Показать меню

Douglas X-3

Douglas X-3 Stiletto — американский экспериментальный самолёт фирмы «Дуглас».

Конструкция

Douglas X-З представляет собой моноплан обычной схемы с нормальным оперением. Крыло самолёта прямое, трапециевидное. Профиль крыла ромбовидный. Площадь крыла без подфюзеляжной части составляет 9,3—10,2 м². На крыле имеются обычные элероны, щелевые закрылки, опускающиеся носки и перегородки для предотвращения стекания пограничного слоя. Для подвески элеронов и носков установлены наружные узлы, в связи с чем под крылом имеются длинные обтекатели. В связи с большими нагрузками (порядка 1000 кг/м²) крыло было изготовлено из титана и имеет сплошное сечение (за вычетом каналов для проводок управления). Фюзеляж самолёта отличается весьма большим удлинением (длина его втрое больше размаха крыла) и заострённым носом, который переходит в низкий фонарь с острыми гранями. В угоду хорошему обтеканию пришлось поступиться удобствами лётчика, который сидит в слегка наклоненном положении с левой стороны кабины. Оперение самолёта обычное: киль небольшой площади имеет руль направления, горизонтальное оперение целиком поворотное. Все органы управления, очевидно, снабжены необратимыми гидроусилителями. Возможно, что имеется демпфер рыскания. По бокам фюзеляжа размещаются два ТРД Вестингауз J-34-17 с форсажной камерой, между которыми установлен топливный бак. Воздухозаборники помещены в верхней части фюзеляжа, непосредственно за кабиной. Выхлопные сопла выходят под фюзеляжем сзади крыла. Самолёт Х-3 являлся, в сущности, летающей аэродинамической лабораторией, и поэтому на нём было установлено большое количество испытательного и экспериментального оборудования, специально разработанного NACA. В фюзеляже размещено около 550 кг экспериментального оборудования, на поверхностях самолёта имеется 850 дренажных отверстий для замера давления, 185 электротензометров измеряют воздушные нагрузки и напряжения, в 150 точках замеряются и регистрируются температуры на обшивке.

Система жизнеобеспечения и спасения

Для создания нормальных жизненных условий в кабине на самолёте установлена мощная система кондиционирования воздуха. Носовая часть фюзеляжа охлаждается топливом, циркулирующим под обшивкой. Система спасения лётчика, разработанная фирмой «Дуглас» для самолёта Х-3, состоит в основном из катапультируемого вниз кресла со стабилизирующими поверхностями. На высоте 4500 м лётчик автоматически отделяется от кресла и опускается до земли на обычном парашюте. Если покидание самолёта происходит на меньших высотах, лётчик отделяется от кресла через три секунды после выбрасывания.

История

Контракт на проектирование и постройку экспериментального самолёта, способного достичь числа М = 3, был заключён с фирмой «Дуглас» в 1947 году. Работы над постройкой самолёта, получившего обозначение X-З, продолжались пять лет. В процессе изысканий фирма «Дуглас» изучила более 60 вариантов разнообразных схем самолёта со всеми возможными типами силовых установок: ТРД, ПВРД и ЖРД — по отдельности и в различных сочетаниях. Для постройки был принят вариант с двумя ТРД Вестингауз J-40, дающими суммарную тягу около 7700 кг. Постройка самолёта была закончена в ноябре 1951 года, но из-за трудностей с двигателями, которые давали значительно меньшую тягу, чем было заявлено в проекте, лётные испытания задержались почти на целый год. В октябре 1952 года состоялся первый полёт самолёта Douglas X-З.

Финал

Осенью 1956 года NASA закончил испытания самолёта Х-3 и передал его ВВС США для дальнейшего использования. С самолёта было снято 545 кг испытательного оборудования. Из-за ограниченной тяги двух ТРД самолёт был использован только для экспериментов при околозвуковых и небольших сверхзвуковых скоростях.

Тактико-технические характеристики

Приведенные характеристики соответствуют модификации XF-85. Источник данных: Characteristics Summary.

Технические характеристики
  • Экипаж: 1 (пилот)
  • Длина: 20,36 м
  • Размах крыла: 6,92 м
  • Высота: 3,81 м
  • Площадь крыла: 15,47 м²
  • Масса пустого: 6507 кг
  • Нормальная взлётная масса: 10 160 кг
  • Объём топливных баков: 3766 л
  • Силовая установка: 2 × ТРДФ Westighouse J34-WE-17
    • Бесфорсажная тяга: 2 × 15,0 кН (1529 кгс)
    • Форсажная тяга: 2 × 21,8 кН (2223 кгс)
Лётные характеристики
  • Максимальная скорость: 1120 км/ч (0,987М) на 6096 м
  • Скорость сваливания: 324 км/ч
  • Практический потолок: 11 582 м
  • Продолжительность полёта: 60 мин
  • Скороподъёмность: 96,5 м/с
  • Время набора высоты: 10668 м за 5,3 мин
  • Тяговооружённость: 0,44
  • Длина разбега: 1859 м
Еще по этой теме:
А-5 (планёр)
22:00, 07 январь
А-5 (планёр)
А-5 — планёр конструкции К. К. Арцеулова. Построен в 1922 г. Первый раз испытывался неудачно, зимой 1922-23 гг. при буксировке за аэросанями по талому снегу не удалось развить достаточно равномерную
PZL-104 Wilga
18:07, 17 декабрь
PZL-104 Wilga
ПЗЛ-104 «Вильга» (польск. PZL-104 Wilga, «Иволга») — польский лёгкий учебно-спортивный самолёт. Спроектирован и производился компанией PZL. Описание самолёта По схеме самолёт представляет собой
Douglas DC-4
16:52, 11 декабрь
Douglas DC-4
Douglas DC-4 — американский четырёхмоторный поршневой авиалайнер. Разработан и серийно производился предприятием Douglas Aircraft Company с 1938 по 1947 годы в пассажирских и транспортных
Связанная система координат
15:09, 11 декабрь
Связанная система координат
Во время полёта самолёт может описывать сложную траекторию в пространстве. Для описания этого движения вводят оси, связанные с самолётом, и описывают их движение относительно другой системы
И-15 бис
07:14, 08 декабрь
И-15 бис
И-15 бис (И-152, И-15бис, ЦКБ-3 бис) — советский одномоторный истребитель-полутораплан 1930-х годов, созданный в ОКБ Поликарпова как дальнейшее развитие И-15. История Разработка новой модификации
FMA I.Ae. 34 Clen Antú
07:04, 02 декабрь
FMA I.Ae. 34 Clen Antú
ФМА I.Ae. 34 Клен Анту (мап. Clen Antú, «Солнечный луч») — аргентинский спортивный планёр. Первый в Аргентине и Латинской Америке планёр аэродинамической схемы «летающее крыло». Был разработан
Комментарии:
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail: