Показать меню

Форнарина

Это статья о натурщице. Для информации о её портрете обратитесь к статье Форнарина (картина).

Форнарина (итал. La Fornarina, «Булочница») (к. XV — 1-я пол. XVI вв.) — полулегендарная возлюбленная и натурщица Рафаэля, чьё настоящее имя было, как считается, Маргерита Лути (итал. Margherita Luti), а своим прозвищем она была обязана профессии своего отца-булочника (итал. fornaio).

Большинство элементов классического мифа о Форнарине сложились в XVIII—XIX вв. Достоверные свидетельства её существования все еще являются предметом исследования.

Биография и работы Рафаэля

Как соглашаются большинство искусствоведов, Форнарина изображена на двух знаменитых картинах Рафаэля — «Форнарина» (1518—1519) и «Донна Велата» (1514—1515). Указывается, что она вероятнее всего послужила прототипом «Сикстинской Мадонны», а также некоторых других женских образов Рафаэля римского периода (называют, например, «Мадонну делла Седия» и «Фригийскую сивиллу», а также фигуру в Станце д’Элиодоро и Психею на фреске виллы Фарнезины).

Основная версия истории её жизни гласит, что Форнарина была дочерью пекаря Франческо Люти из Сиены, жившего в Риме на Виа дель Говьерно Веккьо в районе Трастевере (где до сих пор показывают её дом с «окошком Форнарины», Via Santa Dorotea 20). Как гласят полулегендарные рассказы, девушка была римской любовью художника, который встретил её случайно, влюбился, выкупил её у отца за 3000 золотых и снял ей виллу (как утверждают, в Via di Porta Settimiana).

Рафаэль, «Портрет молодой женщины, или Форнарина», 1518—1519, Галерея Боргезе, Рим

Форнарина оставалась его возлюбленной и натурщицей на протяжении 12 лет, до самой смерти художника. Верностью полюбившему её Рафаэлю, как утверждают, она не отличалась. В частности, отмечается, что она стала любовницей Агостино Киджи, для которого Рафаэль расписал виллу Фарнезина, а также обращала внимание на учеников художника. Источники указывают, что когда папский посланник прибыл к ложу умирающего Рафаэля, этот священник потребовал, чтобы рыдающую девушку удалили из помещения, так как передавать папское напутствие в её присутствии он считает несообразным.

Получив по завещанию после ранней кончины 37-летнего Рафаэля (сплетня гласит, что ему стало плохо в её постели) достаточное состояние, тем не менее, продолжала вести распутную жизнь и стала, как утверждают, одной из самых знаменитых римских куртизанок.

Второй вариант легенды о Рафаэле и Форнарине гласит, что она была его единственной истинной чистой любовью, их взаимное чувство не имело себе равных, и все вышесказанное — неправда.

Павел Муратов отмечает, что после смерти Рафаэля она была насильно пострижена в монастырь, где вскоре и умерла, хотя она могла уйти и сама. Настоящее имя Форнарины было установлено исследователем Антонио Валери, который обнаружил его в рукописи из флорентийской библиотеки и в списке монахинь одного монастыря, где она обозначила себя как вдову Рафаэля.

В произведениях других мастеров

Именем Форнарины также традиционно обозначают два портрета, написанных учениками Рафаэля — Себастьяно дель Пьомбо и Джулио Романо. На протяжении нескольких веков они приписывались самому мастеру, и лишь позже их истинное авторство было установлено. Обнаженная фигура на портрете Романо окутана прозрачной тканью. Дополнительно к этому на коленях натурщицы лежала светло-синяя драпировка, которая открывала только краешек ее левого колена. Эта деталь, оставленная как подсказка, способствовала расчистке картины от позднейшей записи в реставрационных мастерских Государственного музея изобразительных искусств под руководством П. Д. Корина в 1933 году, куда картина была передана из коллекции Эрмитажа.[1] [2] [3] [4] (недоступная ссылка)

Копиями рафаэлевской «Форнарины» являются т. н. «Форнарина Боргезе» (La Fornarina Borghese), написанная в 1530 г. Рафаэллино дель Колле и «Портрет женщины, называемый ла Форнарина, или Виктория Колонна» (Portrait of a Woman, Called La Fornarina or Vittoria Colonna), созданный в сер. XVI в. художником римской школы. «Форнарина Боргезе» повторяет настоящую рафаэлевскую, но без пейзажного фона.

  • Рафаэль, «Сикстинская Мадонна», 1512—1513 г., Галерея старых мастеров, Дрезден

  • Рафаэль, «Мадонна делла Седиа, или Мадонна в кресле», 1514, Палаццо Питти, Флоренция

  • Себастьяно дель Пьомбо, «Форнарина», 1512 г. Уффици, Флоренция

  • Джулио Романо, «Дама за туалетом, или Форнарина», ГМИИ (передана из Эрмитажа)

  • Энгр, «Рафаэль и Форнарина»

Сюжет изображения влюбленной пары «художник-натурщица» стал пользоваться вниманием живописцев XIX в. эпохи романтизма и историзма. Образ Форнарины с одноименного портрета Рафаэля использовал художник XIX в. Энгр в своих картинах «Большая одалиска» и «Рафаэль и Форнарина» (5 работ), а также Франсуа Эдуар Пико в своем «Рафаэле и Форнарине». Изображение влюбленной пары можно найти и в ювелирных украшениях, например, 1880-х гг. Серию рисунков на эту тему выполнил Пикассо в 1968 г., сюжетом которых является изображение резвящейся парочки, за которой подглядывают папа римский, Микеланджело, и т. д., выглядывающие из-под кровати или из-за занавеси.

В опере А. С. Аренского «Рафаэль» Форнарина — главное действующее женское лицо. В 1944 г. в Италии был снят фильм «Форнарина». Маргерита Лути — один из трёх персонажей французского эротического фильма 1979 г. «Три аморальные женщины» (Les Héroïnes du mal), реж. Валериан Боровчик.

Диана Хэгер в романе «Рубин Рафаэля» для построения конспирологической теории использует тот факт, что рентген позволил обнаружить на руке модели в картине «Форнарина» рубиновое кольцо, возможно обручальное, позже записанное.

Латышский писатель Зигмундс Скуиньш в 1964 г. написал роман «Форнарина».

Энгр, «Большая одалиска», 1814, Лувр, Париж
Еще по этой теме:
Доменико Беккафуми
Доменико Беккафуми
Доменико Беккафуми (итал. Domenico di Giacomo di Pace Beccafumi, 1486, Монтаперти (ныне Кастельнуово-Берарденга, провинция Сиена) — 18 мая 1551, Сиена) — итальянский художник-маньерист сиенской
Мать и дитя (Овальное зеркало)
Мать и дитя (Овальное зеркало)
«Мать и дитя (Овальное зеркало)» (англ. Mother and Child (The Oval Mirror)) — картина американской художницы Мэри Кэссетт, написанная около 1898 года. В настоящее время картина находится в собрании
Вианелло, Гвидо
Вианелло, Гвидо
Гвидо Вианелло (итал. Guido Vianello; род. 9 мая 1994, Рим, Лацио, Италия) — итальянский боксёр-профессионал, выступающий в тяжёлой весовой категории. Участник Олимпийских игр в Рио-де-Жанейро (2016)
Мадонна в беседке из роз
Мадонна в беседке из роз
Мадонна в беседке из роз — картина Мартина Шонгаэура, созданная в 1473 году для церкви Святого Мартина в Кольмаре, но затем перемещённая в Доминиканскую церковь. В некоторых источниках картину
Аполлон и Дафнис
Аполлон и Дафнис
«Аполлон и Дафнис» (итал. Apollo e Dafni) — картина на мифологический сюжет работы Пьетро Перуджино, выполненная им в 1495 году. Она была продана парижскому Лувру в 1883-м, где выставляется до сих
Гандольфо, Джузеппе
Гандольфо, Джузеппе
Джузеппе Гандольфо (итал. Giuseppe Gandolfo; 28 августа 1792, Катания, Королевство Сицилия — 13 сентября 1855, там же) — итальянский художник, писавший картины в стиле неоклассицизма. Биография
Комментарии:
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail: