Венера Капуанская
Венера Капуанская (итал. Afrodite di Capua) — древнеримская мраморная статуя II ст. н. э., которая хранится в Национальном археологическом музее Неаполя. Изображает богиню Венеру, которая пишет на щите, и представляет собой римскую адаптацию классического греческого типа Афродиты Коринфской.
Описание
Была найдена в XVIII веке в развалинах древнеримского амфитеатра в Капуя. Одной ногой богиня опирается на шлем, что, видимо, должно выразить идею об её победоносном могуществе — идею о том, что против её власти ничто не может устоять (Афродита-Никифорос, то есть Победительница). В руке, предположительно, она держала полированный щит, в который смотрелась, как в зеркало — типичное для женщины использование смертоубийственного оружия.
Статуя высечена из одного блока каррарского мрамора вместе с цоколем. Утраченные руки были восстановлены: левая рука в воздухе, правая опущена, что должно напоминать позу пряхи. Верхняя правая часть цоколя вырезана для размещения рядом фигуры Амура, которая в дальнейшем была убрана.
Сравнение с другими статуями
Афродита Коринфская
Голландско-английский археолог Джеймс Миллинген, изучая в 1826 году статую, сопоставил ее с изображениями на римских монетах Коринфа. На них видно богиню с вытянутыми в стороны руками, которая держит щит. На некоторых монетах она изображена в храме, который расположен на горе: очевидно, это храм Афродиты на Коринфском акрополе, где согласно Павсаний стояла статуя Афродиты «вооружённой». По мнению немецкого археолога Адольфа Фуртвенглера, её автором был скульптор IV века. до н. э., возможно Скопас. Афродита смотрит на себя в бронзовый щит Ареса, известного из поэмы «Аргонавтика» Аполлодора Родосского. Фуртвенглер считал Венеру Капуанскую точной копией древнегреческой статуи.
Венера Милосская
Венера Капуанская часто сравнивается с Венерой Милосской, их объединяет много общих черт: обнаженный торс, положение ног и очень характерная драпировка из ткани. Обе являются отсылкой к греческому оригиналу — Афродиты Коринфской.
Существуют различия в причёске, в драпировке и объеме тела в пространстве (у Венеры Капуанской более приземистый). Различия также проявляются в стиле и в исполнении эллинистической и римской скульптуры.
Важным отличием является положение головы, так как оно меняет форму художественного выражения. У Венеры Милосской голова поставлена прямо, у Венеры Капуанской наклонена. Это означает, что первая на самом деле смотрит на своё отражение в щите, тогда как вторая смотрит на свою руку и пишет на щите. Венера Капуанская является одним из вариантов, созданных римскими скульпторами по образцу Афродиты Коринфской, эту модель они также использовали для изображения Виктории, которая пишет на щите.