Показать меню

Экспедиция подводных работ особого назначения

08.08.2021
27

Экспедиция подводных работ особого назначения (ЭПРОН) — Ордена Трудового Красного Знамени государственная организация особого назначения, в Союзе ССР, занимавшаяся подъёмом кораблей, судов и подводных лодок и другими подводными работами.

Создана приказом Председателя ОГПУ при СНК СССР № 528, от 17 декабря 1923 года. До 1931 года находилась в ведении ОГПУ, в 1931 году передана Народному комиссариату путей сообщения, в 1936 году — Наркомату водного транспорта, в 1939 году — Народному комиссариату морского флота. В 1941 году ЭПРОН был передан в состав ВМФ ВС Союза ССР и в 1942 году преобразован в Аварийно-спасательную службу ВМФ.

История

С 1908 года флотский инженер и кладоискатель-любитель Владимир Сергеевич Языков настойчиво пытался организовать работы по подъёму английского парусного корабля HMS Prince. Во время Крымской войны в роковой день 14 ноября 1854 года его выбросило ураганом на скалы и он затонул под Балаклавой С 1870-х годов «Принца» искали немцы, французы, норвежцы, экспедиция итальянского инженера Джузеппе Рестуччи, так как предполагалось, что он вёз 200 000 фунтов стерлингов золотом.

В начале 1923 года В. С. Языков попал на приём к главе ГПУ при НКВД РСФСР Генриху Ягоде и сумел заинтересовать его идеей подъёма «Принца». Инициативная группа (В. С. Языков, Д. А. Карпович и инженер-механик Е. Г. Даниленко, по проекту которого должен был строиться глубоководный снаряд для подъёма «Принца») была зачислена на довольствие ГПУ. 13 марта 1923 года Ягода отдал приказ о создании ЭПРОН при ГПУ, утверждении её первого штата и начальника — В. С. Языкова.

Розыски «Принца» успехов не принесли, но в 1924—1928 годах ЭПРОНу удалось поднять подводную лодку «Пеликан», затопленную в конце января 1920 года белыми при входе в одесскую гавань, эскадренный миноносец «Дзержинский» (бывшая «Калиакрия»), британскую подводную лодку L-55. В 1929 году под эгидой ЭПРОНа фактически было сконцентрировано всё водолазное и судоподъёмное дело на всех морях и реках СССР. ЭПРОН был награждён орденом Трудового Красного Знамени в 1929 году.

Военизированный морской водолазный техникум ЭПРОН, с 1955 г. Балаклавский Дом офицеров флота.

В 1924 году в Балаклаве в здании гостиницы «Гранд-отель» были открыты первые в СССР водолазные курсы. В 1930 году на базе этих курсов в новом здании был открыт Военизированный морской водолазный техникум ЭПРОНа, который готовил водолазные кадры и занимался исследовательской деятельностью.

Реорганизация ЭПРОНа

2 марта 1931 года было образовано Главное управление ЭПРОН.

В 1934 году, по рекомендации академика А. Н. Крылова, на работу в ЭПРОН был приглашён Рубен Орбели, ставший впоследствии основоположником гидроархеологии в СССР.

Один из первых в кинематографе СССР примеров удачного применения подводных киносъёмок оператором Соломоном Беленьким стал фильм "Сокровище погибшего корабля" (Ленфильм, 1935). Эпизод фильма показывает вскрытие сейфа газовой горелкой внутри затонувшего корабля. Съёмки консультировали и организовывали водолазы ЭПРОН. К рекламном издании напечатано обращение к зрителям начальника ЭПРОН Алексеева.

К 1941 году ЭПРОН в своём составе насчитывал свыше трёх тысяч человек. Имел подразделения в Ленинграде, Архангельске, Баку, Одессе, Новороссийске, Туапсе, Керчи, Астрахани, Владивостоке, Хабаровске. ЭПРОНом были выполнены работы по подъёму 450 судов и кораблей общим водоизмещением 210 тысяч тонн, спасено 188 аварийных судов.

Подразделение Военно-Морского Флота СССР

Великая Отечественная война внесла свои изменения в структуру ЭПРОНа, он как бы раздвоился: часть его вошла в состав Военно-морского флота и в 1941 году была переименована в Аварийно-спасательную службу ВМФ, затем преобразован в аварийно-спасательную службу ВМФ (с 1979 года поисково-спасательная служба ВМФ). За годы войны аварийно-спасательная служба ВМФ СССР оказала помощь 745 судам, сняла с мели 840, подняла 1920 кораблей, судов и катеров общим водоизмещением свыше 1 млн тонн.

Главное военно-речное управление (ГВРУ) ЭПРОНа было передано Министерству речного флота, на базе которого было создано Управления подводречстроя — для подъема затонувших судов и военной техники на внутренних водоемах страны. https://infosel.ru/history/zarafshan/5

Рота особого назначения Балтийского флота

Согласно приказу Наркома ВМФ СССР от 11 августа 1941 года при разведотделе Балтийского флота была сформирована «Рота особого назначения» (РОН) в составе 146 единиц, укомплектована командирами и водолазами, получившими специальную подготовку в Военно-морской медицинской академии и подразделениях ЭПРОНа. Командиром роты был назначен лейтенант И. В. Прохватилов. Формирование просуществовало всю ВОВ и было расформировано в 1945 году.

Судьба организации в новейший период истории; производные организации

4 января 1947 года приказом Главного Военно-речного управления Министерства речного флота СССР был создан Ленинградский отряд судоподъемных и аварийно спасательных работ. Ленинградский отряд был создан для несения аварийно-спасательной службы, проводки судов по внутренней водной сети, подъёма затонувших во время войны судов, расчистки фарватеров рек от обрушенных мостовых конструкций, обеспечения строительства новых мостов.

На протяжении своей истории отряд, в зависимости от ставившихся перед ним задач, несколько раз менял своё название. Так, уже в 1947 году он был переименован в Ленинградский отряд, в 1949 году — в Первый аварийно-спасательный отряд подводно-технических работ, в 1950 году — в Первый экспедиционный отряд подводно-технических работ ГВРУ ГУПР МРФ.

С января 1955 года по июль 1956 года личный состав был уволен в запас и отряд стал гражданской организацией с подчинением Управлению «Подводречстрой» город Москва.

В 1956 году 7-я группа Первого экспедиционного отряда подводно-технических работ (ЭОПТР) Подводречстроя, была передислоцирована в Новосибирск специально для выполнения подводно-технических работ на реках Сибири, на строящейся в то время кабельной магистрали КМ-18 и с этого времени постоянно ведёт подводно-технические работы в регионе Западной Сибири, Восточной Сибири и Казахстане. В настоящее время новосибирская часть исходной организации носит название ООО «СИБПОДВОДСТРОЙ»

В культуре

Художественные фильмы

  • «Путь корабля» (1935). Реж. Ю. Тарич.
  • «Сокровище погибшего корабля» (1935). Реж. В. Браун, И. Менакер.
  • «Четвертый перископ» (1939). Реж. В. Эйсымонт.
  • «Гибель «Орла»» (1940). Реж. В. Журавлев.
Еще по этой теме:
Киверов, Сергей Яковлевич
10:00, 26 июнь
Киверов, Сергей Яковлевич
Киверов Сергей Яковлевич (15 [27] сентября 1884, Очаков, Херсонская губерния — 1942) — кораблестроитель, старший судостроитель Севастопольского порта, флагманский корабельный инженер штаба
Бобров, Евгений Алексеевич
12:00, 18 май
Бобров, Евгений Алексеевич
Евгений Алексеевич Бобров (род. 5 декабря 1962) — российский офицер Военно-морского флота, подводник-гидронавт, капитан 1-го ранга. Испытатель глубоководной военной техники. Герой Российской
27-я отдельная бригада подводных лодок
12:33, 19 декабрь
27-я отдельная бригада подводных лодок
27-я отдельная бригада подводных лодок (сокращённо: 27-я БПЛ) — соединение подводных сил Черноморского флота. История соединения Бригада была сформирована 6 апреля 1956 года, базировалась на
Журавлёв, Павел Матвеевич
07:34, 18 декабрь
Журавлёв, Павел Матвеевич
Павел Матвеевич Журавлёв (29 ноября 1898, Красная Сосна, Симбирская губерния — 1 июля 1956, Москва) — советский разведчик, генерал-майор государственной безопасности, участник Гражданской войны.
Крайнов, Юрий Дмитриевич
14:33, 13 декабрь
Крайнов, Юрий Дмитриевич
Юрий Дмитриевич Крайнов (4 апреля 1937 года, село Кривоозерки Аксубаевского района Татарской АССР — 21 августа 2002, город Миасс Челябинской обл.) — советский и российский инженер, участник создания
Ермолаев, Николай Дмитриевич
09:25, 02 декабрь
Ермолаев, Николай Дмитриевич
Николай Дмитриевич Ермолаев (1905—1958) — начальник Особого отдела Черноморского флота, генерал-лейтенант береговой службы (1945). Биография Родился в русской семье. Получил среднее образование,
Комментарии:
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail: