Показать меню

Эрос и цивилизация

16.03.2021
13

«Эрос и цивилизация. Философское исследование учения Фрейда» (англ. Eros and Civilization: A Philosophical Inquiry into Freud) — книга Герберта Маркузе, немецко-американского социолога и философа, представителя франкфуртской школы. Работа, впервые опубликованная в 1955 году, посвящена анализу стратегии развития западной цивилизации и изучению ее репрессивного характера и опирается на концепции З. Фрейда, К. Маркса и М. Хайдеггера. Идеи автора послужили философско-политической платформой для движения «новых левых».

Содержание

Г. Маркузе рассматривает современное состояние цивилизации, основываясь на двух главных инстинктах в человеческой природе — сексуальных и деструктивных, Эросе и Танатосе. Полное и свободное удовлетворение данных влечений в условиях индустриальной цивилизации невозможно, общество подавляет их, заставляет служить себе путем сублимации Эроса и переориентирования Танатоса на внешний мир в форме труда. Репрессивный характер цивилизации согласно Маркузе вызван:

  • усилением прогресса, который ведет к усилению несвободы;
  • культурой, подавляющей инстинкты индивида и забирающей его энергию, делающей его несчастным;
  • господством — прибавочным (дополнительным) принуждением со стороны власти и привилегированных социальных групп;
  • трансформацией принципа удовольствия в принцип реальности — индивид добровольно подавляет тягу к удовольствию и занимается тяжелым трудом в обмен на безопасное стабильное существование и отложенное, но гарантированное удовольствие;
  • главенством принципа производительности — общество определяет уровень жизни через самолеты, автомобили, телевизоры, а не через степень всеобщего удовлетворения основных человеческих потребностей и свободу от вины и страха.

Маркузе призывает перестроить общество и отказаться от репрессивной цивилизации в пользу нерепрессивной, подчеркивая, что предпосылки для постепенного упразднения репрессии создаются достижениями самой репрессивной цивилизации — нужда побеждена, высокий уровень развития науки и техники, автоматизация человеческого труда отменяют необходимость изнурительной трудовой деятельности. На смену Прометею (символ производительности) должны прийти Орфей и Нарцисс (символы удовлетворения, творчества, радости, красоты), гармонизирующие отношения человека и природы. Фантазия и искусство символизируют собой «Великий отказ» — несогласие с подавлением и несвободой. Согласно идеям Маркузе, в нерепрессивной цивилизации произойдет примирение принципов реальности и удовольствия и освобождение Эроса, труд станет либидозным.

Влияние на общество

Критика общества потребления и идеологии индустриального общества, прозвучавшая в работе и затем дополненная в труде Г. Маркузе «Одномерный человек», послужила идейной основой для движения новых левых. В идее «Великого Отказа» новые левые находили опору своим бунтарским действиям.

Критика

Пауль Маттик, марксистский политический обозреватель, отмечает попытку Г. Маркузе объединить идеи марксизма и фрейдизма, продолжая тем самым линию В. Райха. П. Маттик отмечает, что Г. Маркузе интерпретирует идеи З. Фрейда шире, чем сам Фрейд, приписывая им революционный подтекст. Г. Маркузе развивает уже существующие марксистские идеи, в частности, описание общества у него — завуалированное марксистское описание капитализма, тенденций его развития и противоречий. Он считает, что призыв Г. Маркузе к противостоянию современному устройству общества остается лишь философским лозунгом, неприменимым на практике.

Немецкий психоаналитик Райнер Фанк, ассистент философа Эриха Фромма, пишет, что Э. Фромм считал «Эрос и цивилизацию» искажением идей З. Фрейда. Э. Фромм также критиковал революционный подход Г. Маркузе в изучении общества и призывах к новой нерепрессивной цивилизации, в то время как сам Э. Фромм придерживался более реформистских методов воспитания, просвещения и гуманизации.

Джей Мартин, профессор истории Калифорнийского университета, назвал «Эрос и цивилизацию» одной из самых утопичных работ Г. Маркузе. В частности, он критикует теорию памяти, описанную Г. Маркузе, за смешение понятий индивидуальной и коллективной памяти и отсутствие исследования их различий.

Артур Марвик, профессор истории Эдинбургского университета, назвал «Эрос и цивилизацию» ключевой работой пятидесятых годов, сыгравшей важную роль в формировании субкультур 1960-х годов.

Ряд исследователей, в частности Ц. Ч. Хинтибидзе и В. Е. Горозия, отмечают, что маркузеанские идеи относительно нерепрессивного общества, хотя и являются интересными и актуальными, по сути своей противоречивы, нереальны и утопичны и требуют дальнейших исследований.

А. А. Юдин, переводчик и автор предисловия к русскому изданию работы, критикует Г. Маркузе за громкие речи, необоснованные и неподкреплённые определённым планом действий. «Великий Отказ» остается лишь лозунгом, не указывающим конкретной программы действий и тщательно выверенных практических подходов.

В. В. Бочарова, кандидат философских наук, убеждена в актуальности наследия Г. Маркузе для разработки новых теоретических подходов к анализу проблематики насилия в современном обществе. Исследователь подчеркивает, что несмотря на отсутствие должной теоретической проработанности, выдвинутые автором идеи значимы, а исследования, направленные на адаптацию его воззрений к современной общественной деятельности, должны продолжаться.

Еще по этой теме:
Богачи и сверхбогачи
00:04, 13 декабрь
Богачи и сверхбогачи
«Богачи и сверхбогачи» (англ. The Rich and the Super-Rich, в русском издании 1971 года вышла под названием Богачи и сверхбогачи. О подлинных правителях Соединенных Штатов Америки) — книга
Элитаризм
23:30, 12 декабрь
Элитаризм
Элитаризм (фр. élitisme, от фр. elite — лучшее, отборное, избранное) — концепция, постулирующая естественность и позитивность образования в обществе элитных страт. Согласно этой концепции, отсутствие
Пятиединое строительство КНР
05:29, 10 декабрь
Пятиединое строительство КНР
Пятиединое строительство КНР (кит. упр. 五位一体,пиньинь: wǔ wèi yītǐ, палл.: Увэй ити) – это всеобщий генеральный план развития Китайской Народной Республики, выдвинутый на 18-м съезде КПК в 2012 году и
Methodus (книга Мёнха)
16:11, 08 декабрь
Methodus (книга Мёнха)
Methodus plantas horti botanici et agri Marburgensis («Метод растений Марбургского ботанического сада») — опубликованная в 1794 году работа в двух томах, написанная немецким ботаником Конрадом Мёнхом
Большая исламская энциклопедия
06:04, 06 декабрь
Большая исламская энциклопедия
Большая исламская энциклопедия (перс. دائرة المعارف بزرگ اسلامی‎) представляет собой сборник расположенных в алфавитном порядке статей по исламоведению, а также по истории исламской культуры и
Шоню, Пьер
10:54, 03 декабрь
Шоню, Пьер
Пьер Шоню (фр. Pierre Chaunu; 17 августа 1923, Бельвиль-сюр-Мёз, — 22 октября 2009, Кан) — французский историк. Исследовал историю Латинской Америки и историю Европы, главным образом, Франции
Комментарии:
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent