Показать меню

Новосибирский автобус

Новосибирский автобус — система автобусного пассажирского городского транспорта в Новосибирске. Создана в 1923 году.. Основной вид наземного общественного транспорта города. Сеть городских автобусов затрагивает не только территорию города, но и города-спутники Краснообск, Обь, Бердск, Кольцово.

Особенностью транспортной системы города является высокая (для города с метрополитеном) доля маршрутных такси в пассажирских перевозках, дублирование метрополитена и пригородных электропоездов маршрутами наземного транспорта, малое количество муниципального транспорта, значительный пассажиропоток внутри города у некоторых пригородных маршрутов.

История

Первый автобус появился в Новосибирске в 1923 году. Отдел коммунального хозяйства городского совета переоборудовал два грузовика марки "Уайт", установив на них посадочные места (12 единиц в каждом), и выпустил их по первому в городе маршруту. Первые автобусы ходили между вокзалом, центральной частью города и районом Закаменка (в районе нынешней ГПНТБ). В июле 1923 года газета "Советская Сибирь" писала: "Недавно губкоммунотдел организовал автомобильное сообщение на автомобусе по городу между вокзалом, Базарной площадью и Закаменкой. Плата за проезд по линии установлена в 10 руб. В недалёком будущем начнёт ходить ещё один автомобус по тем же линиям".

В 1925 году в городе было уже 13 автобусов (3 государственных и 10 частных). Автобусы не отапливались и проработали до зимы.

С 15 июля 1926 года функции перевозчика взял на себя Автопромторг (монополист, выполнявший в то время в СССР все автобусные перевозки). Из Омска прибыло несколько автобусов, переоборудованных из грузовиков марки "Форд" и "Фиат". А в 1927 году Автопромторг получил двенадцать машин "Додж", кузова для которых были изготовлены в Новосибирске, и две машины "Зауэр" с кузовами завода "АМО".

В конце 20-х годов горсовет принял решение об образовании смешанного государственно-частного автобусного общества. В это же время в городе появились и первые автобуса советского производства АМО-Ф-15.

К 1929 году автопарк Новосибирска насчитывал сорок машин, из которых одиннадцать были советского производства.

К 1937 году городской автопарк сократился до 30 автобусов, работающих на четырех маршрутах. Медленное развитие объяснялось наличием трамвая и неудовлетворительным состоянием дорог. После начала асфальтирования дорог количество маршрутов выросло в три раза.

Начавшаяся Великая Отечественная Война внесла коррективы в работу новосибирской автотранспортной конторы. Большинство машин передаются армии, а на базе автопарка разместился опытный самолётостроительный завод №51, эвакуированный из Москвы. Автобусные перевозки осуществлялись в небольшом объёме. Так, в январе 1943 года автобусов в движении было в среднем три единицы. Но они оставались жизненно необходимыми, так как от своевременной перевозки людей из отдалённых районов на заводы зависела бесперебойная работа предприятий.

В 1947 году в автопарке Новосибирска насчитывалось четырнадцать машин. Пассажирские перевозки производились по четырём основным линиям, связывающим окраины города. В последующие годы идёт интенсивное развитие автопарка. К 1953 году он вырос до 111 единиц. Примерно с этого же времени начинают расти автобусные пассажирские перевозки, которые к 1958 году составили почти шестьдесят процентов от общего объёма пассажирских перевозок. В ноябре 1958 года на базе облавтотреста организовывается Новосибирское областное управление автотранспорта, в составе которого был реорганизован Новосибирский городской автотранспортный трест. Летом 1959 года на базе бывшего автотранспортного хозяйства №3 образовали пассажирское АТХ №2. Его парк насчитывал более 60 автобусов и около 70 легковых машин.

После постройки Коммунального (Октябрьского) моста в 1955 году были пущены маршруты через Обь, появились новые автобусы, приспособленные к зимним условиям. 1956-1960 годы стали периодом интенсивного развития пассажирского автотранспортного хозяйства. Подвижной состав достиг 164 единиц. В 1960 году Новосибирский городской автотранспортный трест переименовали в Новосибирский городской автотрест пассажирских перевозок.

В 1961-1965 годах продолжалось интенсивное развитие автотранспорта в Новосибирске. Подвижной состав за это время увеличился более чем в два раза. В начале 1965 года автопредприятия Новосибирского городского автотреста переименовали. К 1967 году их осталось восемь: новосибирские пассажирские автотранспортные предприятия (НПАТП) №№ 1 — 8. В конце 1966 года Новосибирский городской автотрест и подчинённые ему автохозяйства были переданы из Новосибирского управления автомобильным транспортом в ведение Западно-Сибирского территориального управления. В конце 1975 года вошло в строй новое автотранспортное предприятие — ПАТП №9.

К 70-м годам в были в основном сформированы существующие автобусные маршруты, была построена сеть депо, осуществлявших техническое обслуживание разросшегося автобусного парка.

В 1983 году появляется новое пассажирское автотранспортное предприятие — ПАТП №10. В 1985 году автобусный парк насчитывал более 1600 единиц.

В конце 1981 года в самостоятельное предприятие — Новосибирское объединение автовокзалов и пассажирских станций — выделился автовокзал сибирской столицы.

90-е годы стали нелёгким испытанием для общественного транспорта Новосибирска. Хронически недостаточное финансирование и как следствие - трудности с материально-техническим обеспечением привели к тому, что городской совет (ставший к тому времени муниципалитетом) принял решение о передаче части автотранспорта в частные руки, а также разрешил создание частных предприятий-автоперевозчиков. Это позволило более-менее сохранить транспортный парк города, хотя возникали другие проблемы - контроль за соблюдением частниками расписания, компенсация проезда многочисленных льготников. С 1996 года на автобусы наносятся инвентарные номера от 1100 до 101199 в зависимости от номера ПАТП.

На 2020 год большую часть городского автобусного парка составляют автобусы российского, белорусского, корейского и китайского производства. По сравнению с 1991 годом возросло количество пригородных маршрутов: вследствие продления (138) или перенумерации из муниципальных (139, 141, 170, 280). На многих пригородных маршрутах (112, 139, 170, 189, 227, 311, 399) большая часть перевозок осуществляется в черте города.

Подвижной состав

На линиях муниципальных маршрутов используются автобусы МАЗ. До 2015 года также использовались автобусы ПАЗ, а в настоящее время[когда?] начали эксплуатироваться газовые НефАЗы.

Коммерческие маршруты обслуживаются автобусами большой вместимости отечественного (ЛиАЗ-5256, НефАЗ-5299, Volgabus-5270), китайского (Zhong Tong) и корейского (Hyundai) производства. Также широко используются автобусы Павловского завода ПАЗ. Они, в частности, представляют большую часть подвижного состава на пригородных маршрутах.

В настоящее[какое?] время

  • ПАЗ-32054
  • ЛиАЗ-5256
  • МАЗ-103
  • МАЗ-104
  • МАЗ-206
  • МАЗ-226
  • НефАЗ-5299
  • Volgabus-5270
  • Zhong Tong
  • Peugeot Boxer
  • Golden Dragon
  • Hyundai Aero City
  • Hyundai Aero City 540
  • МАРЗ-5277
  • ЛиАЗ-5293
  • ГАЗ-322132
  • ГАЗ 322133
  • ГАЗель NEXT
  • Ford Transit

Предприятия пассажирского автотранспорта

Муниципальные

МКП ПАТП-4

МКП ПАТП-4 — единственное сохранившееся в городе муниципальное ПАТП находится в микрорайоне КСМ Первомайского района. В сентябре 2016 года в его состав включено МКП КТО, работавшее на муниципальных маршрутах Советского района.

В настоящее время работает на муниципальных автобусных маршрутах Первомайского и Советского района (не всех): № 20, 21, 23, 36, 38, 45, 50, 51л, 54, 65, 68, 69, 72, 77л, 716, 717, 717е. Многие ныне курсирующие коммерческие маршруты (8, 48, 52, 52к, 117, 138, 139, 170) ранее обслуживались данным предприятием или вошедшим в его состав МКП КТО.

Подвижной состав состоит главным образом из МАЗов. Кроме того, в составе ПАТП-4 находится автобусная колонна, осуществляющая междугородние перевозки. Основными моделями междугородних автобусов являются корейский Хёндай и российский МАРЗ.

До 2009 года структурным подразделением МКП ПАТП-4 являлся Новосибирский автовокзал, ныне переданный на обслуживание группе компаний "Автосервис"

В начале 2021 года были закуплены 15 газовых автобусов МАЗ. Работают, в основном, на маршруте 54.

В июне 2021 года поступила партия из 40 новых автобусов НефАЗ. В июле автобусы разошлись на маршруты 23 и 45.

Ранее обслуживались маршруты: 2,7, 8, 16,88, 116, 117, 139, 170, 716д, 718.

МУП ПАТП-5

Предприятие, не имеющее собственного подвижного состава и привлекающее для работы на маршрутах подвижной состав, принадлежащий другим физическим или юридическим лицам.

Работает на таксомоторных маршрутах 14, 16, 29, 29а, 44, 44а, 45, 63.

Муниципальные перевозчики районов Новосибирской области

Маршрут 130 обслуживается в том числе муниципальным предприятием "Мошковское АТП", а автобусный маршрут 224 - МУП "Колыванское АТП"

Коммерческие

Среди коммерческих перевозчиков наиболее крупными являются группа компаний "Новосибирскпрофстрой", ООО "Бел-Марс", ИП Кобенко, ИП Грицев

Маршруты

История

С 90-х годов XX века и до 2013 года все муниципальные, коммерческие автобусы и маршрутные такси Новосибирска имели единый диапазон маршрутных номеров от 2 до 1999 и это делало Новосибирск единственным городом России, где использовалась четырёхзначная числовая нумерация маршрутов общественного транспорта.

Столь необычной нумерации город был обязан явлению коммерческого транспорта в конце XX века. Рейсы коммерческих автобусов и маршрутных такси не получали субсидий от городского бюджета, а значит не осуществляли бесплатную перевозку многочисленных льготников. Для отличия коммерческих рейсов от «государственных» было решено добавить цифру в их маршрутные номера. "Коммерческим" дублям муниципальных маршрутов присваивались номера, заканчивающиеся на такие же цифры, что и дублируемые ими маршруты. Но тогда номера коммерческих маршрутов становились бы похожими на трехзначные пригородные, поэтому номера стали четырёхзначными, где первая цифра (всегда — 1), указывала на коммерческую принадлежность, вторая должна была указывать пригородный это маршрут или городской, последние обозначали бы направление,. Но с дальнейшим развитием коммерческого транспорта появилась мода на «красивые» номера, например 1111 или 1999, что окончательно привело к спутыванию чисто городских и пригородных маршрутов.

Со временем распространилась безналичная система оплаты проезда с помощью бесконтактных смарт-карт, в т. ч. и на коммерческом транспорте и у мэрии появилась возможность расплачиваться с коммерческими перевозчиками за льготников. Таким образом, исчезла разница между коммерческим перевозчиком и муниципальным, отпала необходимость «отличаться».

Современное состояние

С апреля 2013 года мэрией было принято решение отказаться от четырёхзначной нумерации и ликвидировать дублирование маршрутов. По мере торгов на маршрутах прописываются новые — путём оставления последних значащих цифр, при совпадении с уже существующими должен присваиваться абсолютно новый номер. Последний маршрут с четырехзначным номером до сих пор действует в левобережной части города (№1250).

Помимо этого в соответствие с законодательством приведена маршрутная сеть пригородной зоны. Автобусные маршруты № 28, 39, 41, 47 и 70, в течение долгого времени считавшиеся городскими и находившимися под управлением мэрии, получили статус пригородных и были переданы в ведение Министерства транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области.

В настоящее время маршруты имеют следующую нумерацию:

  • 1–98: автобусные маршруты, подведомственные мэрии города, проходящие полностью по территории города и у которых обе конечных находятся в черте города. Исключения: маршруты до Пашино, ОбьГЭС (27, 42, 45, 46, 53). Часть трассы этих маршрутов проходит по территории Новосибирского района. Автобусный маршрут 64, имеет одну из конечных у ТЦ Мегаполис, территориально расположенного в селе Верх-Тула Новосибирского района, в 300 метрах от административной границы города.
  • 101–289, 399, 510, 513, 519, 520, 565: пригородные автобусы, имеющие одну конечную в Новосибирске, а другую в населённом пункте пригородной зоны, либо обе конечные в населённых пунктах пригородной зоны, следующие через Новосибирск транзитом (115, 117, 124, 212).
  • 301–380: пригородные маршрутные такси. Маршрутное такси 353, считаясь пригородным, имеет вторую конечную снова в черте города (на окраине поселка Пашино), а в пригороде пролегает только в границах поселка Садовый, что составляет около трети от всей длины маршрута. Фактически это городское маршрутное такси, как и другие следующие до Пашино.
  • 501–599: междугородные автобусные маршруты (кроме пригородных 510, 513, 519, 520, 565 и 566).
  • 603–611: дежурные автобусы ПАТП-4.
  • 716, 716д, 717, 717е, 718, 1170, 1702, 1703, 1705 — дачные автобусы.

Маршрутная сеть

Существующая в настоящее время маршрутная сеть города - наследие периода становления рынка пассажирских перевозок в 90-е годы. В этот период появлялось большое количество коммерческих автобусных маршрутов, многие из которых обслуживались троллейбусными и трамвайными депо или муниципальными ПАТП. Часто коммерческие маршруты были дублями муниципальных, также коммерческие маршруты открывали торговые организации - Гусинобродский вещевой рынок, торговый город "Левобережный", Димитровский рынок. Подобные маршруты работают и сейчас, но, как правило, не имеют номеров и не внесены в Реестр (кроме маршрутов № 49 и 91). Большая часть маршрутов, обслуживавших Гусинобродский рынок, в настоящее время закрыта или перенаправлена, главным образом — на Плющихинский жилмассив.

В городе существует большое количество автобусных маршрутов, курсирующих через весь город (6, 13, 14, 28, 39, 41, 64, 79, 96), что является нетипичным для города с населением более миллиона человек, тем более имеющего в распоряжении метрополитен.

При сравнительно большом количестве маршрутов, из некоторых частей города (Водозабор, посёлок Геологов) нельзя без пересадок доехать даже до ближайшей станции метро. В других случаях, до станции метро можно добраться лишь на маршрутном такси, где отсутствуют льготы (в т. ч. перевозки по картам). Это микрорайоны Щ, Нижняя Ельцовка и другие.

Дублирование муниципального общественного транспорта в Новосибирске частными автобусными маршрутами

Конкуренция между муниципальным и коммерческим транспортом привела к увеличению степени дублирования маршрутов друг другом. Дублирование может рассматриваться и положительно - повышается надежность транспортного обслуживания, пассажиру предоставляется альтернатива: быстрый и комфортный коммерческий или медленный и менее удобный, но дешевый и пунктуальный "социальный" транспорт. Однако дублирование также снижает экономическую эффективность использования каждой единицы транспорта, приводит к неуместной конкуренции за пассажиров непосредственно на дороге (простои на остановках в ожидании пассажиров, обгоны). Некритичное отношение к дублированию создало ситуацию, когда даже автобусы и маршрутные такси, принадлежащие разным перевозчикам, дублируют друг друга. Например, автобусный маршрут 64 полностью включает в себя автобусный маршрут 34, а автобусные маршруты № 20 и 54 полностью включают в себя автобусный маршрут № 69.

Дублирование метрополитена

Метрополитен предназначен освобождения перегруженных улиц, поэтому следование маршрута наземного транспорта, особенно автобуса или маршрутного такси вслед за линией метрополитена нивелирует положительный эффект от внеуличного транспорта: улицы переполнены полупустыми автобусами, а метро не работает на полную мощность, несет постоянные издержки, объем которых не зависит от пассажиропотока.

Новосибирский Метрополитен

Дублирование трамвайных маршрутов

Новосибирский трамвай

Дублирование троллейбусных маршрутов

По современным представлениям троллейбус не считается отдельным видом транспорта. Наряду с электробусом это просто разновидность автобуса на электрической тяге. Поэтому дублирование троллейбусов автобусами рассматривается как неразумная конкуренция и дезинформация пассажиров.

13 и 28 автобусные маршруты дублируют 13 троллейбусный маршрут от станции метро Речной вокзал до остановки "Достоевского" и далее от остановки "Калининский универмаг" до остановки "Учительская".

14 автобусный маршрут дублирует 24 маршрут троллейбуса от остановки "Площадь Станиславского" до остановки "Фабричная" и далее от остановки "Плановая" до остановки "Учительская".

24 автобусный маршрут дублирует 4 троллейбусный маршрут от остановки "Индустриальная" до перекрёстка улиц Станционной и 2-й Станционной.

29 автобусный маршрут полностью включает в себя маршрут троллейбуса 29.

64 автобусный маршрут дублирует 24 маршрут троллейбуса от остановки "Станиславский жилмассив" до остановки "Фабричная" и далее от остановки "Плановая" до остановки "Учительская".

95 автобусный маршрут дублирует 36 маршрут троллейбуса от конечной на Лазурной улице до перекрёстка Фрунзе и Красного проспекта.

98 автобусный маршрут дублирует 5 маршрут троллейбуса от ГПНТБ до ул. Дмитрия Донского.

112 автобусный маршрут дублирует 4 троллейбусный маршрут от площади Маркса до остановки "Завод Медпрепаратов".

Дублирование маршрутов автомобильного транспорта друг другом

Маршрут автобуса и такси имеют один и тот же номер и совпадают на всем маршруте.

  • 17, маршрутка и автобус работают в Заельцовском районе.
  • 50, маршрутка и автобус работают в Первомайском районе,
  • 68, маршрутка и автобус связывают Первомайский район со станцией метро

Маршрут автобуса и такси имеют один и тот же номер, но разную протяженность, при этом меньший маршрут полностью совпадает с частью большего.

  • 53 маршрутное такси и автобус следуют аналогичным маршрутом от остановки "Пос. Гвардейский" до станции метро "Заельцовская". Для автобуса эта остановка является конечной, а маршрутное такси следует до остановки "Колледж им. Н.А. Лунина" на улице Железнодорожной.
  • 21 маршрутное такси и автобус следуют от остановки "УМ-3 (станция Инская)" до станции метро "Речной вокзал". Для маршрутного такси это является конечной остановкой, автобус продолжает движение до вокзала "Новосибирск Главный".

Маршрут автобуса и такси имеют разные номера, при этом совпадают на всем маршруте

  • 1 маршрутное такси и 54 автобус;
  • 303 маршрутное такси и 102 автобус;
  • 320 маршрутное такси и 120 автобус;
  • 323 маршрутное такси и 103 автобус;
  • 347 маршрутное такси и 147 автобус;
  • 380 маршрутное такси и 280 автобус.

Маршрут автобуса и такси имеют разные номера, и разную протяженность, но при этом маршрут такси полностью совпадает с частью маршрута автобуса на выгодном участке.

  • 8 автобусный маршрут полностью включает в себя маршрут маршрутного такси № 35;
  • 36 автобусный маршрут полностью включает в себя маршрут маршрутного такси № 6;
  • 65 автобусный маршрут полностью включает в себя маршрут маршрутного такси № 86.

Дезинформирующая нумерация маршрутов

Нумерация маршрутов автобусного транспорта в Новосибирске достаточно запутанная. Пассажиры на улице, особенно приезжие из других городов могут оказаться дезинформированы из-за того, что нумерация маршрутов автобусов и маршрутных такси в Новосибирске ведется отдельно друг от друга, поэтому есть маршруты-тезки. Общего правила для использования номеров маршрутов автобусов и маршрутных такси, исключающего путаницу пассажиров, в Новосибирске не выработано. Кроме этого, в Новосибирске часто присваивают новым маршрутам номера, относительно недавно вышедшие из оборота, еще сохраняющиеся в памяти пассажиров.

Пригородные автобусы и маршрутные такси с похожими номерами

Некоторые пригородные маршрутные такси, имеющие трёхзначный номер, начинающийся с цифры 3, дублируют автобусы с аналогичным маршрутом, начинающимся с цифры 1. В частности, маршрутные такси 320, 338, 339, 347 дублируют автобусы 120, 138, 139, 147. Кроме этого, маршрутное такси 380 дублирует автобус 280. У пассажира, знающего об этих совпадениях, но не знающего пригородной маршрутной сети в целом, может сложиться ошибочное впечатление о том, что все подобные маршруты являются дублями друг друга. При этом часто данные маршруты дублируют друг друга, но не полностью:

  • 103 автобус и 303 маршрутное такси. 103 автобус имеет конечную в селе Верх-Тула. 303 маршрутное такси также следует через него, но конечная у него дальше — в посёлке Крупском.
  • 112 автобус и 312 маршрутное такси. Пассажир, желающий уехать из аэропорта Толмачёво на площадь Маркса, сможет сделать это лишь на 112 автобусе. А те, кто ждёт транспорт на улице Станиславского рискует сесть в неверном направлении.
  • 114 автобус и 314 маршрутное такси. В городе их конечные остановки разделяет только здание СТЦ "Мега", а в селе Марусино маршрутное такси идёт на 1 остановку дальше. Помимо этого от площади Энергетиков до Мехколонны указанные два маршрута следуют раздельно.
  • 124 автобус и 324 маршрутное такси. Жители города Оби могут вместо площади Карла Маркса уехать в посёлок Краснообск.
  • 153 автобус и 353 маршрутное такси. Оба маршрута следуют от метро Заельцовская до посёлка Садовый, но у 153 автобуса в посёлке конечная остановка, а у 353 маршрутного такси конечная находится дальше - садовое общество "Олимпийка"

Использование подвижного состава, не соответствующего статусу маршрута

С 2017 года в городе стали появляться маршруты, которые официально числятся автобусными и отображаются так на картах, в справочниках и на информационных табло, но обслуживаются автобусами особо малой вместимости, что делает их похожими на маршрутные такси (25, 27, 73, 130, 203). Соответственно есть и обратные случаи - автобусы большой вместимости работают на направлениях маршрутных такси (17, 340, 350, 364).

Маршруты автобуса, такси и элекротранспорта с одинаковыми номерами имеют совпадающие остановки или участки, но обслуживают разные направления

  • 4 автобус, маршрутное такси и троллейбус начинаются вместе в Затулинском жилмассиве, после пересечения с улицей Немировича-Данченко такси поворачивает на правый берег к вокзалу Новосибирск-главный. Автобус и троллейбус через все левобережье следуют до Станционной улицы, где автобус поворачивает на Криводановский карьер, троллейбус следует прямо до завода медпрепаратов.
  • 8 автобус соединяет Академгородок с центром города, маршрутное такси идет от метро Золотая Нива через Октябрьский район и центр правобережья в пос. Северный. Совпадают от ост. Вокзал-Главный до ост. Дом Ленина. 8 троллейбус следует из Затулинского жилмассива через Октябрьский мост в Октябрьский район. С маршрутным такси №8 имеется две общих остановки около ГПНТБ.
  • 10 - обслуживают разные направления левобережья. На остановке пл. Маркса можно легко ошибиться при посадке сразу в двух направлениях. С трамваем №10 общие остановки на улице Сибиряков-гвардейцев.
  • 12 автобус и маршрутка совпадают на небольшом участке улицы Титова. Сев на маршрутку вместо автобуса, пассажир может вместо станции метро "Площадь Маркса" уехать на правый берег.
  • 13 - совпадают на коротком участке в центре. Если пассажир, выйдя из метро "Красный проспект" или "Гагаринская", сядет в маршрутку вместо автобуса в северном направлении, то она увезет его вместо микрорайона "Снегири" на перекрёсток ул. Богдана Хмельницкого и Учительской. На том же участке проходит и троллейбус №13.
  • 28 автобус и маршрутное такси обслуживают разные районы, но имеют три общие остановки в районе метро «Заельцовская».
  • 29 автобус и маршрутное такси совпадают от площади Станиславского до перекрёстка улиц Бронной и Александра Чистякова. По улице Ватутина также ходит и троллейбус №29.
  • 30 автобус и маршрутное такси обслуживают разные, но близко расположенные районы, совпадают на трех остановках в районе метро «Заельцовская»
  • 34 автобус и маршрутка совпадают большую часть маршрута: от конечной остановки "Вокзал Новосибирск Главный" до перекрёстка улиц Краузе и Земнухова. Пассажир, ждущий на улице Тюленина автобус в направлении железнодорожного вокзала может ошибочно сесть в маршрутное такси и уехать в направлении ЖК Северная Корона.
  • 52 автобус и маршрутное такси совпадают большую часть маршрута, но маршрутное такси делает заезд к "Технопарку" (а автобус - нет), в свою очередь автобус делает заезд в микрорайон Благовещенский (Садовый проезд), а маршрутное такси на эту улицу не заезжает.
  • 73 автобус работает только в микрорайоне Пашино, территориально отделённого от основной части города, объезжая его окраинные улицы, маршрутное такси связывает его с основной частью города. Совпадают вдоль улиц Новоуральской, Чекалина и Магистральной.

Привычный номер долго существовавшего маршрута передается вновь создаваемому маршруту в другой части города.

  • Маршрут № 139 "Цветной проезд - ГНЦВБ Вектор" в течение долгого времени носил номер 39. Сейчас номер 39 присвоен автобусу с бывшим номером 1239.
  • Маршрут № 141 "Цветной проезд - Краснообск" в течение долгого времени носил номер 41. Сейчас номер 41 присвоен автобусу с бывшим номером 1141.
  • Маршрут № 280 "Цветной проезд - Каинская Заимка" в течение долгого времени носил номер 28. Сейчас номер 28 присвоен автобусу с бывшим номером 1038.
  • Маршрут № 138 "Общественный торговый центр (улица Демакова) - станция Издревая" в течение долгого времени носил 38. Сейчас номер 38 присвоен маршрутному такси от Главного вокзала до Биатлонного комплекса.

Данные совпадения можно отнести на переходный период и при достаточной гибкости перевозчиков эти, а также простые совпадения номеров автобусов и маршруток, работающих в разных районах, можно легко исправить, для чего есть следующие ресурсы:

  • Не менее двух десятков свободных двузначных номеров для городских автобусов.
  • Использование одно- и двухзначных номеров для длинных магистральных маршрутов, связывающих районы между собой и с линиями метро, а трехзначных номеров для коротких внутрирайонных, садовых и межмуниципальных маршрутов автобусов и маршрутных такси. В частности некоторые маршрутные такси уже выбрали себе номер в четвёртой сотне (300—380). Совпадающих номеров маршрутных такси и автобусов в этом диапазоне нет, но некоторые маршрутные такси с первой цифрой 3 дублируют аналогичные автобусы с первой цифрой 1 (так, дублируют друг друга 120 автобус и 320 маршрутное такси, 138 автобус и 338 маршрутное такси; 139 автобус и 339 маршрутное такси).

Разветвление маршрутной сети

Новосибирск имеет достаточно разветвлённую маршрутную сеть. На первый взгляд, данное обстоятельство является плюсом, однако на практике затрудняет использование пассажирского транспорта.

Разные остановочные пункты для посадки на транспорт, следующий в одном направлении

  • Автобусы 1 и 112 следуют через остановку "Метро Площадь Маркса", а другой транспорт, следующий по улице Станционной (автобусы 4, 24, 114, 120, 220) - через остановку "Магазин Кристалл".
  • Автобус 16 следует через остановку "Метро Площадь Маркса", а другой транспорт, следующий по улице Большой (автобусы 19 и 89) - через остановку "Магазин Кристалл"
  • Автобус 114 следует через остановки "Магазин Кристалл" и "Покрышкина", а другой транспорт в направлении "СТЦ Мега" (автобусы 29, 57, 112) - через остановки "Метро Площадь Маркса" и "ГУМ".
  • Автобусы 27 и 42, следующие в направлении посёлка Пашино, следуют через остановки "Площадь Калинина", "НИИЖТ", "Горбольница" и т.д., 53 также следует в направлении Пашино - через остановки "Метро Заельцовская", "ДК Энергия", "ул. Северная" и т.д.

Транспорт в направлении одной остановки следует по разным сторонам улицы

  • Автобусы 9 и 29 имеют общую конечную "Юго-Западный ж/м" и вместе следуют через остановки "Комсомольская", "Северо-Чемской ж/м", "Путепровод", "Прокопьевская". Однако для посадки на 9 автобус в сторону "Юго-Западного ж/м" следует воспользоваться остановками на нечётной стороне улиц Комсомольская и Бронная, а на 29 - на чётной.
  • Автобусы 18, 31 и 75 имеют общую конечную "Ключ-Камышенское плато" и, среди прочих, общую остановку "Никитина" на ул. Кирова. Однако 31 автобус следует через эту остановку только при движении в направлении конечной остановки "Ключ-Камышенское плато", а 18 и 75 - только от неё.
  • Автобусы 6 и 60 имеют общую конечную "Полевая" и, среди прочих, общую остановку "Метро Площадь Маркса" (напротив выхода из ТРЦ "Версаль"). Однако через данную остановку автобус 6 едет в сторону остановки "Полевая", а 60 - от неё.
  • Автобусы 43 и 55 имеют имеют несколько общих остановок в микрорайоне "Чистая Слобода" (в том числе одноимённую конечную), а также общий остановки на ул. Станиславского ("Пл. Труда", "ПКиО Кирова", "Монумент славы", "Пл. Станиславского"). Однако для посадки на 43 автобус в направлении указанного микрорайона следует воспользоваться остановками на нечётной стороне ул. Станиславского, а на 55 - на чётной. Схожее явление можно наблюдать на улицах Пархоменко и Фасадной. 55 автобус по указанным улицам следует только в сторону конечной "Микрорайон Чистая Слобода", 43 - только в обратном направлении.

Перспективы развития

В настоящее время транспортная политика департамента транспорта мэрии города предусматривает снижение численности и объёма перевозок маршрутными такси в пользу автобусов. Для этого вводятся новые автобусные маршруты, часто дублирующие маршрутные такси. Например, в конце 2015 - начале 2016 года введен маршрут 75 (как дубль 45 маршрутного такси), а в июне 2021 года заработал автобус №399, заменив маршрутное такси с тем же номером.

В 2015 году в муниципальные парки были закуплены автобусы на газовом топливе. Однако в городе отсутствует достаточная инфраструктура для их обслуживания.

Пригородное и междугороднее сообщение

В пригородном сообщении автобусы отправляются не только с автовокзала, но также от транспортно-пересадочных узлов, а некоторые, обслуживающие самые ближние пригороды - работают как городские, т.е. заехав в город, следуют далее через несколько транспортно-пересадочных узлов.

Междугороднее сообщение осуществляется с автовокзала и автостанций.

В декабре 2019 года введён в эксплуатацию новый автовокзал, названный «Новосибирский автовокзал — Главный». Он находится на выезде из города в направлении Кемеровской области, на Гусинобродском шоссе, вблизи пересечения его с улицей Докучаева.

До этого междугороднее сообщение считалось проблемой города, потому что старый автовокзал по адресу Красный проспект, 4, открытый в 1964 году, имел много недостатков. Здание старого вокзала было маленьким, рядом с ним не было построено станции метро и так и не сформировался транспортно-пересадочный узел. При этом вокзал располагался близко к географическому центру города, в перегруженном узле улиц Большевистской, Фабричной, Ипподромской и Красного проспекта. Выезд автобусов с перрона вокзала на городские улицы был неудобным. Кроме того, автобусы тратили до 60 минут для выезда на загородные шоссе. Мест для парковки такси и для автомобилей встречающих практически было. Начатая в 2006 году реконструкция вокзала так и не была завершена - фактически в течение 14 лет пассажиров обслуживали в объекте незавершенного строительства, что создавало дополнительные неудобства и критику горожан. С вводом нового автовокзала в декабре 2019 года старый выполнял функции автостанции: рейсы начинались от автовокзала "Главный", затем все, кроме следующих по Гусинобродскому шоссе на восток, делали здесь промежуточную остановку. С 6 апреля 2020 года этот автовокзал окончательно закрыт.

В дальнейшем на выездах из города планируется построить сеть автовокзалов. До строительства автовокзалов в разных частях города и агломерации организованы автостанции - на улицах Хилокской, Станиславского, площади Гарина-Михайловского и в аэропорту Толмачево.

Еще по этой теме:
Транспорт Днепра
Транспорт Днепра
Общие сведения В городе работают: 20 троллейбусных маршрутов. В выходные и праздничные дни число действующих троллейбусных маршрутов сокращается до 15. 12 трамвайных маршрутов 6 станций
Одинцовская улица
Одинцовская улица
Одинцовская улица (до 12 июня 1963 года — Центральная улица, до 1960 года — Центральная улица села Троице-Лыково) — улица, расположенная в Северо-Западном административном округе города Москвы на
Перраш (станция метро)
Перраш (станция метро)
«Перраш» (фр. Perrache) — конечная станция линии A Лионского метрополитена. Расположение Станция находится во 2-м округе Лиона, в районе Прескиль и является частью пересадочного комплекса,
Кировский автобус
Кировский автобус
Кировский автобус — система автобусных маршрутов общественного транспорта города Кирова. Регулярное движение пассажирских автобусов началось 1 мая 1934 года. Является основным видом общественного
Маршрутные такси Тулы
Маршрутные такси Тулы
Маршрутные такси Тулы — вид общественного транспорта города Тулы. История Первые маршрутные такси в Туле появились в 1997 году с приходом в областной центр московской транспортной фирмы
1934 год в истории общественного транспорта
1934 год в истории общественного транспорта
В этой статье перечисляются основные события из истории общественного транспорта (прежде всего трамваев, троллейбусов и автобусов) в 1934 году. Информация об истории метрополитенов и железнодорожного
Комментарии:
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail: