Показать меню

Гёбекли-Тепе

16.10.2021
17

Гёбекли-Тепе (тур. Göbekli Tepe — «Пузатый холм», известный также как «Пупочный холм», курд. Xirabreşk, ) — храмовый комплекс, расположенный в 8 километрах к северо-востоку от города Шанлыурфа (Эдесса), в 2,5 километрах от деревни Оренджик в регионе Юго-Восточная Анатолия, на юге Армянского нагорья (Турция).

Является древнейшим из крупных мегалитических сооружений в мире. Его возраст оценивается до 12 000 лет, ориентировочно датируется по меньшей мере IX тысячелетием до нашей эры, согласно геомагнитным исследованиям, проведённым в 2003 году. Представляет собой сооружения круглой формы (концентрические окружности), число которых доходит до 20. Поверхность некоторых колонн покрыта рельефами. Долгое время (9,5 тысяч лет) был скрыт под холмом Гёбекли-Тепе высотой около 15 метров и диаметром около 300 метров. Археологические находки в Гёбекли-Тепе и Невалы-Чори революционным образом изменили представления о раннем неолите Ближнего Востока и Евразии в целом.

Открытие

Гёбекли-Тепе был уже в начале 1960-х годов известен археологам, но его истинная значимость долго оставалась неясной. Американский археолог Петер Бенедикт (англ. Peter Benedict) предполагал, что под ним находится кладбище византийской эпохи. С 1994 года раскопки и исследования проводятся стамбульским отделением Немецкого археологического института (нем. Deutsches Archäologisches Institut, DAI) в сотрудничестве с музеем Шанлыурфа (Şanlıurfa) под руководством Клауса Шмидта. Шмидт уже по виду камней, найденных на поверхности, определил, что это стоянка каменного века. Задолго до начала раскопок холм использовался местными земледельцами, которые вытаскивали мешающие им каменные блоки и складывали их в кучи или засыпали слоями земли. Археологи установили, что известный холм не мог образоваться естественным путём, и вскоре обнаружили среди камней Т-образные колонны со следами стёсанных рисунков.

Храмовый комплекс

Скульптура животного на одной из Т-образных колонн.

Общий вид Увеличение

На сегодняшний день храмы Гёбекли-Тепе представляют собой древнейшие культовые сооружения. Их строительство началось ещё в мезолите и продолжалось несколько тысяч лет.

Археологический комплекс состоит из трёх основных слоёв, которые относятся к эпохе неолита. Древнейшим является слой III, относящийся к культуре докерамический неолит А (PPNA). В древнейшем слое (слой III) найдены монолитные колонны до 3 м в высоту, соединённые стенами из необработанного камня в округлую или овальную в плане постройку. Аналогичные колонны устанавливали в центре сооружения. Полы из обожжённого известняка с низкими каменными скамьями вдоль стен. Кроме того, в храме устанавливали скульптуры кабанов и лис. Всего вскрыто четыре таких сооружения диаметром от 10 до 30 м. По данным геофизических исследований, в недрах холма скрыто ещё 16 таких сооружений. Камень добывали поблизости, выламывая его при помощи каменных клиньев. В каменоломнях найдено несколько незаконченных колонн, длина которых достигала 9 м.

Слой II соответствует периоду докерамический неолит B (PPNB) (7500—6000 лет до н. э.). В эту эпоху над засыпанными древнейшими сооружениями были построены четырёхугольные залы с полами из полированного известняка. Верхние слои повреждены выветриванием и позднейшим земледелием.

Колонны храмов украшены резьбой по камню в виде животных и абстрактных пиктограмм. Они не могут быть системой письма, но отражают общеупотребительные сакральные символы своей культуры, известные и для других неолитических культур.

Среди узнаваемых изображений — быки, кабаны, лисы, львы, газели, змеи и крокодил, муравьи, скорпионы, пауки, птицы, чаще всего грифы и утки.

Изображения грифов связывают с особенностью местного культа; предполагается, что мертвых не хоронили, а оставляли на съедение грифам (позже это было принято у огнепоклонников), а их головы отделяли от туловища и хранили как предмет культа предков (как в предшествующей натуфийской культуре). Изображений человека немного, среди них — изображение обезглавленного тела, окружённого грифами. На Т-образных колоннах имеются также изображения рук, возможно, обозначающих людей.

В храмах найдено множество кремневых артефактов (преимущественно наконечники стрел и скребла), а также кости животных. Предполагается, что храмовый комплекс был объектом паломничества для людей, обитавших за сотни километров от него. Здесь происходили ритуальные действа и, возможно, жертвоприношения. Тем не менее, при храме постоянно жило некоторое количество служителей культа.

Хотя комплекс формально относится к культуре докерамический неолит, на раннем этапе строительства в нём не найдено следов одомашненных животных или растений. Начинали строительство охотники-собиратели. В то же время, завершали строительство земледельцы и по данным генетических исследований, одомашненная пшеница происходит от дикого подвида, растущего на горе Карачадаг (Karacadağ) в 30 км от Гёбекли-Тепе. Предполагается, что культ Гёбекли-Тепе играл ключевую роль в возникновении земледелия.

По мнению психолога архитектуры Коллина Элларда, строительство комплекса преследовало не утилитарные, а магические цели. Эллард считает, что на колоннах были вырезаны изображения тотемов, целью которых было преодоление страха смерти. Согласно другой версии, Гёбекли-Тепе был задуман как место исцеления от болезней.

Возможно, сооружения являются не храмовым комплексом, а обсерваторией.

Хронологический контекст

Все заключения относительно храмового комплекса Гёбекли-Тепе пока носят предварительный характер, так как раскопки ведутся лишь на 5% его территории. Археологи считают, что исследования будут продолжаться ещё около 50 лет. Руководитель раскопок Клаус Шмидт предполагал оставить большую часть комплекса нетронутым, сохранив его учёным будущих поколений (когда археологические методы, предположительно, должны стать более совершенными).

Датировка исследованной части относит конец слоя III к IX тысячелетию до н. э., а его начало — к X тысячелетию до н. э. или ранее. Слой II относится к VIII—IX тысячелетиям до н. э.

Поскольку комплекс появился ещё до неолитической революции, происхождение в данном регионе земледелия и скотоводства следует, по-видимому, отнести к эпохе после 9 тыс. лет до н. э. В то же время постройка столь грандиозного сооружения требовала усилий большого количества людей и определённой социальной организации. Для мезолита это нехарактерно. По приблизительным оценкам, для изготовления и доставки колонн массой 10—20 т от каменоломни до постройки, которые разделяют до 500 м, при отсутствии тягловых животных требовались усилия до 500 человек. На самом деле некоторые колонны весят до 50 т, поэтому людей нужно было ещё больше. Предполагают даже, что на таких работах использовали рабский труд, что также нехарактерно для сообществ охотников и собирателей. Такие работы требовали планомерных усилий и наличия социальной иерархии, в которой многие люди были подчинены одному религиозному или военному лидеру, и религиозный лидер должен был затем контролировать проведение ритуалов. В таком случае, само существование храмового комплекса в столь далёкую историческую эпоху свидетельствует о социальном расслоении на очень раннем этапе развития неолитической культуры.

В начале VIII тысячелетия до н. э. храмовый комплекс Гёбекли-Тепе утратил прежнее значение. Но он не был просто покинут и забыт, чтобы постепенно разрушиться в результате естественного выветривания. Он был намеренно засыпан 300—500 м³ земли. Кем и почему это было сделано, неизвестно.

С точки зрения Гамкрелидзе и Иванова место было родиной всех ранних индоевропейских народов, однако это оспаривали ряд учёных, в частности Мэллори. К этой точке зрения близка Армянская гипотеза, а также Анатолийская гипотеза — которая центр иррадиации индоевропейских языков отодвигает на запад Анатолии.

Интересные факты

  • В 2010 году с места раскопок была украдена стела с рельефами человеческой головы в верхней части и животного в нижней. После этого происшествия вход посторонних на место раскопок стал ограничен. В настоящее время предполагается открыть памятник для посещения туристами.
  • Существует гипотеза, что строительство комплекса могло быть связано с открытием природного цемента и бетона на его основе.
  • В 2017 году исследователи из Эдинбургского университета сообщили, что проанализировали символы на колоннах храмового комплекса Гёбекли-Тепе. Предположив, что рисунки означают положение небесных тел, и сопоставив их с картой созвездий того времени, они пришли к выводу, что около 10950 года до нашей эры на Землю могла упасть комета. По их мнению, изображение человека без головы может указывать на многочисленные жертвы этой катастрофы. Последовавший за этим период с конца 11-го до конца 10-го тысячелетия до нашей эры, так называемый поздний дриас, был отмечен резким похолоданием.
Еще по этой теме:
Аваш (холм)
19:00, 17 июнь
Аваш (холм)
Аваш — холм вулканического происхождения в районе города Мишкольц, Венгрия. Его вершина (234 м над уровнем моря, 104 м над городом) является высшей точкой Мишкольца. На вершине холма стоит
Жыланды (могильник)
12:00, 08 апрель
Жыланды (могильник)
Жыланды — комплекс древних погребальных сооружений. Находится на территории Абайского района Карагандинской области Казахстана, на берегу реки Нура, в 7 км к югу от села Самар. В 1972 исследован
Ляля-Иляги
12:32, 14 декабрь
Ляля-Иляги
Ляля-Иляги (также встречается название Лелетепе) — холм высотой 271,1 м, расположенный на расстоянии 2,9 км к северо-западу от села Чоджук Марджанлы Джебраильского района Азербайджана. Этимология
Гробница в Амфиполе
11:42, 12 декабрь
Гробница в Амфиполе
Гробница в Амфиполе (греч. Τάφος της Αμφίπολης) — крупнейшая известная гробница в Греции. Находится на холме Каста (Καστά), на левом берегу реки Стримон, в 900 м к юго-востоку от деревни
Острова Демьяна Бедного
08:02, 09 декабрь
Острова Демьяна Бедного
Острова Демьяна Бедного — группа островов в северо-западной части архипелага Северная Земля (Россия), в Карском море. Административно относятся к Таймырскому Долгано-Ненецкому району Красноярского
Гробница Антиоха I Коммагенского
03:46, 02 декабрь
Гробница Антиоха I Коммагенского
Гробница Антиоха I Коммагенского (арм. Անտիոք Ա թագավորի դամբարան), более известная как Святилище на горе Немрут; внесена в официальный русскоязычный список Всемирного наследия ЮНЕСКО под названием
Комментарии:
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail: