Показать меню

Кафедра океанологии МГУ

Кафедра океанологии географического факультета МГУ — является одной из старейших кафедр данного профиля в России, крупнейшим научно-исследовательским и учебным центром в подготовке специалистов — океанологов в области гидрологии и гидрохимии морей и океанов и других смежных дисциплинах.

Основание кафедры

Создание кафедры океанологии на географическом факультете МГУ связано с именем Николая Николаевича Зубова. В послевоенные годы в Советском Союзе началась реализация обширной программы исследований Мирового океана, резко повысился спрос на специалистов-океанологов высшей квалификации. В 1948 году Н. Н. Зубов стал искать возможность создания новой кафедры океанологии в Москве. 14 февраля 1952 года состоялось общее собрание географов-океанологов Московского университета, в котором приняли участие профессора, преподаватели, аспиранты и студенты — всего 34 человека, на повестке для которого организация самостоятельной кафедры океанологии на географическом факультете МГУ. Решение собрания поддержали заведующий кафедрой полярных стран, профессор В. Г. Богоров, декан географического факультета, профессор К. К. Марков, проректор МГУ по естественным факультетам, профессор К. А. Салищев. В 1953 г. естественные факультеты Московского университета переехали в новые корпуса на Ленинских горах. Тогда появилась возможность расширения географического факультета, в его структуре появились новые кафедры и среди них — кафедра океанологии. Профессору Н. Н. Зубову было предложено стать заведующим новой кафедрой, но он, ссылаясь на возраст, от заведования отказался и выдвинул на эту должность своего ученика, доктора географических наук, профессора А. Д. Добровольского. Была определена и специальность выпускников — «географ-океанолог».

Организация кафедры

При организации кафедры её главной специализацией была определена физическая океанология. В 1953 г. состоялся выпуск первых десяти географов-океанологов. Учитывая тяжелые условия практической деятельности океанологов в морских экспедициях, на кафедру принимались преимущественно юноши. Численность выпускников составляла в среднем 10 специалистов ежегодно. Кроме аудиторных занятий, студенты-океанологи после 2-го курса проходили учебную практику на Черном море. Береговая часть практики осуществлялась в гидрометеорологической обсерватории Одесского гидрометеорологического института, а морская — на судне «Московский университет». После 3-го и 4-го курсов студенты проходили производственную практику в рейсах научно-исследовательских судов Академии наук, Госкомгидромета, Министерства рыбного хозяйства, Военной гидрографии и других ведомств в качестве практикантов и стажеров.

Заведующие кафедрой

  • 1953—1987 года — доктор географических наук, профессор Добровольский, Алексей Дмитриевич
  • 1989—1994 года — доктор географических наук, профессор Мамаев, Олег Иванович
  • 1994—2006 года — доктор физико-математических наук, профессор, член-корреспондент РАН Лаппо, Сергей Сергеевич
  • 2006 — настоящее время — доктор географических наук, профессор, член-корреспондент РАН Добролюбов Сергей Анатольевич

Кафедра в настоящее время

В преподавательском составе работают выпускники кафедры, кандидаты географических наук, доценты В. С. Архипкин, А. В. Полякова, А. Н. Пантюлин, Т. В. Самборский и ст. преподаватель С. С. Мухаметов. В научных штатах трудятся выпускники кафедры: старейший сотрудник кафедры, выпускник 1953 года В. Л. Лебедев и специалист по морским льдам и акустике М. Г. Деев; кандидаты географических наук, старшие научные сотрудники А. Н. Демидов, А. Т. Кондрин, старший научный сотрудник С. А. Мысленков, научный сотрудник Ф. Н. Гиппиус. Еще два сотрудника работают в учебно-вспомогательном (инженер Н. С. Перлова) и научно-вспомогательном составах (инженер И. А. Гангнус); все они также участвуют в учебном процессе. В настоящее время на кафедре читают лекции совместители академик Саркисян, Артём Саркисович; выпускник кафедры, член-корреспондент РАН, профессор С. К. Гулев.

Кафедра океанологии поддерживает тесные научные связи с многими мореведческими организациями России и ближнего зарубежья, среди которых Институт океанологии имени П. П. Ширшова РАН, Государственный океанографический институт им. Н. Н. Зубова, Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии, Морской Гидрофизический институт и Тихоокеанский океанологический институт.

Основные направления на кафедре

  • Роль океана в долгопериодных колебаниях климата. Крупномасштабное взаимодействие океана и атмосферы. Глобальная циркуляция океана, пресноводный баланс океанов, меридиональный перенос тепла и пресной составляющей в океанах. Водные массы океанов, методы анализа водных масс, климатическая изменчивость параметров промежуточных и глубинных вод.
  • Уравнение состояния морской воды. Физические свойства морской воды. Соленость и методы её определения.
  • Сравнительное мореведение. Структура вод Белого, Каспийского и Черного морей, изменчивость их гидрологических и гидрохимических характеристик под влиянием природных и антропогенных факторов. Экологические проблемы морей России.
  • Циркуляция в прибрежной области морей. Численное моделирование шельфовой циркуляции, штормовых нагонов и ветрового волнения.
  • Океанологическая школа Московского университета

    Становление

    Как и кафедру океанологии, школу создал профессор Николай Николаевич Зубов. Среди его работ выделяются шесть фундаментальных монографий:

    • «Морские воды и льды» (1938),
    • «Льды Арктики» (1945) с дополнением «О льдах Арктики и Антарктики» (1956),
    • «Динамическая океанология» (1947),
    • «В центре Арктики — Очерки по истории исследования и физической географии Арктики» (2-е изд. 1948),
    • «Отечественные мореплаватели — исследователи океанов и морей» (1954)
    • «Основы учения о проливах Мирового океана» (1956).

    Одной из важнейших работ Н. Н. Зубова стали «Океанологические таблицы», изданные первый раз (в соавторстве с В. В. Шулейкиным и С. В. Бруевичем) под названием «Океанографические таблицы» в 1931 году, второй раз (в соавторстве с Н. И. Чигириным) в 1940 году, третий — в 1957 году. Достаточно заметить, что после 1957 г. уже ни одна океанологическая экспедиция не выходила в море без этой книги.

    Принципы океанологической школы

    • «Динамическая океанология» содержит модели основных динамических процессов в океане — перемешивания вод, образования ветровых волн, приливов, разного типа течений и переноса морских льдов. В каждой теме Зубов подробно рассматривает упрощения действительной природы океана, положенные в основание данной модели. Эти упрощения он называл допущениями модели, систематизировал, нумеровал и неукоснительно требовал от студентов перечислять их на экзамене при изложении моделей. Это особенное внимание к соответствию условий, принятых в модели, и условий, существующих в океане, составляет отличительный принцип зубовского подхода к изучению океана. Этот принцип верности природе, приоритета объекта над моделью не был широко распространен при Зубове и до сих пор встречает большое противодействие в океанологии.
    • Стремление к простоте и понятности изложения научного материала. Благодаря простоте и ясности изложения исключительно важные зубовские методы расчетов скорости течений, а также образования, нарастания и дрейфа морских льдов получили широкое распространение в нашей стране, стали использоваться во всех экспедициях и на полярных станциях.
    • Принцип равенства между исследователями океана, и начинающими, и именитыми. Повторяя мысль великого естествоиспытателя В. И. Вернадского, Н. Н. Зубов говорил: «Наука так велика, а мы её слуги так малы перед её лицом, что нельзя делать различий между нами». Зубов любил повторять, что счастье учителя состоит в том, чтобы стать ненужным своим ученикам.

    Последователи зубовской океанологической школы

    Руководителем кафедры океанологии и океанологической школы МГУ долгие годы был Алексей Дмитриевич Добровольский, пользовавшийся огромным уважением среди океанологов и студентов. А. Д. Добровольскому удалось во многом сохранить созданную Зубовым школу и её учеников. Сподвижником Добровольского был профессор Александр Иванович Дуванин (1914—2002), ученик Ю. М. Шокальского, известный исследователь приливов Мирового океана, приглашенный в 1960 г. из ГОИНа после смерти Зубова. Под его руководством были начаты исследования волновых процессов в океане и крупномасштабного взаимодействия океана и атмосферы. Крупным ученым был и профессор Олег Иванович Мамаев. Его научные монографии наполнены богатой информацией, глубоко продуманы и хорошо спланированы, все они написаны в ясном и простом стиле зубовской школы, а поэтому остаются незаменимыми профессиональными пособиями для студентов. Мамаев был также мастером устной лекции. Писал мелом красиво и четко. Важным делом О. И. Мамаева стал кафедральный семинар, на котором преподаватели и научные сотрудники обсуждали обстоятельные и неформальные доклады по темам своей работы. Доктор физико-математических наук, член-корреспондент РАН, профессор Лаппо, Сергей Сергеевич поставил во главу угла исследования глобальной межокеанской циркуляции (глобального конвейра) — новейшего крупного открытия океанологии на рубеже XX—XXI веков. Регулярной практикой стали многочисленные океанские экспедиции сотрудников кафедры и студентов в район субполярной Северной Атлантики, где происходит образование глубинных вод Мирового океана — основного звена «межокеанского конвейера».

    Направления исследований

    • Водные массы и глобальный тепломассообмен в системе океан-атмосфера-льды
    • Региональная океанология
    • Вопросы теоретической географии Мирового океана
    • Волновые процессы и анализ временной изменчивости гидрофизических характеристик океана
    • Исследование физических свойств морской воды и расчет морских течений
    • Гидрохимические и рыбохозяйственные исследования
    • История морских экспедиций и географических открытий

    Экспедиционные и исследовательские работы

    С 1997 по 2013 г. сотрудники, аспиранты и студенты кафедры участвовали более чем в 20 рейсах на судах ИО РАН «Профессор Штокман», «Академик Иоффе» «Академик Мстислав Келдыш» и «Академик Сергей Вавилов» в Атлантическом и Южном океанах. Эти рейсы проходят в рамках международных климатических программ WOCE («Глобальный эксперимент по изучению циркуляции Мирового океана») и CLIVAR («Вариации климата»). Основу экспедиционных наблюдений составили повторяемые океанографические разрезы: широтные в Северной Атлантике и квазимеридиональные в Южном океане. Сравнение полученных материалов с данными предшествующих рейсов позволили получить количественную оценку изменчивости водных масс Атлантики, меридиональных переносов тепла.

    С 1953 по 1991 г. базой морской практики студентов являлась Одесса, где находился Гидрометеорологический институт, имевший собственную обсерваторию на берегу Черного моря. После распада СССР учебная практика проводится на базе Южного отделения ИО РАН в Голубой бухте в окрестностях Геленджика.

    В течение первых десятилетий морские исследования кафедры проводились на судах, принадлежавших МГУ. Сначала это был бывший большой морской охотник, получивший имя «Московский Университет», затем это же имя носили еще три судна, сменявшие одно другое: «Риони», «Академик Петровский», «Горизонт». Последние два судна уже имели неограниченный район плаваний и использовались не только для учебных, но и производственных практик, а также научных экспедиций.

    В 1970-80-х годах стало возможным в рамках комплексных океанологических экспедиций на этих судах под руководством А. Н. Косарева, В. Л. Лебедева и К. К. Зеленова провести исследования гидрологической структуры вод Черного, Средиземного и Красного морей, получить данные о циркуляции вод в районе подводных гор Восточной Атлантики, определить параметры внутренних волн в районе Гибралтарского пролива, оценить возможное влияние подводного вулканизма на характеристики придонных вод районе разломов Атлантики и Красного моря. База судов МГУ находилась в Севастополе, поэтому после 1991 г. они были реквизированы Украиной. С тех пор возможности собственных судовых исследований резко сократились.

    Главный вклад в исследование этого водоема внес А. Н. Косарев, ставший автором нескольких монографий по гидрологическому режиму и его связи с изменениями уровня моря. На основе сформированных максимально полных банков архивных данных судовых гидрологических и береговых гидрометеорологических наблюдений в Черном и Каспийском морях им совместно с В. С. Тужилкиным впервые сформулирована новая концепция гидрологического климата глубоких внутренних морей. Согласно этой концепции, главным климатообразующим процессом в этих морях, наряду с вынужденной реакцией на годовой цикл внешних воздействий, служит собственная динамическая реакция в виде градиентно-вихревых волн Россби годового периода. Вследствие ограниченных размеров внутренних морей эти волны образуют квазигеострофические амфидромические системы циклонически вращающихся суббассейновых круговоротов.

    Начало исследований морей Арктики положено Н. Н. Зубовым, который в военные 1941—1943 годы персонально отвечал за проводку судов через льды Белого моря и использование ледовых железнодорожных переправ для их разгрузки в устье Северной Двины. Этот опыт дал ему новый научный материал по механическим свойствам морских и речных льдов, процессам нарастания и таяния льда, приливной и ветровой динамике льдов в Белом море. Кафедра океанологии начала исследования Белого моря в середине 1960-х годов на базе двух расположенных в Кандалакшском заливе биологических станций: биологического факультета МГУ и Зоологического института АН СССР. В 1972 году биостанция МГУ получила новое судно — сейнер водоизмещением 80 тонн. С тех пор под руководством доцента А. Н. Пантюлина удалось провести более 50 экспедиций, прибрежных и в открытом море, во все сезоны года.

    С 2013 года студенты кафедры океанологии регулярно участвуют в рейсах судна «Профессор Молчанов» (плавучий университет) в Белом, Баренцевом и Карском морях по программе Русского Географического общества, Росгидромета и Северного Федерального университета.

    Выпускники

    За 60-летнюю историю кафедра океанологии Московского университета подготовила около 580 специалистов, магистров и бакалавров. Более 170 из них защитили кандидатские диссертации, около 50 — докторские. Трое выпускников (С. С. Лаппо, С. А. Добролюбов и С. К. Гулев) стали членами-корреспондентами Российской Академии Наук.

    Научные и исследовательские организации

    Выпускники кафедры ныне работают во всех океанологических центрах бывшего СССР.

    • Государственным океанографический институт им. Н. Н. Зубова — Здесь трудились и трудятся известные ученые-океанологи А. И. Симонов, С. Г. Орадовский, С. П. Левиков, В. М. Грузинов. В разные годы ГОИН возглавляли выпускнии кафедры С. С. Лаппо и В. Ф. Комчатов.
    • Росгидромет — председатель А. В. Фролов — выпускник кафедры.
    • Институт океанологии им. П. П. Ширшова — большой вклад в работу института внесли ученики школы Б. Н. Филюшкин, В. И. Кукса, Е. А. Плахин, А. В. Леонов, И. Д. Лозовацкий, Г. М. Жихарев, А. Б. Рабинович, Е. В. Семенов. С 1993 года по 2006 институт возглавлял выпускник кафедры С. С. Лаппо. Учебная практика кафедры проходит на базе Южного отделения института, проводятся совместные экспедиционные исследования на судах ИО РАН.
    • Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии и региональные отделения — АтлантНИРО (Калининград), ПИНРО (Мурманск), ТИНРО (Владивосток), ЮгНИРО (Керчь).

    Работают выпускники также и в других странах мира, занимающихся океанологическими исследованиями: США, Канаде, Великобритании, Германии, Франции, Австралии, Японии, Китае, Болгарии, Мексике, Уругвае, Сенегале и других странах.

    Еще по этой теме:
    Крейнес, Михаил Александрович
    Крейнес, Михаил Александрович
    Михаил Александрович Крейнес (1903—1977) — доктор физико-математических наук, профессор механико-математического факультета МГУ, лауреат Сталинской премии СССР (1946). Биография Родился 2 июня
    Азербайджанский университет кооперации
    Азербайджанский университет кооперации
    Азербайджанский университет кооперации — высшее учебное заведение Азербайджана, готовящее специалистов для системы потребительской кооперации. В университете получают образование около 4500 человек,
    На инженерном отделении одного из Чувашских ВУЗов расширили функциональные показатели технических средств обучения
    На инженерном отделении одного из Чувашских ВУЗов расширили функциональные показатели технических средств обучения
    Трое научных деятелей технической кафедры инженерного факультета одного из Чувашских сельскохозяйственных высших учебных заведений спроектировали конструкцию насадки, оснащённой цифровой видеокамерой
    В Астраханском крае возрастает популярность аграрных специальностей
    В Астраханском крае возрастает популярность аграрных специальностей
    В Астраханском регионе сельскохозяйственные профессии являются одними из самых популярных. Об этом рассказал сотрудник кафедры агарной инженерии сельскохозяйственного отделения одного из Астраханских
    Рязанский ГАТУ назвал практику основой для настоящего специалиста
    Рязанский ГАТУ назвал практику основой для настоящего специалиста
    Для каждого высшего учебного заведения в качестве одного из ключевых показателей эффективности собственной деятельности выступает востребованность выпускников на трудовом рынке. Как известно, в
    В каких высших учебных заведениях можно получить знания в области почвоведения
    В каких высших учебных заведениях можно получить знания в области почвоведения
    Почвоведение — востребованная наука, достижения которой актуальны, прежде всего, для сельского хозяйства. Обширные знания в этой области сегодня можно получить в вузах России.
    Комментарии:
    Добавить комментарий
    Ваше Имя:
    Ваш E-Mail: