергетики. Член-корреспондент АН СССР (1974). Биография После окончания Московского электротехнического института инженеров
FMA I.Ae. 34 Clen Antú
FMA I.Ae. 34 Clen Antú
ФМА I.Ae. 34 Клен Анту (мап. Clen Antú, «Солнечный луч») — аргентинский спортивный планёр. Первый в Аргентине и Латинской Америке планёр аэродинамической схемы «летающее крыло». Был разработан
Комментарии:
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail: