Показать меню

Лекиф

Лекиф (др.-греч. λήκυθος) — один из наиболее распространённых древнегреческих сосудов на низкой кольцевидной ножке с узким вытянутым туловом, длинной шейкой, конусообразным устьем и высокой ручкой. Такие сосуды изготавливали из керамики с начала VI в. до н.э. Ранние сосуды такого рода имели почти шарообразное тулово и широкий раструб устья. Позднее сосуды стали делать вытянутыми с овальными очертаниями.

Вначале лекифы имели исключительно культовое значение. Наполненные оливковым маслом, их помещали в могилу вместе с покойником. В дни поминовения усопших родственники приносили такие сосуды на могилу вместе с другими дарами. В V в. до н.э. появились так называемые белофонные лекифы. Их покрывали тонким слоем белой глины — ангобом , а затем расписывали минеральными красками: синим, жёлтым, красным с преобладанием линейного контура, который наносили с помощью тростникового или гусиного пера. Предполагают, что такая роспись, напоминающая фреску, связана с живописью только сюжетно, а техника появилась в связи с эволюцией вазописи от чёрнофигурного к краснофигурному стилю. Росписи белофонных лекифов впечатляют своим совершенством. Они представляют собой важнейшую часть древнегреческого искусства классического периода. Наиболее распространённый мотив — скорбные фигуры у гробницы. В этом отношении такие лекифы близки некоторым скульптурным надгробиям конца V — начала IV века до н.э. . Особенно замечательны из этой группы произведений аттические белофонные лекифы: «Сцена у надгробия» и «Артемида с лебедем» (около 440 г. до н.э.) в собрании Санкт-Петербургского Эрмитажа.

Известны также дорогие мраморные лекифы больших размеров, украшенные рельефным орнаментом. Они служили надгробными монументами и частично сохранились в районе Керамик в Древних Афинах.

В V в. до н. э. лекифы стали использовать в бытовых целях. Появились приземистые сосуды с округлым туловом небольших размеров с полихромной росписью, обычно невысокого качества. Их принято называть арибаллическими лекифами (арибалл — шарообразный сосуд для масла) . Знаменитые фанагорийские фигурные сосуды для ароматических масел в виде сфинкса и Афродиты являются арибаллическими лекифами.

Еще по этой теме:
Ароматаза
Ароматаза
Реакции трансформации андрогенов в эстрогены Ароматаза — фермент, трансформирующий андрогены в эстрогены. Ароматаза представлена во многих тканях, включая гонады, мозг, жировую ткань, кровеносные
Инсула-Банулуй
Инсула-Банулуй
Культура Инсула-Банулуй — археологическая культура позднего бронзового века. Иногда именуется в археологической литературе группа Остров (островская группа). Вместе с бабадагской культурой (Добруджа)
Либеркюн, Иоанн Натаниель
Либеркюн, Иоанн Натаниель
Иоанн Натаниель Либеркюн (нем. Johann Nathanael Lieberkühn; 5 сентября 1711, Берлин — 7 октября 1756, Берлин) — немецкий анатом и препаратор. Член Берлинской академии наук, Лондонского королевского
Квеври
Квеври
Квеври (груз. ქვევრი) — в Закавказье керамическое изделие, напоминающее амфору, но без ручек. Имеет форму конуса и используется при изготовлении вина. Квеври бывают разных размеров — от обычного
Влияние содержания углекислоты почвенного воздуха (часть 1)
Влияние содержания углекислоты почвенного воздуха (часть 1)
Ионометрия представляет собой очень удобный и наглядный метод при проведении модельных экспериментов для выявления закономерностей, определяющих воздействие различных факторов на состав жидкой фазы
Методы определения состава гумуса (часть 2)
Методы определения состава гумуса (часть 2)
Оптическая плотность гуминовых кислот определяется в растворах гуматов натрия с помощью спектрофотометра с набором светофильтров. Для гуминовых кислот различных типов почв можно ограничиться
Комментарии:
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail: