Показать меню

Кхатванга

Кхатванга (санскр.: खट्वाङ्ग – khaṭvāńga; тиб.: kha tvang ga) в индуизме и в буддизме вид короткого посоха, жезла или дубины. Изначально был видом оружия; в дальнейшем превратился в ритуальный атрибут богов в яростных ипостасях и садху, следующих «путём левой руки» (вамамарги или вамачары).

khaṭvāńga

В индуизме

В индуизме кхатванга является как атрибутом Шивы и Парвати в их яростных ипостасях – Рудра, Бхайрава, (Шива), Кали, Дурга (Парвати) – так и садху, следующих путём агхоры (в шиваизме) и вамачарины («путь левой руки» в шактизме). Представляет собою жезл или дубину, реже посох, часто квадратного сечения или многогранник с одним-тремя черепами. Черепа либо вырезаются при создании кхатванги, либо берутся человеческие черепа (часто небольшого размера) и насаживаются на предварительно обточенную палку.

Изначально кхатванга изготавливалась из костей людей или животных – в основном, из длинных костей рук или ног. В настоящее время кхатванги из костей редки – их делают из дерева или метала.

В некоторых случаях к кхатванге может дополнительно прикрепляться металлический трезубец-тришула (к верхней части) – приматывают тканью или вставляют в проделанное продольное отверстие; иногда под трезубцем крепится горизонтальная перекладина.

Также кхатванга может быть обмотана полосами ткани – частично или по всей длине; могут быть подвешены колокольчики, рудракша (отдельными зёрнами или мала целиком), ленты, украшения.

Роберт Бир (Robert Beer) в своей книге «Справочник тибетского буддизма» пишет, что кхатванга в древности была непременным атрибутом аскетов-шиваитов, в основном представителей школы капалика или пашупата. Она также была непременным атрибутом тех, кто совершал многолетние (минимум 12 лет) покаяния из-за непреднамеренного убийства представителя варны брахманов – они должны были вести отшельнический образ жизни, жить в местах кремации или в лесах, просить подаяние с чашей-капалой из человеческого черепа, носить одежду из пеньки или конопли, собачьи или ослиные шкуры и всегда иметь при себе череп убитого ими брахмана.

В древности кхатванга имела в первую очередь чисто утилитарное значение – это было достаточно грозное оружие в умелых руках. Позднее, примерно с III-V веков н. э., она приобретает ритуально-символическое значение.

В буддизме

Кхатванга – ритуальный жезл, чья верхняя часть состоит из сосуда с нектаром бессмертия, стоящего на ваджре, двух голов и черепа, увенчанного ваджрой или трезубцем. В буддийской иконографии этот атрибут имеют Гуру Падмасамбхава, богиня Ваджраварахи и некоторые другие божества.

Еще по этой теме:
Смартизм
09:00, 01 апрель
Смартизм
Смартизм (или смарта-сампрадая, традиция смарты) — одно из основных направлений индуизма. Смартизм является реформированной древней брахманской традицией. Ведущей философской системой смартизма
Брахма
22:31, 16 декабрь
Брахма
Брахма, уст. также Брама; санскр. ब्रह्मा, Brahmā IAST) — бог творения в индуизме. Наряду с Вишну и Шивой является одним из богов Тримурти. Супруга Брахмы — богиня знания и учёности Сарасвати. Брахму
Три тела
06:35, 13 декабрь
Три тела
Три тела - Шарира Трая (санскрит शरीर त्रय, IAST:śarīra traya IAST) — доктрина в индуизме, согласно которой человеческое существо состоит из трех тел. Эти тела часто отождествляются с пятью кошами –
Шива-гита
15:02, 10 декабрь
Шива-гита
Шива-гита (санскр. शिवगीता — Песнь Шивы) — 16 глав (768 стихов) Патала-кханды (или Уттара-кханды, согласно различным редакциям) Падма-пураны. Шива-гита присутствует не во всех известных редакциях
Пуштимарга
02:38, 04 декабрь
Пуштимарга
Пуштимарг(а) (санскр. «Путь Процветания [души]») — течение в индуизме, основанное ачарьей Валлабхой. Пуштимарга является ветвью бхакти, относящейся к вайшнавизму и кришнаизму. Философской основой
Шеша
18:47, 03 декабрь
Шеша
Шеша или Ананта-шеша (санскр. अनन्‍त शेष, Ananta Śeṣa IAST «бесконечный Шеша») — одна из форм Бога в индуизме и ведизме — тысячеголовый змей, царь всех нагов. Шеша выступает олицетворением вечного
Комментарии:
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail: