Показать меню

Катастрофа Ту-134 в Самаре

Катастрофа Ту-134 в Самаре — авиационная катастрофа, произошедшая в субботу 17 марта 2007 года. Ту-134АК авиакомпании UTair выполнял рейс UT-471 по маршруту Сургут—Самара—Белгород, но при заходе на посадку в Самарском аэропорту Курумоч жёстко приземлился на грунт и перевернулся. Погибло 6 человек из 57, находившихся на борту.

Самолёт

Ту-134АК (регистрационный номер RA-65021, заводской 48390, серийный 35-04) был выпущен 31 мая 1976 года. 20 июня того же года под б/н СССР-65021 был передан авиакомпании «Аэрофлот»:

  • с 20 июня 1976 года по 1 мая 1980 года — МГА СССР, 235-й Отдельный Правительственный АО;
  • с 1 мая 1980 года по 1982 год — МГА СССР, Приволжское УГА, 1-й Куйбышевский ОАО (Курумоч);
  • с 1982-го по 1992 год — МГА СССР, Приволжское УГА, Горьковский ОАО;
  • с 1992-го по 1993 год — МГА СССР, Приволжское УГА, Чебоксарский ОАО.

С 1993 года его б/н сменился на RA-65021, а лайнер был передан Чебоксарскому АП — Чувашия (со 2 февраля по 4 августа 1997 года находился в нём на хранении). От него сдавался в лизинг авиакомпаниям:

  • Татарстан — с 4 декабря 1998 года по 18 ноября 1999 года.
  • Карат — с 31 января 2001 года по 18 августа 2004 года (с 20 июня 2002 года по 18 августа 2004 года находился в ней на хранении).
  • Волга-Авиаэкспресс — с 27 октября 2004 года по 30 мая 2005 года.

30 мая 2005 года самолёт был взят в лизинг авиакомпанией UTair. Оснащён двумя двигателями Д-30-III Пермского моторного завода. На день катастрофы совершил 22 611 циклов «взлёт-посадка» и налетал 35 154 часа.

Экипаж

  • Командир воздушного судна (КВС) — Олег В. Зубков. Пилот 2-го класса. Налетал 11 855 часов, 1993 из них на Ту-134 (740 из них в качестве КВС).
  • Второй пилот — Андрей А. Лопанов. Пилот 2-го класса. Налетал 6100 часов, все на Ту-134.
  • Штурман — Сергей А. Щербань. Штурман 1-го класса. Налетал 5210 часов, 2338 из них на Ту-134.
  • Бортмеханик — Александр И. Муратов. Бортмеханик 1-го класса. Налетал 5030 часов, все на Ту-134.

В салоне самолёта работали три бортпроводника: Инга Хитрова (старший бортпроводник), Татьяна Кушнер и Олег Космачёв.

Хронология событий

Заход на посадку в аэропорту Курумоч выполнялся с магнитным курсом 231° по схеме захода на посадку от ОПРС Кошки по курсо-глиссадной системе в директорном режиме. Во время снижения и захода на посадку рейса 471 метеорологические условия были такими: (видимость на ВПП и высота нижней границы облаков) имели тенденцию к ухудшению: в течение 40 минут ухудшились с 2300×450 метров до 225×40 метров соответственно (в 06:42 SAMT). При этом оперативная информация не доводилась до диспетчерского состава.

Заход на посадку проходил с значительными отклонениями от курса и глиссады, о чём диспетчер посадки, осуществлявший контроль по посадочному радиолокатору, проинформировал экипаж, хотя и не акцентировал внимание на выходе отклонений за пределы максимально допустимых. Кроме того, технология работы диспетчерского пункта посадки не предусматривала контроля выполнения захода на посадку на окончательном этапе захода — после пролёта БПРМ, по причине чего диспетчер не поставил экипаж в известность о значительном отклонении в момент, непосредственно предшествующий посадке.

В нарушение требований «Руководства по летной эксплуатации» и «Инструкции по взаимодействию» экипаж не произвёл оценку возможности продолжения снижения на высоте принятия решения (60 метров) и продолжал снижение, не установив визуального ориентира для выполнения посадки. Лишь на высоте 25 метров КВС выдал команду о выполнении повторного захода на посадку, увеличив при этом режим работы двигателей. И лишь через 3 секунды на высоте 9 метров, за 1,5 секунды до касания земли, было зарегистрировано взятие штурвала на себя. В этой ситуации предпринятых усилий оказалось недостаточно для того, чтобы скомпенсировать вертикальную скорость снижения в 6 м/c.

В результате в 06:42:33 SAMT рейс UT-471 произвёл посадку вне взлётной полосы — справа в 100 метрах от осевой линии и в 305 метрах до торца ВПП №23. При движении самолёта по грунту стойка левого шасси подломилась, произошло частичное разрушение фюзеляжа, сломались остальные стойки шасси. Затем самолёт оказался на ВПП, где перевернулся через левую плоскость крыла, потеряв её вместе с левым двигателем. В перевёрнутом состоянии лайнер сошел с ВПП, его передняя часть отломилась от фюзеляжа и завалилась влево.

Пострадавшие

В результате катастрофы погибло 6 пассажиров, экипаж и остальные пассажиры получили травмы различной степени тяжести (27 человек были госпитализированы).

Авиакомпания UTair выплатила семьям погибших по $ 75 000.

Расследование

В начале августа 2007 года было сообщено о результатах работы комиссии по выяснению причин авиакатастрофы:

Причиной катастрофы самолёта Ту-134А RA-65021 в процессе захода на посадку на аэродроме Самара (Курумоч), в условиях существенно хуже метеорологических минимумов, установленных для аэродрома, самолёта и экипажа, явилось разрушение ВС при движении по земле после его грубого приземления за 300 м до ИВПП, правее курса захода 100 м.

Авиационное происшествие стало возможным в результате организационно-технологических и процедурных недостатков в работе и взаимодействии служб метеорологического обеспечения и управления воздушным движением, а также ошибок в действиях экипажа.

Недостатки нормативных и технологических документов АМЦ Самара не позволили вовремя передать службе УВД для информирования экипажа данные, замеренные аэродромной автоматической метеорологической станцией КРАМС-4, об ухудшении метеоусловий ниже установленного минимума аэродрома. На высоте принятия решения, в условиях отсутствия надёжного визуального контакта с огнями приближения и наземными ориентирами, КВС не принял своевременного решения об уходе на второй круг.

Неиспользование диспетчером посадки всех технических возможностей посадочного радиолокатора из-за противоречия в нормативных документах, определяющих порядок и технологию его работы, а также нечеткое взаимодействие в экипаже и запоздалые действия по уходу на второй круг, не позволили предотвратить переход ситуации в катастрофическую.

Последствия

В марте 2010 года Самарский областной суд признал командира экипажа рейса 471 Олега Зубкова и второго пилота Андрея Лопанова виновными и приговорил их соответственно к 6 годам лишения свободы условно с испытательным сроком 4 года и 2 годам условно с испытательным сроком 2 года.

Из-за других событий, произошедших по совокупности, 21 марта день траура был объявлен и по всей России.

Еще по этой теме:
Кухарж, Евгений Фёдорович
09:44, 02 декабрь
Кухарж, Евгений Фёдорович
Евгений Фёдорович Кухарж (род. 25 февраля 1949, Москва) — советский хоккеист, нападающий, мастер спорта СССР международного класса. Биография Образование - высшее по специальности
Решетилов, Владимир Иванович
04:41, 02 декабрь
Решетилов, Владимир Иванович
Владимир Иванович Решетилов (28 марта 1937 года, Днепропетровск, УССР, СССР — 13 июля 1992 года, Москва, Российская Федерация) — советский государственный деятель, Министр строительства СССР (1986),
Кондратьева, Людмила Андреевна
01:53, 02 декабрь
Кондратьева, Людмила Андреевна
Людмила Андреевна Кондратьева (11 апреля 1958, Шахты, Ростовская область) — советская легкоатлетка, специализировалась в спринте. Олимпийская чемпионка. Заслуженный мастер спорта СССР (1978).
Катастрофа DC-4 в Нью-Йорке
01:32, 02 декабрь
Катастрофа DC-4 в Нью-Йорке
Катастрофа DC-4 в Нью-Йорке — авиационная катастрофа пассажирского самолёта Douglas DC-4 американской авиакомпании United Air Lines, произошедшая вечером в четверг 29 мая 1947 года в Нью-Йорке близ
Дуабеков, Темирхан Дуабекович
00:56, 02 декабрь
Дуабеков, Темирхан Дуабекович
Темирхан Дуабекович Дуабеков (20 января 1937, аул Саржал, Павлодарская область) — сотрудник МВД СССР, МВД Казахстана; генерал-майор милиции, кандидат юридических наук, член-корреспондент Академии
Башкиров, Сергей Геннадьевич (футболист)
20:58, 01 декабрь
Башкиров, Сергей Геннадьевич (футболист)
Сергей Геннадьевич Башкиров (11 марта 1959, Шумерля, Чувашская АССР, СССР) — советский футболист, полузащитник, защитник. Мастер спорта СССР (1984). Карьера Клубная Воспитанник юношеской команды
Комментарии:
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail: