Показать меню

Палмер, Джонатан

21.08.2021
29

Джонатан Чарльз Палмер (англ. Jonathan Charles Palmer; родился 7 ноября 1956 года в Луишеме, Великобритания) — британский автогонщик, спортивный менеджер, врач. Участник чемпионатов мира по автогонкам в классе «Формула-1». Чемпион Европы Формулы-2 (1983).

Общая информация

Сравнительно позднее активное занятие гонками позволило Джонатану окончить колледж Брайтон, получив, как и его отец, врачебную специальность, но дальнейшая карьера в этой области была свёрнута из-за прогресса гоночной карьеры. Продолжительная связь с автоспортом также отразилась на личной жизни Палмера: двое его сыновей — Джолион (род. 1991) и Уильям (род. 1997) — также пробуют себя как гонщики. Джолион Палмер, как и отец, выступал в Формуле-1 (2016—2017).

Спортивная карьера

Гоночная карьера

Доходы отца позволили молодому британцу в конце 1970-х годов попробовать себя за рулём в автоспортивных соревнованиях, а на рубеже десятилетий и перейти в профессиональные серии: в национальных гонках класса Формула-Форд, где Джонатан постепенно стал демонстрировать и неплохую скорость и достаточную стабильность результатов. Переход в более престижные гонки долго откладывался, пока накануне сезона-1981 Палмер не смог подписать контракт с командой West Surrey Racing британской Формулы-3, в составе которой сходу завоевал титул чемпиона серии, одержав семь побед в 19 стартах.

Новый статус позволил Палмеру в 1982 году перебраться ещё на ступень выше, подписав контракт с заводской командой Ralt в европейской Формуле-2, где у него после года вката также получилось выиграть титул. Не слишком блистая в сезон дебюта, где он набрал лишь десять очков, один раз финишировав на подиуме, британец год спустя одержал шесть побед в 12 стартах и с запасом возглавил итоговый личный зачёт, заметно опередив более результативно начавших год Беппе Габьяни и Майка Такуэлла. В качестве дополнительного приза чемпиону Джонатан смог провести тестовые заезды в команде Williams F1, где произведя благоприятное впечатление, он даже смог получить заводской автомобиль организации на один из последних Гран-при того сезона, где британец смог пройти квалификацию, опередив основного пилота команды Жака Лаффита, а в гонке финишировал тринадцатым.

Неплохая скорость в дебютной гонке позволила Палмеру найти себе место на полном расписании год спустя, подписав контракт с RAM Racing. Впрочем предоставленная ему техника была не слишком конкурентоспособна на фоне лидеров пелотона, а к концу сезона стала и постоянно ломаться. В 1985 году британец не нашёл себе места на полном расписании, проведя семь гонок в чемпионате мира за немецкий коллектив Zakspeed, а годом позднее провёл за них полноценный сезон. Команда Эриха Цаковски, впрочем мало отличалась в лучшую сторону от своих предшественников и когда накануне 1987 года у Джонатана появилась возможность подписать контракт с организацией Кена Тиррелла, он с радостью ей воспользовался. Tyrrell Racing Organisation в тот момент также переживал нелучшие времена, но обладал несколько более быстрой машиной, позволившей Палмеру трижды пробиться в очковую зону, включая финиш на рекордном в своей карьере четвёртом месте на Гран-при Австралии. C этой командой британец провёл затем ещё два сезона, но хронический дефицит средств не позволял команде в должной степени модернизировать машину и Джонатан так и продолжал лишь эпизодически бороться за попадание в очковую зону, да на Гран-при Канады-1989, не без доли везения, показал быстрейший круг в гонке. Перед сезоном-1990 финансовые проблемы достигли очередного пика и Кен был вынужден попрощаться с Палмером, пригласив вместо него Сатору Накадзиму, приведшего вместе с собой ряд новых спонсоров. Джонатан пробовал найти себе другое место в пелотоне, но смог лишь договориться о краткосрочном контракте тест-пилота в McLaren.

Карьера британца, впрочем, не ограничилась этой частью: в 1983 году он пробовал себя в японской Формуле-2, но ограничился лишь одним стартом. За год до этого началась и ещё одна часть деятельности Палмера как гонщика: он впервые стартовал в гонках на выносливость, дебютировав в Чемпионате мира. В следующие восемь лет — вплоть до окончания его гоночной карьеры — имя Палмера мелькало в заявочных листах серий подобного типа по всей планете: он пробовал себя как в различных чемпионатах в Европе, так и в американском первенстве IMSA GT и японском JSPC, где хоть и не добился особых успехов, но регулярно демонстрировал неплохую скорость и стабильность выступлений. Лучшей гонкой этого этапа его карьеры стали 24 часа Ле-Мана 1985 года, где он в составе экипажа Richard Lloyd Racing смог привести свой Porsche 956 на второе место в гонке. За год до того Джонатан провёл свои самый стабильные сезоны в подобных гонках сразу в двух сериях — в чемпионате мира он взобрался на шестое место в личном зачёте, а в первенстве Германии стал четвёртым.

Наряду с гонками в соревнованиях спортивных машин Палмер был замечен и в участии в гонках туринговой техники, несколько раз стартуя в BTCC, а в 1991 году даже проведя там полный сезон за Prodrive. Непилотская деятельность, впрочем, всё больше захватывала Палмера и накануне сезона-1992 он официально повесил шлем на гвоздь.

Последующая деятельность

В 1993 году Палмер на непродолжительное время вернулся в Формулу-1, заменив в бригаде британского телевидения Джеймса Ханта, скончавшегося от сердечного приступа в начале июня того года.

Впрочем в 1990-е и последующие годы Палмер был более известен своей организаторской деятельностью: основанная им компания постепенно выкупала ряд автодромов в Великобритании (добравшись в итоге до владения такими известными трассами как Брэндс-Хэтч, Оултон-парк и Снеттертон), оптимизируя их деятельность, а со временем занялась и организацией собственных серий в качестве более дешёвой альтернативы тогда существовавшим. В 1998 году был запущен успешный проект Formula Palmer Audi, в 2009-12 годах при поддержке FIA Палмер с партнёрами обеспечивали функционирование первенства Формулы-2. C 2004 года эта работа осуществлялась компанией MotorSport Vision, управляемой Джонатаном вместе с Джоном Бриттеном и Питером Огденом. Некоторое время они занимались карьерой соотечественника Джастина Уилсона, собрав ему финансирование на дебют в Формуле-1, позже продвигали карьеру старшего сына Палмера — Джолиона. В 2008 году MSV выкупила коммерческие права на британское первенство по супербайку, а с 2013 года проводят первенство BRDC Formula 4.

Статистика результатов в моторных видах спорта

Сводная таблица

!colspan=43| Результаты |- !width="40"| Сезон ! Серия ! Команда !width="40"| Гонки !width="40"| ПП !width="40"| БК !width="40"| Победы !width="40"| Очки !width="40"| Поз. |- ! 1980 |align=left| Британская Формула-Форд 1600. P&O Ferries championship |align=left rowspan=1| н/д | н/д | н/д | н/д | н/д | 48 ! 4-й |- ! 1980 |align=left| Британская Формула-Форд 1600. RAC championship |align=left rowspan=1| н/д | н/д | н/д | н/д | н/д | 42 ! 6-й |- ! 1980 |align=left| Британская Формула-Форд. Townsend Thoresen championship |align=left rowspan=1| н/д | н/д | н/д | н/д | 1 | 130 | align="center" style="background-color:#FFDF9F;"| 3-й

|- ! 1980 |align=left| Фестиваль Формулы-Форд |align=left rowspan=1| н/д | 1 | 0 | 0 | 0 |bgcolor="black"| ! 4-й |- ! 1981 |align=left| Британская Формула-3 |align=left rowspan=2| West Surrey Racing | 19 | 6 | 9 | 7 | 126 | align="center" style="background-color:#FFFFBF;"| 1-й

|- ! 1981 |align=left| Чемпионат Европы Формулы-3 | 1 | 0 | 0 | 0 | 4 ! 13-й |- ! 1982 |align=left| Европейская Формула-2 |align=left rowspan=1| Ralt Racing | 11 | 1 | 0 | 0 | 10 ! 9-й |- ! 1982 |align=left| FIA WEC |align=left rowspan=1| Richard Lloyd Racing
Ford Werke AG | 3 | 0 | 0 | 0 | 10 ! 46-й |- ! 1983 |align=left| Европейская Формула-2 |align=left rowspan=2| Ralt Racing | 12 | 4 | 3 | 6 | 68 | align="center" style="background-color:#FFFFBF;"| 1-й

|- ! 1983 |align=left| Японская Формула-2 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 ! НК |- ! 1983 |align=left| Формула-1 |align=left rowspan=1| Williams F1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 ! НК |- ! 1983 |align=left| IMSA GTO |align=left rowspan=3| GTi Engineering | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 ! НК |- ! 1983 |align=left| EEC | 3 | 1 | 0 | 0 | 39 ! 13-й |- ! 1983 |align=left| FIA WEC | 3 | 0 | 0 | 0 | 23 ! 16-й |- ! 1983 |align=left| BTCC |align=left rowspan=1| Cheylesmore BMW Motorsport | 1 | 0 | 0 | 0 | 2 ! 29-й |- ! 1984 |align=left| Формула-1 |align=left rowspan=1| RAM Racing | 14 | 0 | 0 | 0 | 0 ! НК |- ! 1984 |align=left| JSPC |align=left rowspan=2| GTi Engineering | 1 | 0 | 0 | 0 | 2 ! 48-й |- ! 1984 |align=left| FIA WEC | 8 | 1 | 2 | 1 | 75 ! 6-й |- ! 1984 |align=left| DRM |align=left rowspan=1| н/д | 3 | 1 | н/д | 1 | 45 ! 4-й |- ! 1985 |align=left| Формула-1 |align=left rowspan=1| Zakspeed F1 | 7 | 0 | 0 | 0 | 0 ! НК |- ! 1985 |align=left| IMSA GTP |align=left rowspan=1| н/д | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 ! НК |- ! 1985 |align=left| FIA WEC |align=left rowspan=1| Richard Lloyd Racing | 4 | 0 | 1 | 0 | 39 ! 12-й |- ! 1986 |align=left| Формула-1 |align=left rowspan=1| Zakspeed F1 | 16 | 0 | 0 | 0 | 0 ! НК |- ! 1987 |align=left| Формула-1 |align=left rowspan=1| Tyrrell F1 | 15 | 0 | 0 | 0 | 7 ! 11-й |- ! 1987 |align=left| FIA WSPC |align=left rowspan=1| Richard Lloyd Racing | 7 | 1 | 0 | 1 | 31 ! 19-й |- ! 1988 |align=left| Формула-1 |align=left rowspan=1| Tyrrell F1 | 14 | 0 | 0 | 0 | 5 ! 14-й |- ! 1988 |align=left| ETCC |align=left rowspan=1| Rouse/Kaliber Ford | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 ! НК |- ! 1989 |align=left| Формула-1 |align=left rowspan=1| Tyrrell F1 | 15 | 0 | 1 | 0 | 2 ! 25-й |- ! 1990 |align=left| FIA WSPC |align=left rowspan=1| Joest Racing | 9 | 0 | 0 | 0 | 2 ! 31-й |- ! 1991 |align=left| JSPC |align=left rowspan=1| Alpha Racing | 1 | 0 | 0 | 0 | 3 ! 40-й |- ! 1991 |align=left| FIA WSC |align=left rowspan=1| Team Schuppan
Team Sauber-Mercedes | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 ! НК |- ! 1991 |align=left| BTCC |align=left rowspan=1| Prodrive | 15 | 1 | н/д | 0 | 66 ! 7-й |- |}

Гонки на машинах с открытыми колёсами

Европейская Формула-2

Жирным выделен старт с поул-позиции, курсивом — быстрейший круг в гонке.

Формула-1

Гонки спортпрототипов

24 часа Ле-Мана

Еще по этой теме:
Пальмер, Мигель
07:00, 19 апрель
Пальмер, Мигель
Мигель Палмер (исп. Miguel Palmer, р. 26 октября 1942, Вильяэрмоса, Табаско, Мексика) — известный мексиканский актёр. Биография Родился 26 октября 1942 года в Вильяэрмосе в семье Анхеля Палмера и
Васильев, Алексей Игоревич
15:00, 11 декабрь
Васильев, Алексей Игоревич
Алексей Игоревич Васильев (род. 13 января 1972, Москва) — российский автогонщик, заслуженный мастер спорта, мастер спорта международного класса. Биография Алексей Васильев с детства увлекается
Хасэми, Масахиро
00:15, 09 декабрь
Хасэми, Масахиро
Масахиро Хасэми (яп. 長谷見昌弘 Хасэми Масахиро, 13 ноября 1945 года, Токио) — японский мотогонщик и автогонщик, участник чемпионата мира по автогонкам в классе Формула-1. Биография В 1960
Палмер, Ричард (Сицилийское королевство)
15:00, 07 декабрь
Палмер, Ричард (Сицилийское королевство)
Ричард Палмер (умер в 1190 году, Мессина) — англичанин по происхождению, видный государственный деятель Сицилийского королевства, последовательно епископ Сиракузы (1169—1182), архиепископ Мессины (с
Била, Франк
15:17, 06 декабрь
Била, Франк
Франк Била (нем. Frank Biela), (2 августа -1964г., Неусс, Германия) — немецкий автогонщик. Биография Франк Била родился 2 августа 1964 г. в Неуссе (Германия). Его гоночная карьера началась в 1983
Рибейру, Алекс
01:55, 03 декабрь
Рибейру, Алекс
Алекс Диас Рибейру (порт. Alex Dias Ribeiro, 7 ноября 1948 года, Белу-Оризонти) — бразильский автогонщик, участник чемпионата мира по автогонкам в классе Формула-1. Биография В 1973 году выиграл
Комментарии:
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail: