Прожиточный минимум в России
Прожиточный минимум в России — минимальный уровень дохода, который считается необходимым для обеспечения определённого уровня жизни в России.
До конца 2020 года это была стоимость условной потребительской корзины. В России в годовую потребительскую корзину трудоспособного человека входят 100 кг картофеля, 126,5 кг хлеба, макарон и крупы, 60 кг фруктов, 58 кг мяса, 210 яиц и т. д. Кроме еды, в корзину входят еще и непродовольственные товары, которые оцениваются в половину суммы, потраченной на продукты. Коммунальные платежи и прочие услуги — также берутся как 50 % стоимости продуктовой корзины. При этом, прожиточный минимум рассчитывается отдельно по каждому региону. А также для трех групп населения — дети, пенсионеры и трудоспособные. Считается, что меньше всего денег нужно пенсионерам. Прожиточный минимум это условная величина, нужная для расчёта пособий, социальных выплат, МРОТ, штрафов и налогов.
С 1 января 2021 года прожиточный минимум в России, согласно Федеральному закону от 29.12.2020 N 473-ФЗ, рассчитывается, как 44,2 % от медианного дохода граждан РФ за прошлый год, с учётом коэффициента дифференциации по каждому региону. В целом по РФ прожиточный минимум на 2021 год составит 11 653 рубля в месяц (или на 3,7 % больше, чем в IV квартале 2020 года). Прожиточный минимум будет устанавливаться не ежеквартально, как раньше, а 1 раз в год, при этом в сторону уменьшения прожиточный минимум меняться не будет.
История
Величина прожиточного минимума, как правило, устанавливается по результатам прошедшего периода, поэтому использовалась формулировка «за квартал», с 2021 года — за прошлый год.
Между тем с 2002 года Трудовой кодекс РФ гласит: МРОТ устанавливается на всей территории РФ федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, а «сроки и порядок» поэтапного повышения МРОТ до этого самого минимума должны быть установлены федеральным законом. В 2014 г. Минтруд пообещал, что МРОТ будет доведён до уровня официально установленного прожиточного минимума к 1 октября 2017 г. С 1 октября 2015 года планировалось упразднить федеральный МРОТ и заменить его на региональный, который устанавливался бы для каждого субъекта федерации в отдельности и зависел от прожиточного минимума. Однако от этих планов решено было отказаться.
19 апреля 2017 г. премьер-министр России Дмитрий Медведев, выступая в Госдуме с отчётом о работе правительства за год, заявил, что минимальный размер оплаты труда будет повышен до уровня прожиточного минимума работающего человека в ближайшие несколько лет. Федеральным законом от 19.06.2000 N 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (Закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ) определено, что с 1 января 2019 г. МРОТ устанавливается в размере не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по РФ за II квартал предыдущего года, а c 1 января 2021 года — не ниже прожиточного минимума на очередной год.
На август 2015 минимальный прожиточный минимум в России, по результатам опроса населения ВЦИОМ, составлял 22 755 рублей, что в 2,5 раза больше официальной величины, рассчитанной Росстатом. По данным Росстата, в октябре 2015 года реальная зарплата среднего россиянина сократилась на 10,9 % по сравнению с октябрём 2014 г. По оценке «ВТБ Капитал», в этом году россияне расходовали 50-55 процентов семейного бюджета на покупку продуктов.
Величина прожиточного минимума, согласно Росстату, в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» представляла собой стоимостную оценку потребительской корзины, включающей минимальные наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, а также обязательные платежи и сборы.
Потребительская корзина в субъектах Российской Федерации устанавливается законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации.
Назначение прожиточного минимума
- оценки уровня жизни населения Российской Федерации при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ;
- обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда и минимального размера пенсии по старости, а также для определения устанавливаемых на федеральном уровне размеров стипендий, пособий и других социальных выплат;
- формирования федерального бюджета.
- оценки уровня жизни населения соответствующего субъекта Российской Федерации при разработке и реализации региональных социальных программ;
- оказания необходимой государственной социальной помощи малоимущим гражданам;
- формирования бюджетов субъектов Российской Федерации.
- Центров занятости населения, с целью определения «подходящей» работы для официально зарегистрированных безработных.
Социальная направленность прожиточного минимума
Показатель прожиточного минимума носит социальный характер и применяется для оценки уровня жизни населения, а также является важным ориентиром при установлении минимального размера оплаты труда. Так, минимальный размер оплаты труда не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения (ч. 1 ст. 133 ТК РФ).
Норм, предполагающих применение величины «прожиточного минимума» работодателями, нет ни в трудовом, ни в налоговом законодательстве.
Величина прожиточного минимума
По Российской Федерации в целом и в субъектах Российской Федерации величина прожиточного минимума определяется ежеквартально на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам.
Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации, в субъектах Российской Федерации — в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.
Величины прожиточного минимума устанавливаются в руб./месяц, отдельно на душу населения, для трудоспособного населения, для пенсионеров, для детей. С 1 января 2021 года для трудоспособного населения прожиточный минимум составит 109 %, для пенсионеров — 86 %, для детей — 97 % от прожиточного минимума, установленного в целом по России.
Разделение величины прожиточного минимума со своими персональными значениями существует в каждом субъекте РФ.
Оценки и мнения независимых экспертов
Многие независимые эксперты-экономисты, в том числе глава «ВЦУЖ» Вячеслав Бобков, полагают, что официально установленный прожиточный минимум в России искусственно занижен в 2-2,5 раза, по сравнению с реальным. С 1 января 2013 г. Правительство России изменило принцип формирования потребительской корзины. Теперь в ней учитывается только стоимость пищевых продуктов, а стоимость непродовольственных товаров и услуг берется как 50 % от стоимости продуктовой корзины. По мнению экспертов, это позволяет, за счет «статистических манипуляций», искусственно сдерживать официально установленный прожиточный минимум. Таким образом «государство пытается сократить социальную нагрузку на бюджет» — заявил российский эксперт в интервью «Deutsche Welle».
Правительство РФ с января 2021 года отказалось от расчёта прожиточного минимума и МРОТ на основе продуктовой корзины, прожиточный минимум будет рассчитываться как 44,2% от величины медианного дохода граждан, а МРОТ — 42 % от медианной заработной платы по РФ за прошлый год. В связи с ростом цен на продукты питания, товары и услуги и падением реальных располагаемых доходов населения в последние годы, С. М. Миронов назвал это решение Правительства РФ «шулерским трюком».