Показать меню

Иноуэ, Умэцугу

Умэцугу Иноуэ (яп. 井上梅次;, 31 мая 1923, Киото — 11 февраля 2010, Токио) — японский кинорежиссёр и сценарист. Относится к числу наиболее успешных в коммерческом плане японских режиссёров 1950-х — 1960-х годов. Плодовитый и разносторонний режиссер, работавший в самых разных жанрах на протяжении всей своей долгой карьеры, в 1950-х годах оставил свой след в студии «Никкацу» , выпустив серию чрезвычайно увлекательных жанровых музыкальных фильмов, в которых запечатлел взрывную энергию японского джаза, питавшего молодежную культуру тех лет. Умэцугу Иноуэ привнес в японскую манеру съемки (сбалансированные общие планы, статичная камера, театрализованные мизансцены, склонность к созерцанию, человек и окружающее пространство представлены как единое целое) приемы голливудского кинематографа 50-х годов – акценты на детали и крупные планы. Американский кинокритик Марк Шиллинг, куратор мини-ретроспективы Умэцугу Иноуэ в США и Канаде (2018) написал в Variety о нём следующее: «Режиссер, оказавший большое влияние на японский и гонконгский поп-кинематограф... Сочетание музыки, сцен потасовок и популярных молодых талантов у Иноуэ стало образцом для нового жанра под названием Nikkatsu Action».

Биография

Карьера в кино

Родившийся в Киото, Иноуэ в 1946 году окончил экономический факультет университета Кэйо. Однако, двадцатитрёхлетний молодой специалист-бухгалтер по специальности работать не пошёл, а устроился в 1947 году сценаристом и ассистентом режиссёра в только образованную кинокомпанию «Синтохо». Спустя пять лет, в 1952 году Иноуэ дебютировал на этой студии в режиссуре, поставив по своему сценарию романтическую комедию о студентах «Группа поддержки для любви». Он снимал драмы и комедии, но произвёл самое большоё впечатление своими музыкальными картинами. Его первой удачной работой в жанре мюзикла был фильм «Джазовый фестиваль 16-летней девушки» (1954), в котором блеснула начинающая певица и актриса Идзуми Юкимура. Иноуэ поставил восемь фильмов с Идзуми, включая наиболее популярный из них «Токийская Золушка» (1954).

В 1954 году амбициозный молодой режиссёр покинул компанию «Синтохо» и, поработав на паре независимых проектов, трудоустроился в старейшую из кинокомпаний «Никкацу», только открывшуюся после 12-летнего перерыва. Студия делает ставку на молодые таланты, обещая им быстрый карьерный рост и свободу самовыражения. Польстившись на заманчивые обещания, в «Никкацу» перебежали многие молодые кинематографисты других кинокомпаний, особенно ощутимо в то время поредели ряды студии «Офуна» компании «Сётику». Недовольные духом студии «Офуна» юные дарования переметнулись во вновь воспрявшую из небытия «Никкацу». Юдзо Кавасима, Сёхэй Имамура, Ко Накахира и другие были в их рядах. В это же время приходит в «Никкацу» полный творческой энергии Умэцугу Иноуэ. Первый, поставленный им в этой компании фильм «Саскэ Сарутоби» снят в жанре комедии, где двух легендарных соперников — Саскэ и Гоэмона Итикаву сыграли две большие студийные звезды Фрэнки Сакаи и Мититаро Мидзусима. Главными хитами студии «Никкацу» этого периода были фильмы о так называемом «солнечном племени», рассчитанные, прежде всего на молодёжную аудиторию. Идолом молодёжи и главной звездой этого направления был актёр и певец Юдзиро Исихара. Именно с участием Исихары и поставил Иноуэ свои самые успешные проекты в «Никкацу». В числе наиболее кассовых хитов 1957 года были фильмы «Орёл и ястреб» и «Ураганный барабанщик», поставленные Иноуэ с Юдзиро Исихарой в главной роли. Обе киноленты приносут актеру престижную «Голубую ленту» в номинации «Лучший новичок года», второй ещё и станет его визитной карточкой на всю жизнь. В лихо закрученной музыкальной мелодраме «Орёл и ястреб», действие которой происходит на корабле в открытом море, двое моряков соперничают из-за женского внимания. И хотя Юдзиро Исихаре приходится отстаивать свои интересы кулаками, он между делом исполняет свои популярные шлягеры. «Ураганный барабанщик», снятый в жанре музыкальной драмы показывает историю растущей карьеры амбициозного барабанщика. Этот фильм сделал Юдзиро Исихару звездой №1 японской киноиндустрии, его называли «японским Элвисом». Кинолента заняла третье место по кассовым сборам в японском прокате 1957 года, что обогатило студию «Никкацу» и укрепило репутацию режиссёра Умэцугу Иноуэ как создателя популярных мюзиклов. На какое-то время Иноуэ становится ведущим специалистом студии по молодым идолам, Юдзиро Исихара и Акира Кобаяси — его главные звезды. Однако, недовольный своими заработками, он покидает «Никкацу» в конце 1959 года и становится режиссёром-фрилансером, свободным художником, готовым принять любое предложение. Учитывая успех его картин, предложений было предостаточно.

Иноуэ переезжает со студии на студию, успевая иногда работать одновременно у нескольких конкурентов. На «Тоэй» он снимает три фильма с Кодзи Цурутой из его популярной серии «Преступный мир», а после этого еще полдюжины ранних нинкё-эйга. На «Дайэй» Иноуэ становится одним из главных иконографов актрисы Фудзико Ямамото, что не мешает режиссеру снять два или три самурайских фильма с Райдзо Итикавой, в том числе популярную киноленту «Третья тень» (1963). В кинокомпании «Сётику» Иноуэ снял несколько триллеров в стилистике японского нуара, в том числе: «Последнее предательство» (1960) — история о главаре банды, преданном его подручным и любовницей; «Алая роза» (1963) сосредоточен на полицейском, расследующем дело о наркоторговле, только чтобы выйти на главаря банды, роковую женщину, которой он очарован (фильм является вольной переработкой «Кармен» Проспера Мериме, включая музыку Бизе). Иноуэ также сделал красочную версию «Чёрной ящерицы» (в «Дайэй», 1962), адаптацию пьесы Юкио Мисимы. Обращение режиссёра к историческому жанру было более редким, но включало, снятого в компании «Тоэй», «Вора в чёрном» (1964), где организованные бандиты сражаются против безжалостного правления сёгуна в попытке вернуть свою землю.

С середины 1960-х и до начала 1970-х годов Иноуэ продолжал делать фильмы на различных студийных площадках в Японии, но он также проводил три месяца каждого года в Гонконге, где по заказу студии «Шоу бразерс» снял 17 кинолент. Вместе с Иноуэ в Гонконг были приглашены ещё четверо японских кинорежиссёров, почти все приглашённые — бывшие контрактники с «Никкацу». Знаменитые братья Шоу хотели, чтобы японцы научили китайских коллег снимать современные развлекательные фильмы, про музыку и про молодёжь. В группе прибывших в Гонконг японских режиссёров, Иноуэ пользовался привилегированным статусом (например, он был единственным, кому позволили не брать китайский псевдоним). Фильмы, снятые в Гонконге были успешны в прокате, при этом Иноуэ всегда соблюдал сроки производства и не выходил за рамки оговорённого заранее бюджета, за что его особенно ценили гонконгские продюсеры и хозяева корпорации Shaw Brothers. Некоторые его гонконгские фильмы были ремейками историй, которые Иноуэ ранее сделал в Японии: его главный хит «Ураганный барабанщик» был переделан в «Короля барабанщиков» (1967), а сделанный им ранее в «Сётику» мюзикл «Ночь, которую мы танцевали» (1963) стал «Гонконгским ноктюрном» (1966).

Одна из работ Иноуэ конца 1960-х годов, музыкальная мелодрама «Сезон любви» (1969) была закуплена для проката в СССР и пользовалась у нас большим успехом. Фильм занимает 480-ю строчку в списке самых кассовых фильмов советского кинопроката за всю его историю. Его посмотрели 27, 6 миллионов кинозрителей бывшего СССР.

Три музыкальных киноленты начала 1970-х годов «Цветы, слёзы и ревность», «Цветок Феникс» (оба — 1970) и «Всё о Хибари» (1971) Иноуэ сделал по просьбе популярной певицы и актрисы Хибари Мисоры, которая этими фильмами решила завершить свою кинокарьеру. Сам Иноуэ, будучи уже ветераном японской киноиндустрии, с начала 1970-х годов также уходит на телевидение, где самой известной его работой стали телефильмы о детективе Когоро Акэти, снятые по мотивам романов Рампо Эдогавы. Время от времени Иноуэ возвращался в большое кино. Среди его последних фильмов был второй ремейк «Ураганного барабанщика» (1983) и «Птица! Одолжи мне свои крылья» (1985). Свой последний фильм «Кодовое имя: Чёрный кот» режиссёр снял в 1987 году.

Иноуэ относится к числу самых плодовитых японских мастеров экрана. По количеству своих работ занимает первое место среди послевоенных японских режиссеров. Он поставил 115 фильмов для большого экрана и на телевидении им снято в общей сложности более 150 серий для различных сериалов (включая и отдельные ТВ фильмы). Рост внимания к популярным жанрам в японском кино недавно стимулировал что-то вроде возрождения интереса к работам Иноуэ. В 2018 году мини-ретроспектива отреставрированных фильмов Иноуэ прошла по городам США (в Вашингтоне, Нью-Йорке, Бостоне, Хьюстоне, Чикаго и Филадельфии) и Канады (в Ванкувере, Торонто...).

Умэцугу Иноуэ умер 11 февраля 2010 года в больнице в Минато-ку, Токио, от кровоизлияния в мозг. Ему было 86 лет. Прощальный вечер состоялся 13 апреля того же года, в нём приняли участие 600 человек.

Личная жизнь

С 1957 года и до своей кончины Иноуэ состоял в браке с киноактрисой Юмэдзи Цукиока, которая играла в некоторых его фильмах, сделанных в «Никкацу». В этом браке была рождена дочь Эми Иноуэ, учившаяся кулинарному мастерству во Франции и ставшая известным шеф-поваром и кулинарным экспертом. Руководит школой кулинарного искусства в Японии.

Признание

При жизни Умэцугу Иноуэ и его фильмы были обделены вниманием коллег. И только после смерти на церемонии вручения премий Японской академии 2011 года Иноуэ был удостоен Специальной премии председателя академии за карьеру. Награду передали вдове и дочери покойного, присутствовавших на церемонии.

Фильмография

Комментарии

  • ↑ Кинофильмы о «солнечном племени» — множество фильмов, появившихся на японских киноэкранах в 1956 году вслед за кинолентой «Солнечный сезон» режиссёра Такуми Фурукавы, поставленному по роману Синтаро Исихары (он был автором и других экранизированных романов о «солнечном племени»). Все эти фильмы объединены одной тематикой — показом бунтующей молодёжи против мира взрослых. Фильмы этой тематики были популярны вплоть до начала 1960-х годов.
  • ↑ В советском прокате фильм демонстрировался с 15 июня 1970 года, р/у Госкино СССР № 2096/70 (до 7 апреля 1977 года) — опубликовано: «Каталог фильмов действующего фонда. Выпуск II: Зарубежные художественные фильмы», Инф.-рекл. бюро упр. кинофикации и кинопроката комитета по кинематографии при Совете министров СССР, М.-1972, стр. 133.
  • Еще по этой теме:
    Поверхность Иноуэ
    Поверхность Иноуэ
    Поверхность Иноуэ — это некоторые комплексные поверхности Кодайры класса VII. Поверхности названы именем Масахита Иноуэ, который привёл первые нетривиальные примеры поверхностей Кодайры класса VII в
    Мацуока, Юки
    Мацуока, Юки
    Юки Мацуока (яп. 松岡 由貴 Мацуока Юки) — сэйю. Родилась 13 сентября 1970 года в Осаке. В настоящее время работает на Production Baobab. Роли В аниме OVA Love Hina Again — Куро Jungle wa
    Капитановский, Владимир Евгеньевич
    Капитановский, Владимир Евгеньевич
    Владимир Евгеньевич Капитановский (10 декабря 1920, Москва, РСФСР) — советский режиссёр и сценарист, отец музыканта и режиссёра-документалиста Максима Капитановского (1948—2012), Биография Родился
    Иноуэ, Косэй
    Иноуэ, Косэй
    Косэй Иноуэ (яп. 井上 康生, 15 мая 1978, Мияконодзё) — японский дзюдоист полутяжёлой весовой категории, выступал за сборную Японии в конце 1990-х — середине 2000-х годов. Чемпион летних Олимпийских игр в
    Бирманская арфа (фильм, 1956)
    Бирманская арфа (фильм, 1956)
    «Бирманская арфа» (яп. ビルマの竪琴 Biruma no tategoto) — фильм, японская драма Кона Итикавы 1956 года по одноимённому роману Митио Такэямы. Картина завоевала две премии Венецианского кинофестиваля
    Квак Чэ Ён
    Квак Чэ Ён
    Квак Чэ Ён (кор. 곽재용?, 郭在容?) (род. 22 мая 1959) — южнокорейский кинорежиссёр и сценарист. Его дебютный фильм Watercolor Painting in a Rainy Day в 1989 был успешным началом его карьеры, но
    Комментарии:
    Добавить комментарий
    Ваше Имя:
    Ваш E-Mail: