Показать меню

Дарахвелидзе, Георгий Юрьевич

04.07.2021
31

Георгий Юрьевич Дарахвелидзе (род.7 февраля 1985, Волгодонск, Ростовской области, Россия) — российский киновед, кинокритик. Автор двенадцати монографий по киноискусству, включая 7-томное произведение «Ландшафты сновидений. Кинематограф Майкла Пауэлла и Эмерика Прессбургера».

Творческая биография

Георгий Дарахвелидзе родился в г. Волгодонске. В возрасте 15 лет окончил среднюю школу с «Золотой медалью», в том же году поступил во Всероссийский государственный институт кинематографии (ВГИК) на сценарно-киноведческое отделение, курс Лидии Алексеевны Зайцевой.

С 2000 года начал публиковаться в журналах о кино: «Total DVD», где опубликовал свыше ста рецензий, Киноведческие записки, Искусство кино, в газете «Экран и сцена».

С 2002 по 2004 год — обозреватель на сайте film.ru.

В 2005 году окончил ВГИК с «красным дипломом» и поступил в аспирантуру.

В 2005 году Кирилл Разлогов, профессор, доктор искусствоведения, знакомит Георгия Дарахвелидзе с Тамарой Трубниковой (Издательство «Глобус-пресс», Винница), которая становится постоянным издателем автора.

В 2006 году выходит первая книга Георгия Дарахвелидзе «Жан-Пьер Мельвиль. Короткие встречи в красном круге». По мнению Кирилла Разлогова, достоинством книги является стилистика изложения, максимально приближённая к творческой манере Мельвиля. В результате читатель проникается той особой интонацией, которая составляет неотъемлемую часть работ режиссёра.

В 2005 году Георгий Дарахвелидзе начал работать в Программной Дирекции телеканала Россия-1 специалистом по зарубежному кино, а в 2006 году оставил работу на телевидении, и, уже обучаясь в аспирантуре, приступил к написанию многотомного киноисследования по теме диссертации «Ландшафты сновидений. Кинематограф Майкла Пауэлла и Эмерика Прессбургера» о жизни и творчестве классиков английского кино Майкле Пауэлле (Michael Powell) и Эмерике Прессбургере (Эмерихе Прессбургере, Emeric Pressburger). В предисловии к первому тому Кирилл Разлогов, профессор, доктор искусствоведения, написал об авторе так:

На обширном поле современной литературы о кино фундаментальные исследования становятся чуть ли не археологической редкостью…Тем интереснее обнаружить книгу, в которой молодой исследователь берет на себя труд собрать, обобщить и проанализировать весь доступный материал по творчеству художников.

Работа над монографией «Ландшафты сновидений. Кинематограф Майкла Пауэлла и Эмерика Прессбургера» продолжалась двенадцать лет, с 2007 по 2019 годы. За это время писатель несколько раз побывал в библиотеке Британского института кино; по приглашению сына Майкла Пауэлла — Коламбы Пауэлла (Columba Powell), исполнившем в «Наблюдающем» роль главного героя в детстве, посетил дом, где жил и провёл последние годы жизни Майкл Пауэлл, и получил доступ к личной библиотеке Майкла Пауэлла.

Татьяна Алешичева в своей статье «Пауэлл, Прессбургер и все-все-все» пишет, что

…книга Дарахвелидзе может рассказать об истории британского кино больше и интереснее иного учебника. Свой предмет он знает досконально: чуть только в рассказе об «Арчерах» появляется значимое событие или фигура, о них тут же прилагается подробный рассказ.

В 2010 Коммерсантъ после выхода первого тома написал:

Автор самого, пожалуй, яркого киноисследования последних лет возмутительно молод и трудоспособен. Будучи к 21 году автором монографии о Жан-Пьере Мельвиле, в 23 Георгий Дарахвелидзе выпустил 700-страничный том, являющийся лишь первой частью исследования жизни и творчества британских режиссёров Майкла Пауэлла и Эмерика Прессбургера.

В 2018-м году вышел в свет 5-й том монографии «Ландшафты сновидений. Кинематограф Майкла Пауэлла и Эмерика Прессбургера».

Олег Погодин, кинорежиссёр, в предисловии к 5-му тому написал:

Весь мир бескрайнего текста Дарахвелидзе — это киноведческая пустыня Гоби, которую автору мало пересечь, ему нужно попутно оросить её и возделать…, молодой человек взялся за ревизию истории кино и создал беспрецедентную по свежести искусствоведческого взгляда панораму…

В 2018 году вышла ещё одна книга Георгия Дарахвелидзе «Студия Ealing» — о британской киностудии, фильмы которой вошли в золотой фонд киноискусства.

В 2019 году вышел в свет 6-й, автобиографический том монографии «Ландшафты сновидений. Кинематограф Майкла Пауэлла и Эмерика Прессбургера». Работа над ним длилась с 2017 по 2019 годы.

7-й, заключительный (автобиографический) том «Ландшафтов сновидений» вышел в конце 2019-го года.

За ним последовала книга «Дэвид Мамет и кино» (2020), посвящённая творчеству выдающегося американского театрального драматурга, сценариста и кинорежиссёра Дэвида Мамета (Мэмета). Обе эти книги были напечатаны ещё в начале 2020 года, но задержались с выходом из-за пандемии COVID-19. За это время Георгий Дарахвелидзе написал ещё одну книгу — «Философия Пауэлла и Прессбургера», которая представляет собой спин-офф (ответвление) «Ландшафтов сновидений» и рассказывает о влиянии некоторых ключевых философских текстов на творчество Майкла Пауэлла и Эмерика Прессбургера. Эта книга была выпущена московским издательством «Эксмо-Digital» в электронном виде в августе 2020 года.

Также в октябре 2020 года у Дарахвелидзе вышел «Киноальманах „3-в-1“»: книга из трёх новелл, посвящённых проблемам отношений Запада и Востока в американском кино разных лет. В книгу вошли новеллы «Гонконг в Голливуде» (о гонконгских режиссёрах, актёрах и других творческих кадрах, работавших в Голливуде с 1990-х годов до наших дней — таких как Джон Ву, Чоу Юньфат и др.), «Хорроры Вэла Лютона» (о культовом американском продюсере русского происхождения Вэле Льютоне) и «Джордж К. Скотт — американский актёр» (о знаменитом американском актёре театра и кино Джордже К. Скотте).

Статья Дарахвелидзе о выдающемся голландском кинорежиссёре Алексе ван Вармердаме, написанная в возрасте 19 лет для сайта film.ru в дни проведения Московского международного кинофестиваля (ММКФ) 2004 года, вошла в сборник критических статей «Алекс ван Вармердам: Чёрный смех» (2020). Книга вышла в издательстве «Опустошитель» в рамках серии «Камушек в ботинке», название которой отсылает к известному суждению Ларса фон Трира о том, что «фильм должен быть подобен камешку в ботинке», хотя Дарахвелидзе известен как противник этой идеи.

Удовлетворенный сотрудничеством с «Эксмо-Digital», Дарахвелидзе отправил в конце октября 2020 года еще одну рукопись в это издательство. Книга под названием «Ранние кинотексты (2000-2006)», представляющая собой практически полную подборку студенческих работ времен обучения автора во ВГИКе и избранных газетно-журнальных публикаций обозначенного периода, была сразу же принята к рассмотрению и опубликована в течение месяца. Автор принимал участие в разработке дизайна обложки.

В мае 2021 года Дарахвелидзе выпустил в издательстве «Эксмо-Digital» новую книгу «Неоконченные киносценарии», которую готовил с 2013 года. В ней Дарахвелидзе делится с читателями своими идеями для киносценариев. Замыслы проектов с участием звезд мирового экрана выстроены в виде кругосветного путешествия с остановками в различных мировых культурах. Цветные и черно-белые, немые, звуковые и «частично звуковые», игровые и анимационные, с монтажом под музыку или традиционным нарративным монтажом, 17 «с половиной» сценариев пересекаются между собой и местами основаны на автобиографических мотивах, выражают эстетическую и философскую позицию автора.

Книги Георгия Дарахвелидзе находятся в Санкт-Петербургской Государственной театральной библиотеке (Театральная библиотека Санкт-Петербурга), в Библиотеке ВГИК, в Библиотеке киноискусства им. С. М. Эйзенштейна и в Российской Государственной библиотеке.

Награды

Приз XXII Международного кинофестиваля ВГИК — статуэтка «Человек с киноаппаратом» за лучшую публикацию в профессиональном издании (2002).

Премия имени С. В. Комарова за книгу «Жан-Пьер Мельвиль. Короткие встречи в красном круге» (2005).

Диплом Гильдии Киноведов и Кинокритиков России Премии «Слон» за книгу «Ландшафты сновидений. Кинематограф Майкла Пауэлла и Эмерика Прессбургера» 1 том (2008).

Произведения

Статьи

  • Дарахвелидзе Георгий. Слушаем кукушку, да не слышим (неопр.). film.ru. (2002). Дата обращения: 2 августа 2017.
  • Дарахвелидзе Георгий. Восемь femmes. И все — fatale (неопр.). film.ru. (2002).
  • Дарахвелидзе Георгий. Московский фестиваль в кадре и за кадром (неопр.). film.ru. (2002).
  • Дарахвелидзе Георгий. Униженные и отмороженные (неопр.). film.ru. (2002).
  • Дарахвелидзе Георгий. Портрет клоуна в старости (неопр.). Киноведческие записки (2003).
  • Дарахвелидзе Георгий. Кино-глаз. Смерть в глазах смотрящего (неопр.). Киноведческие записки (2003).
  • Дарахвелидзе Георгий. Тот, кто заявил: «Я — кино». Портрет Майкла Пауэлла (неопр.). Искусство кино (2008).
  • Дарахвелидзе Георгий. Ландшафты сновидений. Реальная и воображаемая природа (неопр.). Искусство кино (2008).

Книги

  • Дарахвелидзе Георгий. Жан-Пьер Мельвиль. Короткие встречи в красном круге. — Изд. Глобус-пресс. Винница. 2006. — 160 стр. ISBN 966-8300-00-9
  • Дарахвелидзе Георгий. Ландшафты сновидений. Кинематограф Майкла Пауэлла и Эмерика Прессбургера. Том 1 — 7. — Изд. Глобус-пресс. Винница. 2008—2019. (720 стр. — 568 стр. — 372 стр. — 404 стр. — 360 стр. — 521 стр. — 394 стр.) ISBN 966-8300-34-3, ISBN 567-966-8314-52-7, ISBN 567-966-8314-52-7, ISBN 567-966-8314-57-2
  • Дарахвелидзе Георгий. Студия Ealing. — Изд. Глобус-пресс. Винница. 2018. — 210 стр. ISBN 547-966-8300-43-2
  • Дарахвелидзе Георгий. Дэвид Мамет и кино. — Изд. Глобус-пресс. Винница. 2020. — 196 стр. ISBN 547-966-8300-43-2
  • Дарахвелидзе Георгий. Философия Пауэлла и Прессбургера. — Изд. Эксмо-Digital. 2020. — 110 стр.
  • Дарахвелидзе Георгий. «Киноальманах „3-в-1“». — Изд. ВАШ ФОРМАТ. 2020. — 204 стр. ISBN 978-5-00-147210-0
  • Дарахвелидзе Георгий. Одиночество бегуна на длинную дистанцию (статья в книге «Алекс ван Вармердам: Чёрный смех»). Изд. Опустошитель. М. 2020. — 196 стр. ISBN 978-5-7012-0019-5
  • Дарахвелидзе Георгий. Ранние кинотексты (2000-2006). — Изд. Эксмо-Digital. 2020. — 860 стр.
  • Дарахвелидзе Георгий. Неоконченные киносценарии. — Изд. Эксмо-Digital. 2021. — 330 стр.
Еще по этой теме:
Назайкинский, Евгений Владимирович
00:53, 19 декабрь
Назайкинский, Евгений Владимирович
Евгений Владимирович Назайкинский (12 августа 1926, Новая Малыкла, Ульяновская губерния — 3 апреля 2006, Москва) — советский и российский музыковед, преподаватель. Доктор искусствоведения, профессор.
Макушин, Виктор Юрьевич
02:15, 18 декабрь
Макушин, Виктор Юрьевич
Виктор Юрьевич Макушин (род. 17 августа 1971 года) — украинский скульптор. Биография С 1985 года учился в Ленинградской средней художественной школе им. Б. В. Иогансона (c 1 декабря 1992 года —
Дарахвелидзе, Георгий Юрьевич
11:08, 16 декабрь
Дарахвелидзе, Георгий Юрьевич
Георгий Юрьевич Дарахвелидзе (род.7 февраля 1985, Волгодонск, Ростовской области, Россия) — российский киновед, кинокритик. Автор двенадцати монографий по киноискусству, включая 7-томное произведение
Рыбаков, Владимир Юрьевич
01:49, 15 декабрь
Рыбаков, Владимир Юрьевич
Владимир Юрьевич Рыбаков (род. 7 августа 1956 года, Ярославль) — советский и российский тренер высшей категории по лёгкой атлетике. Заслуженный тренер России (2004). Биография Владимир Юрьевич
Тулупов, Виктор Дмитриевич
16:05, 13 декабрь
Тулупов, Виктор Дмитриевич
Виктор Дмитриевич Тулупов (род. 1931) — советский и российский учёный, доктор технических наук, профессор. Автор свыше 100 научных трудов, в том числе 7 монографий, а также нескольких патентов.
Павлюченко, Георгий Иванович
22:06, 08 декабрь
Павлюченко, Георгий Иванович
Георгий Иванович Павлюченко (1888, Ростов-на-Дону, Российская империя — 1955) — советский поэт и сценарист. Биография Родился в 1888 году в Ростове-на-Дону. В 1913 году поступил на
Комментарии:
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail: