Показать меню

Теория насилия

Теория насилия — одна из распространённых теорий происхождения государства и права. Наиболее видные её сторонники — немецкий философ и экономист Евгений Дюринг (1833—1921), польский социолог и государствовед Людвиг Гумплович (1838—1909), Карл Каутский (1854—1938) и другие. Основной принцип теории насилия заключается в том, что главная причина возникновения государства и права лежит не в социально-экономическом развитии общества и возникновении классов, а в завоевании, насилии, порабощении одних племён другими (то есть связана с факторами военно-политического характера).

Первоначальный фактор возникновения государства следует искать в непосредственной политической силе. Общество, по мнению Е. Дюринга, состоит по меньшей мере из двух человек. Две человеческие воли как таковые вполне равны друг другу, и ни одна из них не может предъявить другой никаких позитивных (в теории права — искусственных, насажденных) требований. При таком положении дела, когда общество состоит из двух равных лиц, неравенство и рабство невозможны. Для объяснения происхождения государства Дюринг образно привлекает третьего человека, так как без него нельзя принимать решение большинством голосов, а без подобных решений, то есть без господства большинства над меньшинством, не может возникнуть государства. По его мнению, собственность, классы и государство возникают как результат насилия одной части общества над другой.

Польский социолог и государствовед Л. Гумплович является представителем теории внешнего насилия. Согласно этой теории государство образуется вследствие завоевания сильным племенем более слабого. В итоге завоевания возникает рабство: одно племя, победившее в борьбе, становится господствующим; другое, потерпевшее поражение, теряет свободу и оказывается в положении рабов. Рабство в свою очередь ведет к появлению частной собственности и классов. С частной же собственностью связан и ею обусловлен переход от кочевого быта к земледельческому, оседлому быту. Государственная власть, по Гумпловичу, возникает из физической силы: господство племени, основанное вначале только на физическом преобладании над другим племенем, постепенно превращается в государство класса, опирающегося на экономическое могущество последнего.

К.Каутский также видит источник государства во внешнем насилии, в войнах. Племя-победитель, по его утверждению, подчиняет себе побеждённое племя, присваивает землю этого племени, а затем принуждает его систематически работать на себя, платить дань или подати. В результате такого завоевания возникает не деление на классы, а принудительный аппарат, создаваемый победителями для управления побежденными, который позже преобразуется в государство. Лишь там, пишет Каутский, где имеет место внешнее насилие, «возникает деление на классы, но не вследствие деления общины на различные подразделения, но вследствие соединения в одно двух общин, из которых одна делается господствующим и эксплуатирующим, другая — угнетённым и эксплуатируемым классом».

К. Каутский пытался доказать, что при дальнейшем развитии общества государство трансформируется в инструмент всеобщей гармонии, в орган защиты и обеспечения всеобщего блага как сильных, так и слабых. Теория была воспринята нацистской Германией в качестве официальной идеологии.

Отвергать полностью теорию насилия нельзя не только из формальных соображений, но и на основании исторического опыта, который подтверждает, что завоевание одних народов другими являлось реальным фактором существования государственности исторически длительное время (например, Золотая Орда). Элементы насилия, как внутреннего, так и внешнего, объективно присутствовали и сопровождали процесс образования любого государства (римское, древнегерманское государство, Киевская Русь). В более позднее время непосредственное насилие сыграло решающую роль в образовании американского государства: борьба между Севером и рабовладельческим Югом в итоге привела к образованию США. Ясно, что эти реальные факты исторической действительности лишь частично подтверждают истинность теории насилия, но не позволяют игнорировать ее научные положения.

Еще по этой теме:
Гражданское законодательство
Гражданское законодательство
Гражданское законодательство — совокупность правовых актов (а не норм права, как правовая отрасль), которые определяют правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и
Палиенко, Николай Иванович
Палиенко, Николай Иванович
Николай Иванович Палиенко (1869, Киев — 1937, Харьков) — российский, украинский учёный-юрист и теоретик права; академик АН УССР (с 1930). Биография Высшее образование получил на юридическом
Варламова, Наталия Владимировна
Варламова, Наталия Владимировна
Наталия Владимировна Варламова (род. 1952) — юрист, специалист по философии права, а также — теории и социологии права и государства; выпускница Всесоюзного юридического заочного института (1986);
Бачило, Иллария Лаврентьевна
Бачило, Иллария Лаврентьевна
Иллария Лаврентьевна Бачило (31 декабря 1926, Ленинград — 21 декабря 2017) — советский и российский юрист, специалист по информационному праву; доктор юридических наук (1981), профессор, заведующая
Палиенко, Николай Иванович
Палиенко, Николай Иванович
Николай Иванович Палиенко (1869, Киев — 1937, Харьков) — российский, украинский учёный-юрист и теоретик права; академик АН УССР (с 1930). Биография Высшее образование получил на юридическом
Богданова, Наталья Александровна
Богданова, Наталья Александровна
Наталья Александровна Богданова (род. 30 августа 1947, Панфилов, Казахская ССР) — российский учёный-правовед, доктор юридических наук, профессор кафедры конституционного и муниципального права
Комментарии:
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail: